Парламентские слушания

«Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»

Рекомендации

Участники парламентских слушаний, рассмотрев вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве, констатируют, что информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из ключевых источников информации. В настоящее время многочисленную и крайне активную часть его аудитории составляют дети. В частности, очень высок процент школьников среди пользователей социальных сетей.

Участники парламентских слушаний полагают, что в данной сфере имеются следующие проблемы:

— низкая грамотность детей в вопросах безопасного поведения в интернет-пространстве;

— опережающее использование детьми интернет-сервисов по сравнению с началом их систематизированного обучения компьютерной грамотности;

— ненадлежащая организация защиты детей от противоправного контента в образовательных организаций, нехватка в них компетентных специалистов в области информационной безопасности;

— недостаточность реализуемых дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, занятых в сфере информационных технологий;

— отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства владельцами сайтов, провайдерами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети Интернет;

— ненадлежащее применение административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от вредной информации в местах, доступных для детей;

— необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение детской безопасности в сети Интернет;

— недостаточность системной информационно-просветительской работы, направленной на профилактику интернет-зависимости, информирование детей и родителей о безопасном поведении при использовании информационно-коммуникационных технологий;

— отсутствие системы мер по противодействию распространения материалов экстремистской направленности, пропаганде молодежных суицидов в социальных сетях;

— нехватка развивающего и обучающего контента в сети Интернет, интересного детям, а также его пропаганды.

Отмечая важность вышеуказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности и развития детей в информационном пространстве, участники парламентских слушаний подчёркивают, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, следует признать, что многие нынешние проблемы возникают из‑за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых инструментов.

Участники слушаний пришли к выводу, что для обеспечения информационной безопасности детей необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей, юношеских организаций.

С учётом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

— ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 118634–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению», № 118707–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению»;

— не допускать принятия проектов федеральных законов, снижающих установленные федеральным законодательством организационно-правовые гарантии информационной безопасности детей.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

— усилить взаимодействие в рамках межпарламентской деятельности в части обеспечения информационной безопасности детства;

— в рамках деятельности по подготовке программы «Десятилетие детства: включить самостоятельный раздел «Обеспечение безопасности и развития детей в информационном пространстве»; учесть результаты мониторинговых исследований Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества; привлечь к подготовке данного документа участников Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых».

Правительству Российской Федерации:

— обобщить опыт работы правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области разработки и внедрения информационно-аналитических комплексов автоматизированного выявления запрещённой информации в сети Интернет и разработать меры по его распространению;

— разработать поправки в законодательство, устанавливающие механизм внесудебного блокирования информационных ресурсов, пропагандирующих и публично оправдывающих экстремизм и терроризм;

— рассмотреть вопрос о предоставлении прокурорам субъектов Российской Федерации права обращения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью внесудебного закрытия доступа к сведениям об организации массовых беспорядков, незаконных публичных акций;

— подготовить предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на установление дополнительных законодательных гарантий и введение организационно-правовых мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, содержащейся в играх и игрушках, предназначенных для детей, используемой при оформлении предметов детского повседневного обихода, в том числе размещаемой на сувенирной продукции, товарах бытового назначения, аксессуарах предназначенных для детей и подростков (сумочки, косметички, украшения и другие товары, находящиеся в свободной розничной продаже), и на детской одежде;

— разработать поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленные на:

· регулирование распространения информации в социальных сетях с учётом их особенностей;

· возможность закрепления на законодательном уровне нормы об обязательном размещении информации о родительском контроле на сайтах провайдеров и телекоммуникационных операторов;

· формирование мер государственной поддержки производства и распространения информационной продукции, предназначенной для детей, на федеральном, региональном и местном уровнях;

· регламентацию в законодательном порядке правовых последствий экспертизы информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, для производителей и распространителей указанной информационной продукции;

· отмену для детских и детско-юношеских библиотек требования о зонировании информационной продукции;

· закрепление обязанности органов, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечивать все необходимые условия для выполнения администрацией образовательных организаций требований о применении административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в местах доступа к Интернету;

— рекомендовать федеральным органам государственной власти, их подведомственным учреждениям, ведомствам и организациям, акционерным обществам с государственным участием, государственным корпорациям, государственным компаниям и федеральным государственным унитарным предприятиям предпринимать необходимые меры для создания детского контента по профилю их деятельности;

— в обязательном порядке включать в ежегодный доклад Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации о положении детей в Российской Федерации самостоятельного раздела «Информационная безопасность детей», в котором должны содержаться сведения о реализации права детей на свободный доступ к информации и на информационную безопасность;

— разработать дополнительные меры финансовой поддержки детских безопасных интернет-ресурсов;

— при формировании бюджета предусмотреть средства, необходимые для подготовки необходимого числа экспертов, владеющих соответствующими знаниями и опытом в области медиабезопасности детей, для своевременного и профессионального проведения экспертизы информационной продукции;

— при формировании плана реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы предусмотреть включение мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей;

— подготовить предложения по формированию системы льгот для производителей фильмов и мультипликационных картин, предназначенных для детей и подростков.

