«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Обеспечение продовольственной безопасности в условиях изменения климата: глобальные вызовы для государственной аграрной политики»

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Круглого стола» на тему:

«Обеспечение продовольственной безопасности в условиях изменения климата: глобальные вызовы для государственной аграрной политики»

 

Заслушав информацию по вопросу «Обеспечение продовольственной безопасности в условиях изменения климата: глобальные вызовы для государственной аграрной политики» участники «круглого стола» отмечают следующее.

В настоящее время актуальным является вопрос вклада Российской Федерации в глобальную продовольственную безопасность в контексте климатически-устойчивого развития, развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, органического производства сельскохозяйственной продукции, генетики, селекции и семеноводства как основы адаптации сельского хозяйства к изменениям климата, а также экспорта продукции агропромышленного комплекса (далее – АПК), который способствует решению задач устойчивого развития отрасли.

Продовольственная безопасность – одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны в долгосрочном периоде. В этой связи важна эффективная реализация положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2025 года № 141 в Доктрину были внесены изменения, которыми определена стратегическая цель отечественного АПК – поддержание стабильности на мировых продовольственных рынках, в том числе за счет сотрудничества со странами, которые проводят конструктивную политику в отношении Российской Федерации.

Уточнены основные задачи обеспечения глобальной продовольственной безопасности:

— развитие внутреннего производства сельхозпродукции, сырья, продовольствия и минеральных удобрений для наращивания экспортного потенциала;

— создание благоприятных внешних условий для поддержания и поступательного развития международных торгово-экономических, транспортно-логистических и финансовых связей на основе взаимной выгоды и равноправия;

— наращивание международного научно-промышленного сотрудничества в области сельского хозяйства;

— развитие новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поиск новых торговых партнеров;

— создание стимулов для развития отечественного рынка органических удобрений, обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства;

— создание и участие в международных программах по защите почв от эрозии и снижению ее темпов.

К рискам и угрозам отнесены международно-противоправные деяния и недружественные действия иностранных государств, которые препятствуют торговле российской продукцией и развитию АПК.

Изменение Доктрины создаст новые стимулы для исполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в части увеличения объема сельскохозяйственного производства к 2030 году по сравнению с 2021 годом на четверть (25 %), а экспорта в 1,5 раза.

При этом потенциал нашей страны в аграрной сфере значительно превышает эти значения и при сохранении сложившихся тенденций роста позволяет рассчитывать на роль лидера в международной торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Россия должна играть ключевую роль в обеспечении мировой продовольственной безопасности, прежде всего в части обеспечения сельскохозяйственной продукцией (зерно, масличные, мясо, рыба и др.) растущего населения стран Африки и Ближнего Востока.

Благодаря системным мерам государственной поддержки предприятия АПК демонстрируют значительные успехи по решению задачи обеспечения продовольственной безопасности. Российская Федерация достигла пороговых значений показателей продовольственной независимости по многим ключевым направлениям (по зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам), однако еще предстоит обеспечить достижение указанных показателей по молоку и молокопродуктам, овощам и бахчевым, картофелю, фруктам и ягодам, соли пищевой, семенам основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции.

Российский АПК стал конкурентоспособным по ряду продуктов на мировом рынке, и страна из нетто-импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия превратилась в одного из крупнейших экспортеров, заняв заметное место на мировом рынке и осуществляя поставки в более чем 160 стран, а объем экспорта в 2024 году составил свыше 40 млрд долларов.

Для достижения новых национальных целей по наращиванию производства и экспорта продукции АПК к 2030 году разработан паспорт национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», реализация которого началась в текущем году.

В его состав вошли пять федеральных проектов, направленных на развитие селекции и генетики, биотехнологий, производства ветеринарных препаратов, сельхозтехники и оборудования, а также кадровое обеспечение отрасли.

