«Круглые столы»

«Об установлении уголовной ответственности за саботаж»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Об установлении уголовной ответственности за саботаж».

В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, научного и экспертного сообществ.

Участники круглого стола отметили, что в связи с активным проведением специальной военной операции усиливаются деструктивные попытки иностранных спецслужб помешать России не только на поле боя.

Противник все более активно использует пропаганду, агитацию и агентурный аппарат, пытаясь нанести ущерб социально-экономической базе Российской Федерации.

Участники мероприятия признали, что с целью противодействия усиливающейся агрессии со стороны недружественных стран в 2022 и 2023 годах был принят ряд законов, направленных на усиление ответственности за преступления в условиях СВО. В частности, ужесточены санкции за наемничество и воспрепятствование властям в исполнении их полномочий, за дискредитацию участников СВО, уточнены понятия государственной измены и шпионажа, криминализированы деяния, связанные с нарушениями исполнения государственного оборонного заказа. 

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями об ответственности за мародерство, содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, заорганизацию диверсионного сообщества и участие в нем.

Вместе с тем участники круглого стола отметили, что с учетом динамично меняющейся обстановки для успешного противодействия деструктивным силам за рубежом и внутри страны особую актуальность приобрел вопрос разработки дополнительной юридической конструкции, которая предусматривала бы ответственность за саботаж.

Модератор круглого стола, сенатор Российской Федерации О.Ф. Ковитиди, предложила рабочее определение саботажа как умышленных действий (бездействий), совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды лицом, исполняющим свои трудовые обязанности в период специальной военной операции, военного или чрезвычайного положения, с целью скрытого противодействия государственной политике и управлению, повлекшие причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Отметила, что отличительными признаками правовой нормы являются скрытый характер преступного посягательства и специфический период его совершения.

Заслушав модератора круглого стола, высказав свои мнения и обсудив предложения в формате диалога, участники мероприятия пришли к выводу об актуальности рассматриваемой проблематики.

Участники круглого стола отметили необходимость максимально взвешенного подхода к созданию новой правовой конструкции с учетом исторического опыта, принципа сравнительного правоведения и реалий настоящего времени, а также важность создания гарантирующего механизма, позволяющего избежать слишком широкого характера нормы и не допускающего привлечения невиновных к уголовной ответственности, а также смешения нового состава с уже действующими нормами уголовного закона (диверсия, госизмена, шпионаж).

В ходе обсуждения был признано важным выработать не только понятие и определение саботажа, как нового в современной российской истории преступления, но и предусмотреть конкретные признаки его конструкции.

Были высказаны предложения, касающиеся установления мотива преступления – совершение его из корыстной или иной личной заинтересованности, по идеологическим, националистическим, религиозным, расовым мотивам) и формы его совершения – альтернативно путем действия или бездействия, либо только путем бездействия, субъектов правонарушения – отнесения к ним должностных лиц либо лиц, выполняющих свои трудовые обязанности, сферу совершения преступления – стратегические предприятия, предприятия в сфере гособоронзаказа или более широкий круг общественных отношений, а также период совершения преступления – любое время, либо только в специальный период времени и в рамках специального правового режима – специальная военная операция, военное или чрезвычайное положение.

Отдельно участниками круглого стола был рассмотрен вопрос обязательности наступления общественно опасных последствий для квалификации деяния по новой норме – причинение существенного вреда интересам общества и государства, причинение ущерба безопасности Российской Федерации, либо возможность квалификации таких противоправных действий как саботаж без наступления последствий.

Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, подтвержденную в ходе проведенного круглого стола, выступления участников мероприятия и все поступившие в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству предложения участников круглого стола будут учтены в ходе дальнейшей работы над законопроектом, предусматривающим введение уголовной ответственности за саботаж.