Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации во II квартале 2016 года

Во II квартале 2016 года в Совет Федерации поступило 8208 обращений граждан, из них в письменной форме – 7596, на личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято 565 граждан, проведено 3 личных приема граждан членами комитетов Совета Федерации. В электронном виде через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет поступило 3285 обращений. Дано около 1500 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся в телефонную справочную службу Совета Федерации.


Во II квартале 2016 года в Совет Федерации поступило 8208 обращений граждан, из них в письменной форме – 7596, на личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято 565 граждан, проведено 3 личных приема граждан членами комитетов Совета Федерации. В электронном виде через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет поступило 3285 обращений. Дано около 1500 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся в телефонную справочную службу Совета Федерации.

Увеличение количества обращений граждан, поступивших в Совет Федерации во II квартале текущего года, свидетельствует о высоком интересе граждан к законотворческой деятельности Совета Федерации и активном участии в обсуждении законопроектов.

Более 400 обращений поступили в Совет Федерации с откликами на законопроект № 953369–6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ) в части, касающейся новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации. Граждане высказывались против внесения понятия «в отношении близких лиц» в статью, устанавливающую меры наказания за побои и насильственные действия, так как, по их мнению, указанные изменения непременно распространяются на некоторые традиционные меры родительского воспитания.

Авторы обращений единодушно высказывали опасение возможного трактования умеренного физического наказания в воспитательных целях как побои и насильственные действия в отношении детей, а, следовательно, привлечения родителей к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Такое положение дел, по мнению заявителей, противоречит принципам семейной иерархической традиции, когда разумный подход и умеренное, без злоупотребления «использование родителями телесных наказаний в процессе воспитания не расценивается как что‑либо заведомо дурное и недопустимое». В ситуации же, когда родитель постоянно находится «под прицелом» у детей и общественности, воспитательная мера будет трактоваться как уголовное преступление, что приведет к тяжелым последствиям для всех членов семьи, в первую очередь для самого ребенка. Обращения поступили из различных регионов страны. Информация о поступивших обращениях доведена до сведения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Обсуждение и принятие законопроекта № 1039149–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ) вызвало отрицательную реакцию у представителей отрасли связи, которые обращались в Совет Федерации с обоснованиями своей позиции о невозможности реализации законодательных требований по возложению на операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет обязанности хранения на территории Российской Федерации передаваемой информации до шести месяцев с момента окончания ее приема, передачи, доставки или обработки. Представители компаний ведущих сотовых операторов приводили доводы об отсутствии необходимого программного обеспечения и оборудования, затраты на приобретение которых будут чрезмерно высоки и повлекут за собой рост тарифов, деградацию качества и утрату доступности оказываемых услуг, а также будут препятствовать инновационному развитию отрасли в целом.

На указанный законопроект поступали и коллективные отклики от религиозных объединений, в частности, представителей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, в которых они высказывали свое несогласие с вводимыми мерами по противодействию терроризму в сфере деятельности религиозных объединений, в частности, требований и ограничений к осуществлению миссионерской деятельности на территории Российской Федерации. Информация о поступлении более 120 обращений из разных регионов Российской Федерации была доведена до сведения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Поступали обращения граждан с откликами на законопроект № 985767–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения положений по вопросам оценки имущества)» (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ), в которых авторы выражали несогласие с внесудебным порядком взыскания задолженности по кредитным договорам на основании исполнительных надписей. По мнению авторов, такое положение закона не дает возможности учесть некоторые обстоятельства, ставшие причиной нарушения кредитного договора, например, трудные жизненные ситуации, заболевание заемщика или ошибки, допущенные банковскими сотрудниками. Обращения переданы в Комитет Совета Федерации по экономической политике.

Более 60 обращений граждан поступили в Совет Федерации в поддержку требований участников «акции валютных ипотечников» в главном офисе Банка ВТБ в г. Москве. В качестве основных звучали требования компромиссного решения вопроса исполнения обязательств заемщиков валютной ипотеки и принятия закона о моратории на любые репрессивные меры в отношении добросовестных валютных ипотечных заемщиков, у которых нарушения возникли после 2014 года. Обращения по указанной тематике поступили от жителей г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области.

В обращениях жителей Саратовской и Новосибирской областей активно обсуждались законопроекты № 1058438–6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „Об исчислении времени“ (об отнесении Саратовской области к 3-ей часовой зоне) и № 1085784–6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» (об отнесении Новосибирской области к 6-й часовой зоне)» (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 271-ФЗ). Следует отметить, что мнения авторов о поддержке или отклонении законопроектов разделились примерно поровну. В качестве аргументов в пользу отнесения указанных областей к новым часовым зонам граждане отмечали повышение эффективности использования светлого времени суток, устранение негативного влияния на состояние здоровья жителей регионов и другие. В Комитет Совета Федерации по экономической политике передано более 120 обращений граждан, большинство из которых поступило из Новосибирской области.

Более 60 обращений индивидуальных предпринимателей, занимающихся предоставлением гостиничных услуг, содержали негативную оценку законопроекта № 876688–6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг). Авторы отмечали, что подобная форма предоставления гостиничных услуг существует много лет и является удобной и оперативной для туристов и выгодной в реализации и налогообложении для владельцев жилой площади. По мнению авторов, случаи недобросовестного ведения предпринимательской деятельности и жалоб со стороны соседей не должны стать обоснованием для запрета целого сектора услуг в сфере туристического бизнеса. Обращения по указанной тематике были переданы в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для учета в работе.

Распределение количества обращений по регионам выглядит следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 46%, Сибирского федерального округа – 13%, Северо-Западного федерального округа – 11%, Приволжского федерального округа – 8%, Южного федерального округа – 7%, Уральского федерального округа – 4%, Северо-Кавказского федерального округа – 4%, Дальневосточного и Крымского федеральных округов – по 2%; из зарубежных стран – 3%.