В тоже время сельскохозяйственное производство зависит от меняющейся климатической повестки. При этом изменения климата могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для АПК. Поэтому адаптация аграрной сферы к неблагоприятным погодным условиям всегда была одним из приоритетных направлений развития этого сектора экономики.

Сельское хозяйство может сыграть важную роль в достижении целей низкоуглеродного развития и адаптации к изменениям климата, поскольку почва является крупнейшим наземным хранилищем углерода, а технологии почвозащитного ресурсосберегающего земледелия позволяют сохранять почвы, депонировать почвенный углерод – главный критерий плодородия, сокращать выбросы парниковых газов и производить углерод-нейтральную продукцию. Важным фактором устойчивого развития отрасли является также доходность сельхозпредприятий, что может рассматриваться Минсельхозом России как одним из приоритетов.

В этой связи Минсельхозом России утверждены отраслевые планы адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса и в области рыболовства. Согласно этим планам в производстве применяются региональные научно-обоснованные адаптивно-ландшафтные системы земледелия, основанные на внедрении новых технологий выращивания культур, адаптированных сортов сельскохозяйственных культур, почвозащитных и ресурсосберегающих технологий, биологизации земледелия.

Решение задачи адаптации к изменениям климата в сфере АПК позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и рост ее экспортного потенциала.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры, направленные на ускорение достижения установленных Доктриной показателей продовольственной независимости;

продолжить работу по поддержке развития экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции;

рассмотреть возможность:

— разработки стратегии адаптации к изменениям климата, и комплексной программы внедрения природоподобных технологий почвозащитного (углеродосберегающего) ресурсосберегающего земледелия, включая устойчивое управление почвенными ресурсами и внедрение инновационных агротехнических практик применительно к различным регионам России, обеспечивающих максимальную эффективность использования увеличения тепловых ресурсов и минимизацию потерь, связанных с потеплением;

— дополнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведениями о мелиорируемом или мелиорированном земельном участке сельскохозяйственного назначения;

— определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в отношении лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;

— поддержки проектной инициативы Агентства стратегических инициатив «Национальная программа преобразования природы для обеспечения продовольственной безопасности в условиях изменения климата» и участия в ее дальнейшей доработке;

— разработки и реализации федеральной программы по защите сельскохозяйственных растений от градобитий, предусматривающей выделение целевых денежных средств из федерального бюджета на противоградовые мероприятия субъектам Российской Федерации, подверженным градобитиям;

— разработки и реализации федеральных программ, направленных на развитие исследований в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы, совершенствование методов и технических средств активных воздействий, их внедрение в практику работ, расширение площади защиты сельскохозяйственных растений от градобитий, предусматривающих выделение Росгидромету денежных средств из федерального бюджета на указанные цели;

— технической модернизации средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, а именно радиолокационных станций и пусковых установок, предусмотрев разработку и введение в эксплуатацию одноступенчатой противоградовой ракеты в целях уменьшения количества непростреливаемых участков и увеличения вариантов засева градовых облаков, а также открытия новых командных пунктов и пунктов воздействия;

проработать вопросы:

— внесения изменения в Климатическую доктрину Российской Федерации, отражающие необходимость использования методов климат-инженерии для проактивного положительного влияния на окружающую среду с целью противодействия изменениям климата и обеспечения продовольственной безопасности;

— целесообразности подготовки стратегии развития водохозяйственного комплекса с горизонтом планирования 25–30 лет;

— повышения достоверности метеопрогнозов с учетом наличия научного обеспечения происходящих процессов и содействия гидрометеорологической службы посредством предоставления информации о погоде, позволяющей сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям рыбохозяйственного комплекса осуществлять прогнозировании производства;

— использования технологии управления климатическими рисками для анализа и минимизации рисков в области сельского хозяйства, включая долгосрочные прогнозы экстремальных погодных и климатических условий – температурные шоки, засухи, наводнения, экстремальные осадки;

