Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации в III квартале 2014 года

В III квартале 2014 года в Совет Федерации поступило 5002 обращения граждан, из них в письменной форме – 4691, на личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято 311 человек, через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет поступило 1650 обращений в электронном виде. Дано более 1200 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся в телефонную справочную службу Совета Федерации.

Анализ обращений граждан, поступивших в Совет Федерации в III квартале 2014 года, показывает, что процесс интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя вызывает широкой интерес граждан. Например, в коллективном письме представителей бизнес-сообщества из Владимирской области содержались предложения по развитию взаимовыгодного делового сотрудничества предпринимателей регионов в целях обеспечения экологической, экономической и продовольственной безопасности Республики Крым и г. Севастополя. По мнению авторов в настоящее время стоит серьезная задача восстановления научно-технического и промышленного потенциала интегрированных субъектов в рамках осуществления совместной инновационной деятельности экономического, социально-культурного и гуманитарного характера.

В период избирательной кампании в органы государственной власти и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации 14 сентября 2014 года общественной организацией крымских татар «Милли Фирка» высказывалось мнение о преждевременности проводимых выборов в переходный период и переносе их на более поздние сроки. Авторы обращений высказывались о необходимости скорейшего решения крымско-татарского вопроса в России путем активного включения представителей крымских татар в политическую систему Республики Крым, в процессы управления и развития региона, что позволило бы в дальнейшем провести демократические выборы с учетом интересов всех национальностей, проживающих на Крымском полуострове.

Поступали отклики и предложения по вопросу принятия Федерального конституционного закона от 21 июля 2014 года № 12-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федерального закона от 21.07.2014 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Например, в своем коллективном обращении представители управляющих компаний и инвестиционных фондов указывали на некоторые возникшие в переходном периоде проблемы осуществления коммерческой деятельности в новых субъектах. Очевидна необходимость создания инфраструктуры фондового рынка, проведение оценки объектов недвижимости, проведение различных регистрационных и разрешительных мероприятий, приведение состава и структуры активов местных фондов в соответствие с требованиями российского законодательства. Все эти и другие проблемы было предложено учесть при подготовке законодательных инициатив и внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее вопросы финансово-экономической и предпринимательской деятельности.

Работа Совета Федерации над законопроектами в сфере экологии, землепользования, природопользования, сельского хозяйства была поддержана гражданами, о чем свидетельствуют многочисленные обращения. Например, при обсуждении Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в письме руководства ОАО «Газпром» речь шла о возможных рисках введения дополнительной процедуры государственной экологической экспертизы для получения комплексного экологического разрешения на уже построенных или реконструируемых объектах. Это связано с дополнительными сроками рассмотрения документов и возможными возвратами их с целью доработки. В связи с тем, что модернизация многих предприятий или отдельных объектов проводится зачастую в постоянном режиме, регулярный пересмотр разрешительной документации и прохождение государственной экологической экспертизы может повлечь за собой дополнительные немалые расходы, демотивировать организации на проведение реконструкции и модернизации своих производств.

 Критические замечания поступали от представителей сообществ, осуществляющих свою деятельность в сфере сельскохозяйственного предпринимательства, при обсуждении Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений». В этой связи указывалось на необходимость более четкого определения отдельных терминов, используемых в тексте законопроекта, а также целей, функций и полномочий в области мониторинга и надзора в этой сфере, исключение возможности дублирования полномочий разными органами власти и минимизирование экономических потерь хозяйствующих субъектов в связи с необходимостью финансирования лабораторных исследований в области карантина растений.

 В связи с применением в отношении Российской Федерации экономических санкций, инициированных США и поддержанных рядом европейских государств, граждане, обращаясь в Совет Федерации, говорили и об усилении мер государственной поддержки в развитии крестьянско-фермерского хозяйства. Фермеры адресовали обращение в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с целью обратить внимание на необходимость создания приемлемых форм финансирования фермерских и личных подсобных хозяйств для развития и наращивания производства.

С интересным предложением о необходимости законодательной защиты «русского чернозема» обратилась в Совет Федерации директор Тамбовского научно-исследовательского института сельского хозяйства РАСХН Л.Н.Вислобокова. В обращении речь идет о проблеме сохранения уникального природного богатства России – черноземных почв, которые за последние годы подверглись серьезной деградации, загрязнению, и как следствие, снижению плодородия. Преступное мнение о неиссякаемости высокого потенциального плодородия чернозема, бесхозяйственное его использование, нерациональные приемы обработки привели к резкому снижению агрономических достоинств черноземных почв. Незаконное снятие черноземного слоя с полей, продажа его и вывоз за границу, стало экологической и экономической бедой многих российских регионов. В сложившейся ситуации государство должно принять меры к сохранению чернозема в качестве национального богатства, важнейшего экономического ресурса страны, не менее важного, чем нефть, уголь, газ и другие полезные ископаемые.

В Совет Федерации обращаются граждане с активной жизненной позицией, неравнодушные к местным и региональным проблемам, требующим незамедлительного разрешения и помощи государства. Например, в письме инициативной группы работников службы движения аэропорта Мыс Шмидта в Чукотском автономном округе говорилось о критическом состоянии населенного пункта и аэродрома. Сегодня, по сообщению авторов обращения, из‑за полного отсутствия финансирования и нежелания местных властей предпринимать конструктивные шаги по исправлению ситуации, фактически уничтожен стратегически важный для столь отдаленной территории объект – аэродром. В связи с чем, авторы не первый раз обращаются в различные государственные структуры с целью привлечь внимание к решению проблемы.

Высок интерес и доверие к деятельности Совета Федерации со стороны представителей общественности. Об этом свидетельствует значительное количество приглашений общественных организаций, союзов, фондов и объединений принять участие в политических, экономических, культурных форумах, съездах, конференциях. Например, только в III квартале поступило более 100 предложений об участии членов Совета Федерации в общественно значимых мероприятиях.

Распределение количества обращений по регионам выглядит следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 46%, Приволжского федерального округа – 17%, Северо-Западного и Южного федеральных округов – по 8%, Сибирского федерального округа – 6%, Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов – по 4%, Дальневосточного и Крымского федеральных округов – по 2%; из зарубежных стран – 3%.