 Министерству внутренних дел Российской Федерации:

— продолжить участие в организации и проведении ежегодных мероприятий по правовому информированию и правовому консультированию, таких, как «Уроки безопасности в Интернете», Единый урок по безопасности в сети Интернет, приуроченных к Международному дню защиты детей, Дню знаний, Всемирному дню ребёнка.

— подготовить предложения по ограничению участия на регулярной основе несовершеннолетних в деятельности общественных движений, ориентированных на выявление незаконного контента в сети и передачу информации в правоохранительные органы для блокировки данной информации.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

— разработать методические рекомендации по доработке дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области информационной безопасности и создать информационную базу данных дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности;

— разработать механизмы софинансирования закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий для государственных общеобразовательных, специализированных и высших учебных заведений;

— разработать рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет;

— с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества актуализировать и направить в субъекты Российской Федерации перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет и причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;

— рассмотреть возможность разработки методических материалов, посвященных прививанию навыков грамотного и культурного общения и других коммуникаций в сети Интернет, в рамках учебных дисциплин «Русский язык», «Литература» и «Информатика»;

— обеспечить внедрение мероприятий Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых» в программы внеурочной деятельности общеобразовательных организаций Российской Федерации;

— с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества актуализировать и направить в субъекты Российской Федерации календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, и сформировать календарь образовательных событий;

— поддержать разработанный членами и экспертами Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности» и рекомендовать образовательным организациям Российской Федерации его к использованию в учебном процессе;

— рассмотреть возможность создания на базе педагогических высших учебных заведений центров изучения проблем современной молодежи, направленных на развитие педагогической науки с учетом современных вызовов, организации исследований и курсов для педагогов образовательных организаций, консультирования школьных психологов и разработки новых методических программ, учитывающих новый образ жизни подростков;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить ежегодный мониторинг и единое тестирование проверки качества работы использования средств контентной фильтрации (СКФ) в общеобразовательных организаций и разработать Регламент административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств в местах доступа к Интернету в общеобразовательных организациях;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества разработать типовой проект сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

— подготовить предложения по созданию условий по увеличению количества школьных психологов в образовательных организациях начального и общего образования;

— совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить формирование и регулярное обновление реестра лицензионного программного обеспечения, распространяемого на некоммерческой основе, и обеспечить доступ к данному реестру администраций образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью максимально безопасного использования информационных технологий;

— ежегодно включать в проект календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры проведение Единого урока по безопасности в сети Интернет;

— совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжить работу по актуализации норм и учебных методик использования компьютерных устройств, безопасных для здоровья человека, в связи с распространением новых типов компьютерных устройств;

— обеспечить проведение серии мероприятий для детей и педагогов международного проекта «Сетевичок» и размещение на сайтах образовательных системы ротаций баннеров «Сетевичок», рекламирующих российские безопасные сайты для детей и молодежи в формате «социальной рекламы»;

— организовать ежегодный Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности детей;

— рассмотреть возможность снижения требований к молодёжным и детским общественными объединениями для получения государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

— подготовить методику обучения родителей (законных представителей) основам защиты детей в сети, а также информационно-просветительские материалы для родительской общественности для размещения в сети.

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

— рекомендовать организациям, осуществляющим управление социальными сетями в юрисдикции Российской Федерации, разработать комплекс мер, направленных на:

· ограничение доступа несовершеннолетних к информации, определенной Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

· предоставление несовершеннолетним пользователям набора необходимых средств для управления своим социальным профилем в социальной сети и использование ряда настроек по умолчанию в целях недопущения взаимодействия детей с опасным или нежелательным контентом;

· предоставление пользователям комплекса опций относительно размещения их персональных данных в социальной сети

— рассмотреть возможность расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок в связи с неисполнением операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязанности по ограничению доступа к информации, запрещенной для распространения среди детей в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних граждан;

— рассмотреть возможность проведения комплексной информационно-просветительской кампании в целях повышения уровня информированности населения об актуальных угрозах детской безопасности и методах противостояния им, включая информационную поддержку существующих интернет-ресурсов и проектов заданной тематики, семинаров, выставок, форумов по вопросам информационной безопасности в целом и детской безопасности в сети Интернет в частности, а также популяризацию программных и аппаратных решений родительского контроля;

