«Круглые столы»

«Повышение энергоэффективности в строительстве»

Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 февраля 2025 года с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, акционерного общества «ДОМ.РФ», других представителей профессионального строительного сообщества, обсудив проблематику повышения энергоэффективности в строительстве, отмечают следующее.

В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации[1] (далее – Стратегия) предприятия отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются одним из крупнейших источников парниковых газов в России (21% общенационального баланса).

В связи с чем обеспечение значимого роста энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве является одной из задач, выполнение которой характеризует достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», закрепленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Достижение указанной цели в Стратегии предполагается через совершенствование нормативной правовой базы, технического регулирования и стандартизации в целях внедрения энергоэффективных и экологичных технологий и материалов, в том числе вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации отходов производства и потребления, использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при участии акционерного общества «ДОМ.РФ»
в целях достижения вышеуказанной национальной цели в составе федерального проекта «Новый ритм строительства» национального проекта «Инфраструктура для жизни»[2] разработан целевой показатель «Индекс устойчивого энергосбережения в строительстве», направленный на мониторинг энергоэффективности вводимых в эксплуатацию объектов жилого, общественно-делового и производственного назначения. Кроме того осуществляется совершенствование действующих[3], а также разработка новых[4] нормативных технических документов.

Акционерным обществом «ДОМ.РФ» также разработаны национальные «зеленые» стандарты для многоквартирного[5] и индивидуального жилищного строительства[6], позволяющие при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых зданий минимизировать потребление энергетических и материальных ресурсов, ведется разработка межгосударственного «зеленого» стандарта для стран СНГ и Евразийского экономического союза; на базе Единой информационной системы жилищного строительства осуществляется мониторинг динамики проектирования и ввода в эксплуатацию энергоэффективных домов (согласно ЕИСЖС, по состоянию на февраль 2025 года доля энергоэффективных многоквартирных домов с классом энергоэффективности А и выше составляет 25%, на этапе строительства – 30%); в октябре 2023 года запущена программа проектного финансирования жилищного строительства в регионах с недостаточным предложением жилья, в рамках которой строительство застройщиками «зеленых» многоквартирных домов позволяет снизить им процентную ставку на 1 или 2% по кредитному договору проектного финансирования в зависимости от класса энергоэффективности возводимого жилья и выполнения ряда иных критериев «зеленого» строительства[7]; в феврале 2023 года Банк ДОМ.РФ разместил первый выпуск «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд рублей для рефинансирования кредитов проектного финансирования, выданных на строительство жилых домов с классами энергоэффективности А, А+, А++.

Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается освобождение от налогообложения организаций – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности (в течение трех лет со дня постановки их на учет)[8].

Вместе с тем, в рамках обсуждаемой темы участники «круглого стола» выделили ряд проблем, препятствующих обеспечению значительного повышения энергоэффективности в строительстве, среди которых:

— необязательность применения «зеленых» стандартов в жилищном строительстве;

— низкая заинтересованность застройщиков в строительстве энергоэффективного жилья в связи с удорожанием стоимости реализации таких проектов в среднем на 5–10%, а также неосведомленность населения о преимуществах эннергоэффективного жилья, что не является фактором, стимулирующим спрос и создающим дополнительную ценность для застройщика;

— низкая заинтересованность организаций в проведении мероприятий по повышению энергоэффективности собственных производственных процессов по выпуску строительных материалов и инженерного оборудования, используемых в строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в связи с отсутствием в отношении таких организаций мер стимулирующего характера;

— отсутствие требования о включении расчета класса энергоэффективности в проектную документацию здания и заключение экспертизы проектной документации, что создает риск предоставления некорректной информации о качественных характеристиках здания жителям (пользователям) здания и иным заинтересованным сторонам, в том числе органам государственной власти, ответственным за городское планирование, прогнозирование потребления энергоресурсов, а также выбросов парниковых газов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

