Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Рыночная конкуренция и власть

На прошедшем заседании Госсовета – высшем совещательном органе при президенте Российской Федерации – обсуждались детальные проблемы, связанных с развитием конкуренции, совещание прошло под руководством В.В. Путина.

Сам выбор формата обсуждения заслуживает особого внимания. Далеко не все вопросы социально-экономической политики государства выносятся на Госсовет. По существу, это означает что поставленная тема конкуренции, в силу разных обстоятельств, занимает особое место.

Одной из таких обстоятельств, это высшая степень значимости поставленной темы среди других национальных приоритетов. Экономическая конкуренция (как и рынок, в целом) — один из важнейших системных институтов новой демократической России, который начал воссоздаваться в нашей стране лишь за последние 30 лет. И надо признать, на фоне других новых институтов свободного общества (демократические выборы, свободное самоуправление, независимость ветвей власти и пр.) достижения в области конкуренции были особенно скромными. Соответственно, огромными оказались экономические и социальные потери общества.

Выявление причин этих неудач не представляет особой трудности, но довольно неожиданной оказалась неспособность властей решать эту проблему, особенно на региональном и местном уровнях. Причин было много: но главная — недооценка системного характера этой задачи, несущей в себе старые традиции правовой, хозяйственной и политической культуры российского общества, недо-реформированность его рыночных институтов. Попытки административно, сверху, по отраслевому признаку решать эту проблему отдельно в каждом секторе экономики, каждом регионе оказались несостоятельными.

Выявилось рассогласование в методах и инструментах реализации правительственных проектов между федеральным центром и регионами (муниципалитетами). Вызрело стремление федерального центра подвести решение проблемы под прочную правовую базу по всей вертикали российской исполнительной и судебной власти. А для этого, в свою очередь, потребовался широкий набор согласительных процедур для разрешения разногласий между органами и субъектами государственной власти Российской Федерации.

Только сегодня, спустя десятилетия постепенно выявились истинные масштабы проблемы удушения конкуренции, когда потери в результате многих тысяч ущербных сделок вылились в целые проценты недополученного ВВП страны. И не удивительно. По данным Росстата, сегодня на местных рынках работает более 300 тысяч организаций с государственным или муниципальным участием. Практически все предприятия, входят в категорию планово-убыточных. Кроме того, министр финансов сообщил, что в 2017г. более 96% закупок госкомпаний прошло на неконкурентной основе. При этом общий объем договоров составил 16,5 трлн руб., что сопоставимо с бюджетом РФ. Поэтому на фоне поставленной задачи достижения высоких (выше среднемировых) темпов роста экономики проблема конкуренции автоматически выходит в ранг приоритетных.

Обозначилась высокая социальная и экономическая чувствительность общества к неоправданным потерям от подавления конкуренции. С одной стороны, здесь миллионы потребителей неконкурентоспособных продуктов и услуг, а с другой, — сотни тысяч потерявших надежду малых и средних предпринимателей, неправомерно выдавленных с рынка.

Пришло осознание того, что проблема носит политический характер, в том смысле, что целые институты политической власти (в регионах, на местах) сознательно идут на искажение существа и даже формы федеральных законов свободной конкуренции. Происходит политически опасное явление — разрыв единого экономического пространства России. Регулярное нарушение правил свободного (и даже регулируемого рынка) вписывается в стратегию и тактику политической борьбы за власть, за кормушки на уровне многих регионов и муниципалитетов.

Неоднократность как попыток решения этой проблемы на высшем уровне российского руководства, так и неудач самих этих попыток накладывается на то, что случаи выявления неконкурентоспособных деловых решений на всей территории России уже давно перешли из разряда отдельных событий в категорию массового явления хозяйственно-политической жизни страны. И с этим срочно надо что‑то делать.

Сегодня внутренние и внешние обстоятельства не оставляют нам времени на размышление. И тем не менее важно не ошибиться и на этот раз.