«Круглые столы»

«О развитии института государственных программ и проектных принципов управления»

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года (п. 4.177) Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 2 апреля 2025 года «круглый стол» на тему «О развитии института государственных программ и проектных принципов управления».

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации», акционерного общества «ДОМ.РФ».

Правительством Российской Федерации с 2022 года осуществлены трансформация института государственных программ Российской Федерации (далее – государственные программы) и переход на новые подходы к их разработке и реализации, включая изменение системы целеполагания, структуры и содержания государственных программ в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации». Также значительно изменились порядок их утверждения и уровни управления.

С учетом принятых изменений государственные программы должны быть ориентированы на достижение национальных целей развития Российской Федерации, а также обеспечение национальной и экономической безопасности. В связи с этим для каждой цели государственной программы и их структурных элементов необходимо формировать показатели, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от их реализации.

Несмотря на проведение Правительством Российской Федерации в последние годы целого комплекса мероприятий, направленных на создание целостной системы управления государственными программами, участники «круглого стола» отметили, что ряд нерешенных проблем пока не позволяет считать институт государственных программ полноценным инструментом организации проектной деятельности, а имеющиеся недостатки при планировании и реализации госпрограмм в значительной степени снижают эффективность их реализации.

Обсудив опыт применения программного подхода в государственном управлении, а также учитывая его возросшую роль в достижении национальных целей развития Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

проработать вопрос оптимизации процессов, связанных с синхронизацией и функционированием отдельных подсистем ГИИС «Электронный бюджет», и подготовить предложения по сокращению количества этапов согласования (одобрения) и утверждения документов и материалов, необходимых для реализации государственных программ;

обеспечить координацию государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации для достижения национальных целей развития Российской Федерации, предусмотрев возможность включения в государственную программу субъекта Российской Федерации мероприятий государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории данного субъекта, с соответствующим объемом финансирования и с учетом специфики данного региона;

обеспечить повышение качества планирования показателей государственных программ, в том числе с учетом уровня фактически достигнутых значений в предыдущем году;

принять меры по оптимизации процесса межведомственного согласования паспортов государственных программ и их корректировки;

рассмотреть вопрос об отражении налоговых расходов Российской Федерации и бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме ресурсного обеспечения государственных программ Российской Федерации;

принять меры по реализации в полном объеме увязки параметров финансового обеспечения государственных программ с конкретными результатами их реализации, продолжив работу по совершенствованию системы обоснований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации;

обеспечить максимальное распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственных программ и национальных проектов, до начала очередного финансового года;

рассмотреть вопрос о разработке единой методики оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации;

обратить особое внимание на необходимость повышения квалификации и подготовки специалистов в сфере управления государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъектов Российской Федерации) и проектных принципов управления;

рассмотреть вопрос о подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части единых соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации по итогам пилотной апробации формирования и подписания данных соглашений в 2025 году.

2. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по повышению эффективности реализации государственных программ, обеспечив повышение качества проработки государственных программ, сбалансированность их структурных элементов, а также учет ограничений и рисков их реализации в плановом периоде.