— разработать комплексную программу мониторинга вредного для детей контента в информационно-телекоммуникационных сетях с привлечением профессионального и родительского сообществ, иных общественных объединений, включающую в себя: методы оценки рисков и вреда, с которым дети и подростки сталкиваются при использовании различных инфокоммуникационных технологий; систему «горячих линий» — телефонного и онлайн-консультирования по вопросам информационной безопасности детей и подростков; технологии оценки и повышения цифровой компетентности учащихся и сотрудников образовательных организаций;

— разработать комплекс мер стимулирования внедрения интернет-провайдерами механизмов саморегулирования в сфере информационной безопасности детей;

— совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовить предложения по оптимизации начала оперативно-розыскных мероприятий и фиксации доказательств для изобличения преступников в рамках действующего законодательства о защите детей в информационном пространстве;

— оказывать информационную и организационную поддержку мероприятиям, направленных на повышение профессионального мастерства журналистов в сфере детских, социальных и образовательных средств массовой информации;

— рекомендовать телеканалам с государственным участием увеличить время, выделяемое в эфире на социальную рекламу, ориентированных на детей и родителей;

— совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям обеспечить производство и направление в регионы качественной социальной рекламы о безопасности в сети Интернет, а также оказание содействия в размещении данной социальной рекламы в государственных средствах массовой информации;

— обеспечить подготовку предложений в части обязательного размещения информации о горячей линии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на веб-ресурсах, ориентированных на сбор, обработку и хранение персональных данных несовершеннолетних пользователей.

Министерству культуры Российской Федерации:

— рассмотреть возможность разработать стратегический в части развития детских и детско-юношеских библиотек Российской Федерации документ с учётом предложений экспертов, представителей педагогического сообщества:

— обеспечить увеличение количества государственных грантов на закупку авторских прав на современные произведения для детей и юношества в целях размещения в Национальной электронной детской библиотеке;

— совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечить подготовку предложений по развитию кадрового потенциала детских и детско-юношеских библиотек Российской Федерации.

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

— проработать вопрос о создании реестра «белых сайтов» с обязательной возрастной маркировкой сайтов графикой/текстом и специальным тегом, позволяющим автоматизировать процесс фильтрации сайтов, а также разработать механизм подключения провайдеров-поставщиков услуг системы контент-фильтрации к данному реестру.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— актуализировать нормы использования компьютерных устройств безопасных для здоровья человека в связи с широким распространением новых типов портативных компьютерных устройств, таких как планшетные компьютеры, смартфоны и другие.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разработать и принять региональную программу обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции, руководствуясь представленными на парламентских слушаниях методическими рекомендациям по разработке данных программ;

— обеспечить ежегодное участие педагогов и сотрудников образовательных организаций в мероприятиях, посвященных обеспечению защиты и безопасности информационной инфраструктуры образовательных организаций по таким темам как «Ведение школьного сайта», «Система контентной фильтрации» и другие;

— обеспечить ежегодное проведение следующих международных ежегодных мероприятий: квест для детей и подростков по цифровой грамотности «Сетевичок»; премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»; дистанционное исследование «Образ жизни подростков в сети»; дистанционная научно-практическая конференция для педагогов и сотрудников образовательных организаций и органов власти по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок»;

— обеспечивать проведение мероприятий Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых», встреч представителей администрации субъекта с детьми — участниками Национального рейтинга и создание практических механизмов вовлечения данных детей в общественную жизнь и процессы решений, затрагивающих их интересы, на уровне муниципалитетов и всего субъекта;

— рекомендовать средствам массовой информации регионального и муниципального уровня внести в редакционные планы размещение материалов по темам: «Права и обязанности детей и родителей», «Защита детей в сети», «Как использовать сеть для развития ребенка», «Защита детей от насилия» и др.;

— обеспечить ежегодное проведение следующих мониторинговых исследований: мониторинг безопасности образовательной среды, мониторинг информатизации образования; мониторинг работы школьных психологов мероприятий;

— обеспечить интеграцию веб-проектов федеральных учреждений и ведомств сферы культуры в учебные программы и деятельность образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказать содействие в вовлечение журналистов к участию во Всероссийском конкурсе для журналистов «Семья и будущее России»;

— обеспечить проведение просветительских мероприятий для журналистов, направленные на развитие и повышение качества социальной журналистики;

— не менее двух раз в календарный год организовывать проведение родительских собраний или других мероприятий, посвященных осуществлению защиты и развитию детей в информационном пространстве, с целью информирования родительской общественности.