«Круглые столы»

«Вопросы обеспечения негосударственной поддержки участников специальной военной операции. Деятельность Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции „Защитники Отечества“

Протокол «круглого стола»

 Председательствовал: В.И. Булавин

Присутствовали:

К.В. Басюк, С.В. Безденежных, В.Н. Бондарев, Ю.К. Валяев, К.О. Казаноков, Н.Ф. Кондратюк, С.Н.Колбин, Т.Д. Мамсуров, С.Н. Муратов, А.В. Наумец, М.Н. Павлова, Д.С. Перминов, Д.О.Рогозин, В.А. Чижов, В.А. Шептий, А.Г. Ярошук

Приглашенные:

Л.Н. Глебова – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, В.Н. Киселев – член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Н.Ю. Никонорова – член Комитета Совета Федерации по международным делам, И.В. Новиков – член Комитета Совета Федерации по социальной политике, А.И. Ролик – член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, А.А. Хапочкин – член Комитета Совета Федерации по социальной политике, Ю.С. Анульева – начальник департамента правового обеспечения Госфонда «Защитники Отечества», А.Г. Бенов – заместитель директора Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России, И.В. Бирюков – председатель Координационного совета Народного фронта по делам инвалидов, А.В. Григорьев – начальник управления медицинского сопровождения Госфонда «Защитники Отечества», И.В. Семенова – заместитель директора Департамента законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Минюста России, А.Е. Золотухина – заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России, Ю.А. Хабаров – начальник управления социального сопровождения Госфонда «Защитники Отечества», С.А. Хомутова – заместитель начальника юридического управления Росфинмониторинга.

Повестка дня:

1. Реализация программ поддержки ветеранов и пострадавших в ходе СВО, получивших травмы, влекущих инвалидизацию. Опыт, проблемы, перспективы.

2. Привлечение пожертвований на обеспечение уволенных с военной службы (работы) участников специальной военной операции, формирование карты лояльности на примере Госфонда «Защитники Отечества».

3. Расходование пожертвований на обеспечение индивидуальных потребностей ветеранов боевых действий, участников специальной военной операции, и сроки предоставления помощи.

4. Общественный контроль и координация деятельности, связанной с общественным контролем.

Выступили:

И.В. Бирюков – председатель Координационного совета Народного фронта по делам инвалидов;
Ю.А. Хабаров – начальник управления социального сопровождения Госфонда «Защитники Отечества»;
Ю.С. Анульева – начальник департамента правового обеспечения Госфонда «Защитники Отечества»;
А.В. Григорьев – начальник управления медицинского сопровождения Госфонда «Защитники Отечества»;
Л.Н. Глебова – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
Д.О. Рогозин – член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;
А.В. Наумец – член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;
А.Г. Ярошук – член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Решили:

1. Информацию участников «круглого стола» на тему «Вопросы обеспечения негосударственной поддержки участников специальной военной операции. Деятельность Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции „Защитники Отечества“ принять к сведению.

2. Отметить следующее.

В соответствии с информацией участников «круглого стола» Народным фронтом и Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» (далее – Госфонд) ведется активная работа по социальной поддержке граждан, получивших травмы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

Реализация программ поддержки ветеранов и граждан, пострадавших в ходе специальной военной операции (далее – СВО), представляет собой сложный механизм взаимодействия широкого круга организаций, в том числе медицинского профиля. Важную роль в поддержке гражданского населения, получившего травмы, влекущие инвалидизацию, осуществляет Народный фронт. Его деятельность заключается не только в мероприятиях по изготовлению протезов конечностей на предприятиях Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Краснодара, Москвы, Московской области и других регионов России, но и обеспечение пострадавших граждан за счет бюджетных и благотворительных средств техническими средствами реабилитации. Особую часть в социализации граждан с инвалидностью занимает последующая реабилитация после ампутации и протезирования. С этой целью Народным фронтом применяется «Школа ходьбы». Физические терапевты, реабилитологи, инструкторы ЛФК и специалисты в сфере протезирования на базе протезных предприятий проводят занятия с участниками, включая школу ходьбы на протезах, обучение использования протезов рук в быту, укрепление физического здоровья.

Также уделяется внимание психологическому состоянию. Психологи проводят персональные занятия, цель которых минимизировать последствия расстройства после пережитого травматического опыта, потери конечностей, с целью предотвращение суицидов, рискованного и саморазрушающего поведения. Народным фронтом применяется инновационный аппаратный комплекс, который позволяет пациентам с ампутированной конечностью начинать реабилитацию немедленно.

Оказание поддержки и помощи ветеранам боевых действий, принимавшим участие в СВО, осуществляет Госфонд. С 1 июня 2023 года филиалы Фонда открыты во всех субъектах Российской Федерации.

Основными темами обращений в Госфонд являются: назначение мер социальной поддержки, денежные выплаты в связи с участием в СВО, получение удостоверения ветерана боевых действий (в том числе членами семьи погибшего), юридическая, медицинская и психологическая помощь, содействие в ремонте жилья и решении бытовых проблем, получения статуса инвалида боевых действий, обучение, переобучение и трудоустройство.