— внесения изменений в нормативные правовые акты в части предоставления научным организациям полномочий по научному сопровождению, контролю и мониторингу реализации разработанных ими рекомендаций по предотвращению процессов деградации почвенного покрова, по повышению почвенного плодородия;

— создания Межведомственной комиссии под руководством Минздрава России при участии РАН, ФМБА, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Минсельхоза России и Россельхознадзора для проведения работы по переоценке опасных свойств пестицидов для исключения из оборота устаревших препаратов, которые имеют более безопасные аналоги;

обеспечить реализацию мероприятий «дорожной карты» по реализации Кигалийской Поправки к Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, утвержденной 19 сентября 2024 года Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаком, в том числе в части разработки мер государственной поддержки производства продукции (холодильные машины и установки, оборудование для кондиционирования воздуха, теплоизоляционные материалы), в работе которых используются хладагенты, не являющиеся озоноразрушающими веществами или гидрофторуглеродами;

принять меры, направленные на обеспечение:

— финансирования и запуска в 2025 году второго этапа важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ», реализуемого в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 3240-р;

— создание нормативно-правовых условий для реализации климатических проектов на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе в части восстановления и создания фитомелиоративных насаждений, а также использования органических удобрений, обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства;

— разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих использование механизма лесоновосстановления или лесоразведения на территориях иных субъектов Российской Федерации (не на территории которого проведена рубка) для выполнения проектов климат-инженерии преобразовании природы в целях противодействия климатическим изменениям;

в целях согласования мероприятий региональных планов адаптации и повышения их совместной эффективности рассмотреть целесообразность разработки объединенных адаптационных планов на уровне федеральных округов или на уровне территорий, объединяющих несколько соседних, расположенных в одних климатических зонах, субъектов Российской Федерации, а также организовать их синхронизацию с отраслевыми адаптационными планами.

 

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

обеспечить создание условий для инновационного, устойчивого развития аграрного производства, включая внедрение «зеленых технологий» и органического сельского хозяйства;

продолжить работу по:

— реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731, с учетом выделения необходимого объема бюджетного финансирования;

— внесения изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся разработки методики исчисления размера вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения, с учетом закрепления за Минсельхозом России полномочия по разработке указанной методики и полномочия по разработке и утверждению нормативов качества почв (в том числе ПДК) земель сельскохозяйственного назначения;

— реализации климатических проектов на землях сельскохозяйственного назначения, включая разработку методик реализации климатических проектов на землях сельхозназначения совместно с Институтом глобального климата и экологии имени академика Израэля;

— взаимодействию с представителями других отраслей экономики по совместной реализации климатических проектов в части развития агролесомелиорации;

— снятию ветеринарных и фитосанитарных барьеров при поставке сельскохозяйственной продукции на экспорт с учетом возможности установления в нормативных правовых актах обязательности соблюдения поставщиками требований страны-получателя;

— внедрению технологии (системы) почвозащитного ресурсосберегающего земледелия, направленной на эффективное использование почвенных и агроклиматических ресурсов, биологического, в т. ч. генетического потенциала растений;

— сохранению посевных площадей сельскохозяйственных культур и вводу в оборот неиспользуемых земель;

— возделыванию сельскохозяйственных культур, адаптированных к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды;

— оптимизации питания, в том числе с использованием органических удобрений, обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства, и защиты растений, использованию элементов точного земледелия;

— развитию мелиорации и биотехнологий;

— экологически регламентированному использованию земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышению плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне;

— технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства;

— ежегодному направлению руководителям региональных органов управления АПК субъектов Российской Федерации рекомендаций по адаптации производства к изменениям климата;

рассмотреть возможность:

— проведения инвентаризации мелиорированных земель и придания им статуса «особо ценные земли сельскохозяйственного назначения» в целях усиления ответственности за сохранность и целевое использование мелиорированных земель, а также выработки механизма их изъятия при ненадлежащем использовании;

— законодательного урегулирования вопроса установления соответствующего вида, разрешенного использования земель, занятых лесозащитными полосами в целях предотвращения опустынивания (деградации) земель, а также введения ограничений или запрета на распашку пастбищных угодий и сенокосов;

