«Круглые столы»

«Государственная поддержка закрытых административно-территориальных образований»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 22 мая 2025 года провел «круглый стол» на тему «Государственная поддержка закрытых административно-территориальных образований» с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований и государственных корпораций.

Заслушав и всесторонне обсудив широкий круг вопросов государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Закрытые административно-территориальные образования являются предметом особого внимания со стороны государства и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, технологического суверенитета Российской Федерации, развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Вопросы государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований особенно актуальны в свете утверждения Правительством Российской Федерации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – Стратегия)[1]. Стратегией определены пространственные приоритеты, включающие, в том числе систему опорных населенных пунктов, которые формируют системы расселения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации и обеспечивают развитие прилегающих к ним территорий.

На основании единого перечня опорных населенных пунктов, который включает, в частности, закрытые административно-территориальные образования, будет реализовываться приоритетная поддержка развития опорных населенных пунктов.

Статус закрытого административно-территориального образования налагает значительные ограничения на деятельность органов местного самоуправления, организаций, повседневную жизнь граждан. Такой статус существенно отличают данные городские округа от других муниципальных образований. Соответствующие ограничения сдерживают развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности и не позволяют наращивать собственную доходную часть местного бюджета.

Закрытые административно-территориальные образования аккумулируют лучшие кадры, формируют интеллектуальный и человеческий капитал страны. Вместе с тем в ряде закрытых административно-территориальных образований отмечается отток кадров. Это связано, помимо прочего, с высоким износом жилого фонда и объектов социальной и коммунальной инфраструктур.

Вместе с тем вопросы государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований точечно решаются в рамках ряда государственных программ Российской Федерации. При этом сохраняет свою актуальность задача формирования единой комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований.

С учетом изложенного вопросы поддержки и развития закрытых административно-территориальных образований имеют особую значимость.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность разработки комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований, а также интеграции в государственные программы Российской Федерации комплексных мероприятий по поддержке и развитию закрытых административно-территориальных образований.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов стимулирования жилищного строительства на территории закрытых административно-территориальных образований.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти возможность определении показателей (нормативов) обеспеченности характеризующих создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения закрытого административно-территориального образования, в том числе в сфере здравоохранения, обеспеченности образовательными организациями, организациями культуры, спортивными объектами, объектами благоустройства, обеспеченности жилыми помещениями;

2) рассмотреть совместно с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» вопрос о разработке дополнительных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, рассмотреть вопрос о развитии механизмов привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также об установлении дополнительных гарантий и льгот по оплате труда.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями рассмотреть вопрос о проведении инвентаризации расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований земельных участков, закрепленных за организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и не используемых для обеспечения деятельности указанных организаций, в целях их возможной передачи в муниципальную собственность для развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктур.

6. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования, о включении в федеральный проект «Генеральная уборка» мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся на территории соответствующих закрытых административно-территориальных образований, в случае их направления в установленном порядке.

7. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству проработать вопрос о совершенствовании порядка оказания первичной медико-санитарной помощи на территориях закрытых административно-территориальных образований.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования:

1) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, транспортного налога в бюджеты закрытых административно-территориальных образований;

2) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетам закрытых административно-территориальных образований целевых межбюджетных трансфертов в целях софинансирования дорожной деятельности, модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры;

3) изучить опыт Мурманской области по реновации и развитию закрытых административно-территориальных образований.

9. Органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

1) при формировании бюджетов закрытых административно-территориальных образований ориентироваться на принципы среднесрочного бюджетного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, а также предусматривать мероприятия, направленные на рост налогового потенциала муниципальных образований и развитие социальной инфраструктуры;

2) развивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, механизмы привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований;

3) рассмотреть возможность реализации в закрытых административно-территориальных образованиях проектов создания индустриальных парков, промышленных технопарков, а также иных промышленных проектов с использованием механизмов поддержки, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о расширении участия закрытых административно-территориальных образований в реализации национальных проектов;

5) способствовать широкому применению инициативных проектов и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления при реализации мероприятий национальных проектов и иных мероприятий по развитию инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований.



[1] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года № 4146-р.