— отсутствие единой системы мониторинга фактического потребления ресурсов зданиями, что препятствует повышению точности краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребления энергетических ресурсов и выбросов парниковых газов; качественной оценке эффективности мер, направленных на повышение энергетической эффективности, реализуемых государством и частными инвесторами; выявлению используемых при строительстве технических решений, обеспечивающих снижение потребления ресурсов на практике для различных природно-климатических зон страны; повышению прозрачности в расчетах за жилищно-коммунальные услуги для населения, что не позволяет гражданам выбрать жилье с учетом стоимости предстоящих жилищно-коммунальных услуг;

— низкий уровень информационной поддержки (популяризации) энергоэффективного строительства.

С учетом вышеизложенного участники «круглого стола» решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о расширении мер государственной поддержки производителей строительных материалов в целях стимулирования производства ими экологичных и имеющих высокую энергетическую эффективность строительных материалов, а также применения при производстве указанных материалов вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, золошлаковых и шлаковых отходов производства;

— оценить возможность разработки на федеральном уровне программы по субсидированию процентной ставки по кредитам, предоставляемым застройщикам в рамках проектного финансирования банками их деятельности, в случае строительства ими «зеленого» и энергоэффективного жилья, по аналогии с программой, реализуемой акционерным обществом «ДОМ.РФ»;

— рассмотреть вопрос об установлении льготного налогообложения застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов с высоким классом энергетической эффективности;

— рассмотреть вопрос о разработке единой системы сбора, хранения и анализа данных о потреблении энергетических ресурсов зданиями в целях обеспечения роста энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве, в том числе на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

— оценить возможность установления для субъектов Российской Федерации с низким уровнем энергодостаточности обязательных требований к классу энергоэффективности возводимых объектов капитального строительства.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— продолжить работу по разработке и актуализации нормативной технической документации, направленной на обеспечение повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве;

— рассмотреть вопрос об обязательном включении расчета класса энергоэффективности планируемого к реализации объекта капитального строительства в его проектную документацию, а также в заключение экспертизы на нее;

— рассмотреть вопрос о введении обязательного энергоаудита вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов в целях контроля их соответствия заявленному при строительстве классу энергоэффективности;

— оценить целесообразность установления обязательности проведения мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирных жилых домов в рамках осуществления их капитального ремонта;

— рассмотреть вопрос о развитии системы добровольной сертификации жилых зданий на соответствие «зеленым» критериям, установленным действующими стандартами;

— принять меры по обеспечению информационной поддержки в части строительства и приобретения энергоэффективного жилья.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить актуализацию перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 600, в целях поддержки производителей указанных объектов и технологий и распространения на них льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.



[1] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р).

[2] Паспорт национального проекта утвержден протоколом заочного голосования членов президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 20 декабря 2024 года № 12пр.

[3] «СП 50.13330.2024. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23–02–2003», утвержден приказом Минстроя России от 15 мая 2024 года № 327/пр;

[4] ГОСТ 33676–2015 «Материалы и изделия из пеностекла теплоизоляционные для зданий и сооружений. Классификация. Термины и определения», ГОСТ 33949–2016 «Изделия из пеностекла теплоизоляционные для зданий и сооружений. Технические условия», ГОСТ Р 59574–2021 «Щебень на основе пеностекла. Технические условия», ГОСТ Р 71876–2024 «Изделия теплоизоляционные из пеностекла для промышленного оборудования и трубопроводов. Технические условия».

[5] ГОСТ Р 70346–2022 «Здания многоквартирные жилые „зеленые“. Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации».

[6] ГОСТ Р 71392–2024 «Зеленые» стандарты. «Зеленое» индивидуальное жилищное строительство. Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации».

[7] На конец 2024 года к возмещению по программе заявлен 231 договор, из которых 20 договоров заключены в целях финансирования строительства «зеленых» многоквартирных домов общей площадью 1,03 млн кв. метров (из письма АО «ДОМ.РФ» от 5 февраля 2025 года № 1733-МГ).

[8] Пункт 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.