— в целях поддержания стабильного производства в засушливых условиях изменения минимального интервала времени между посевами (посадками) сельскохозяйственного растения одного и того же вида и любого другого сельскохозяйственного растения того же вида для зерновых, зернобобовых культур и кукурузы, установленного пунктом 4 части 1 радела III Метода полевой апробации сортовых посевов (посадок) сельскохозяйственных растений, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2020 г. № 10, при условии использования паровых полей для накопления влаги и борьбы с вредителями и болезнями;

— выделения семенных посевов в отдельный объект страхования как наиболее уязвимых для сельскохозяйственного производства при утрате (гибели) урожая семян сельскохозяйственных растений в результате наступления всех или нескольких событий, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

проработать вопросы:

— увеличения государственной поддержки на осуществление защитных мероприятий, позволяющих увеличить площади орошаемых и осушаемых земель сельхозназначения, фитомелиоративных насаждений, на проведение агротехнических работ по восстановлению плодородия почв, в том числе включая использования органических удобрений, обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства, создание тепличных комплексов, новых сортов сельскохозяйственных культур и разработку новых адаптивных технологий производства;

— корректировки производства продукции растениеводства в южных регионах Российской Федерации с учетом увеличения орошаемых площадей и, как следствие, роста потребления воды при стабильности или снижения ее запасов;

— подготовки комплекса мер по строительству новых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в районах Крайнего Севера, учитывающий оценку потенциала северных регионов по основному сырью (северным оленям, местному крупному рогатому скоту, промысловым животным и др.), предусматривающий обоснование ассортимента, сроков годности продукции, применяемых технологий, с учетом решения экологических вопросов, связанных с утилизацией отходов и необходимостью минимизации негативного воздействия человека на уникальную природу Арктического региона, а также создания технических регламентов и справочников наилучших доступных технологий, учитывающих особенности работы предприятий, находящихся за Полярным кругом;

— интеграции цифровой платформы поддержки природно-климатических проектов Высшей школы экономики в работы по оценке потенциала по созданию в рамках агролесомелиорации лесополос, в том числе с точки зрения получения эффекта в виде углеродных единиц;

— адаптирования сельскохозяйственного производства к изменениям климата при помощи зеленых технологий и цифровых решений с учетом своевременного прогнозирования климатических рисков и внедрения мер адаптации;

— внедрение и использования зеленых технологий, в том числе с применением искусственного интеллекта, для повышения продовольственной безопасности в условиях изменения климата для мониторинга и предотвращения процессов опустынивания и деградации земель, для оценки экологических рисков и последующего их страхования, для разработки цифровых инструментов по оптимизации цепочек поставок, для разработки цифровых инструментов для повышения эффективности отдельных процессов предприятий из сельскохозяйственного сектора (прогнозирование урожайности, мониторинг здоровья растений, управление ирригационными системами);

— активизации применения организациями АПК страхования для минимизации климатических рисков;

— подготовки проекта поправок в законодательство о племенном животноводстве в части отдельного субсидирования генофондных хозяйств по сохранению животных локальных пород отечественной селекции, по принципу упущенной выгоды относительно использования широко распространенной голштинской породы скота;

— разработки и принятия нормативных актов по формированию рынка племенной продукции, включая импорт и экспорт нетелей и телок, а также глубокозамороженного семени высокоценных быков-производителей молочно-мясных пород, получаемой в России и импортируемой в готовом виде с целью доведения доли пленного материала отечественного происхождения (репродукции) используемого в воспроизводстве стад до 80%;

— восстановления компетенций и развития необходимой инфраструктуры для выведения отечественных кроссов яичной и мясной птицы – организация се-лекционно-генетических центров (по яичному и мясному птицеводству) и сети репродукторов I и II порядков к ним по принципу «генетической пирамиды» в целях преодоления импортозависимости в отрасли птицеводства от поставок зарубежного племенного материала;