Все социальные координаторы Госфонда прошли обучение и подготовку по специальной программе. Работа Госфонда построена так, что координатор не ждет, пока ветеран сам обратится за решением своих проблем. Госфонд имеет прямые полномочия на обеспечение ветеранов, имеющих инвалидность, техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень (протезы и кресла-коляски для занятий спортом, кресла-коляски с дополнительными функциями и различные виды тренажеров). Также за счет федерального бюджета Госфонд проводит работы по адаптации жилых помещений инвалидов и участников СВО.

В 2023 году для выполнения данных полномочий была принята необходимая нормативная правовая база.

3 февраля 2024 года внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции „Защитники Отечества“ (далее – Указ от 3 февраля 2024 года). У Госфонда появились дополнительные возможности для оказания помощи ветеранам СВО и членам семей погибших, с правом доплаты за технические средства реабилитации, которые приобретают ветераны по электронному сертификату, выдаваемому Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Для этого заключено соглашение об информационном обмене с Социальным фондом России,
а с Минтрудом России прорабатывается механизм проведения доплат.

Совместно с публичным акционерным обществом «Промсвязьбанк» Госфондом проведена работа по созданию карты лояльности «Защитник Отечества» в рамках соглашения, заключенного на Петербургском международном экономическом форуме. Участники СВО, держатели карты лояльности, смогут получать соответствующие льготы и скидки, которые будут выдаваться в филиалах Госфонда, на дому или в лечебном учреждении.

С 1 января 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – Постановление 1290), в соответствии с которым формируется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО). Реестр СОНКО сформирован в целях реализации подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр СОНКО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года № 15 утверждены изменения в Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденное Постановлением 1290.

Изменениями предусмотрено снятие ранее установленных ограничений для включения в реестр некоммерческих организаций (далее – НКО) полномочия учредителя которых осуществляют органы власти. Внесение изменений связано с тем, что такие НКО, независимо от вида деятельности, как правило, имеют большой круг получателей различной поддержки (услуг) и включение в реестр позволит им привлекать дополнительные пожертвования.

Перечень видов деятельности СОНКО по своей сути сформулирован достаточно широко и дает определенную свободу действий.

В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» включены такие виды деятельности как социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, благотворительная деятельность, деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

Очень важным моментом в работе СОНКО является тот факт, что социально ориентированной организация признается именно по виду деятельности, которую непосредственно ведет и может это подтвердить документально.

Что касается помощи участникам СВО и их семьям, то из утвержденных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» видов деятельности, СОНКО может быть выбрано несколько и отражено в учредительных документах.

При этом в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» НКО, как любое юридическое лицо, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, для сокращения сроков разработки устава СОНКО Минюстом России разработаны и размещены на официальном сайте типовые уставы НКО. Продвижение вопроса унификации общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД) и видов деятельности НКО может зависеть от универсальности перечня видов их деятельности, которые при регистрации могут быть включены в их уставы.

В соответствии с наделенными полномочиями Госфонд ведет мониторинг удовлетворенности ветеранов СВО и членов их семей полнотой и качеством предоставляемых им мер социальной поддержки и услуг, которые предоставляются им медицинскими, социальными и другими учреждениями.

При этом Госфондом выражалась необходимость создания отдельного органа или специальной организации по проведению мониторинга удовлетворенности и общественного контроля. Однако участниками «круглого стола» данная инициатива поддержана не была, так как у НКО есть свои формы, заложенные в уставе, в виде общественного контроля: наблюдательный совет, попечительский совет и т. д., которые могут осуществить любую форму контроля.

Требует проработки и вопрос о трудоустройстве в государственные корпорации участников спецоперации на уровне квотирования рабочих мест по аналогии с инвалидами. Данная мера позволит дополнительно поддержать участников СВО, даст возможность получения ими дополнительного профильного образования.

Например, в качестве пилотного проекта рассмотрен город Псков, значительную часть жителей которого составляют кадровые военнослужащие. На базе одного из государственных университетов города имеется возможность обучения не только по программам высшего образования, но и среднего-специального и технического. Данный вопрос находится в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и необходимость проработки перераспределения контрольных цифр приема на обучение в учебные заведения городов, в которых сконцентрированы граждане, принимавшие участие в СВО, было бы социально значимым действием для их адаптации и социализации.

В условиях минимизации последствий спецоперации необходимо уделить внимание и количеству реабилитационных центров, а также ценообразованию проводимых ими мероприятий.

Например, в Белгородской области открыт реабилитационный центр для участников СВО, в котором реализуются программы комплексной реабилитации. Организованы все стадии вплоть до обучения человека ходить на протезе, бегать, прыгать и заниматься спортом. Параллельно с протезированием реализуются образовательные программы. Такой центр отлично работает и в г. Рязани.

3. Учитывая изложенное, Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с профильными комитетами Совета Федерации и всеми заинтересованными государственными органами и организациями продолжить работу над реализацией вопросов и предложений, высказанных в ходе обсуждения.