— обеспечить возможности (законодательные, финансовые, ресурсные и т. д.) по технологической (строительство, оборудование, гидромелиорацию) модернизации рыбоводческих хозяйств, включая государственные заводы по выпуску водных биологических ресурсов, для увеличения выпуска молоди рыб, а также субсидирование НИР по разработке и производству кормов, рыбопосадочного материала и выходной продукции (живая рыба, переработка, икра);

— проведения оценки использования в производстве сортов и гибридов, сведения о которых внесены в Государственный реестр сортов и гибридов, сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию, за последние 5 и 10 лет в целях планирования работ по созданию новых сортов и гибридов, востребованных производством по свойствам получаемой продукции и урожайности, в том числе с учетом климатических и технологических особенностей и объема испытаний;

— определения критериев «продолжительности жизни» нового сорта или гибрида и необходимости его замены;

— подготовки предложения по формированию механизмов продвижения новых селекционных достижений в производство;

— целесообразности разработки и принятия федерального закона о сохранении плодородия почв;

совместно с Минобрнауки России проработать вопрос об оптимизации требований к отчетности подведомственных аграрных вузов с целью повышения эффективности использования трудового ресурса профессорско-преподавательского состава.

 

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

подготовить предложения по наделению научных организаций полномочиями по научному сопровождению, контролю и мониторингу реализации разработанных ими рекомендаций по предотвращению процессов деградации почвенного покрова, по повышению почвенного плодородия.

 

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

проработать вопросы:

— реализации пилотных проектов по внедрению оборудования, работающего на природных хладагентах, в том числе для оснащения объектов розничной торговли, объектов пищевой промышленности (комплексы по переработке и помещения для хранения мясо-молочной продукции, плодохранилища и иные объекты пищевой и перерабатывающей промышленности), а также рассмотреть возможность доработки действующих и разработки новых мер государственной поддержки, стимулирующих производство, ввод в эксплуатацию оборудования, в работе которого используются хладагенты, не являющиеся озоноразрушающими веществами или гидрофторуглеродами, и разработки рекомендаций для предприятий по поэтапному переходу на использование холодильных установок, работающих на гидрофторуглеродах с наиболее низким потенциалом глобального потепления или природных хладагентах;

— создания мер финансового стимулирования внедрения новых безопасных технологий охлаждения и ограничения применения гидрофторуглеродов, перехода на оборотную тару для транспортировки и хранения гидрофторуглеродов, изменения регуляторной нормативной базы для холодильных установок на альтернативных хладагентах;

совместно с Минсельхозом России продолжить работу по разработке, производству и внедрению сельскохозяйственной техники на газомоторном топливе.

 

5. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования:

рассмотреть возможность поддержки инициативы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о применении зарегистрированных до 1 января 2025 года пестицидов, при выращивании сельскохозяйственных культур, которые не указаны в регламентах применения таких пестицидов, за исключением применения пестицидов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства.

 

6. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

Совместно с Минсельхозом России и Роспотребнадзором провести работу по изменению методики определения нитратов для сельхозземель, включая научно обоснованное изменение соответствующих нормативов, в целях обеспечения применения переработанных и обработанных побочных продуктов животноводства.

 

7. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

организовать работу по реализации рекомендаций Минсельхоза России по адаптации производства к изменениям климата;

активизировать работу по реализации климатических проектов на землях сельскохозяйственного назначения;

повысить эффективность работы по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот и снижению площадей неиспользуемых сельскохозяйственных земель;

обеспечить увеличение количества контрольных мероприятий, проводимых муниципалитетами в рамках земельного контроля;

ускорить разработку региональных требований и нормативов в области эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения с введением механизма контроля за соблюдением этих требований, а также стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за их внедрение;

принять меры, направленные на увеличение объемов внесения минеральных удобрений и органических удобрений, обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства в почву в целях достижения не менее среднего по Российской Федерации показателя.