«Круглые столы»

«Укрепление культурного суверенитета Российской Федерации в контексте формирования полицентричного миропорядка. Проблема западоцентричности современной массовой культуры»

Рекомендации

Обсудив вопросы укрепления культурного суверенитета Российской Федерации в контексте формирования полицентричного миропорядка, а также проблему западоцентричности современной массовой культуры, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Подрыв культурного суверенитета Российской Федерации, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из целей государств коллективного Запада, подконтрольных им неправительственных организаций, а также ряда экстремистских и террористических структур.

Руководство Российской Федерации уделяет особое внимание укреплению культурного суверенитета страны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года N 35 культурный суверенитет рассматривается как совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Принимая во внимание, что современная сложная международная обстановка и процесс формирования нового справедливого полицентричного миропорядка делают особо актуальным продолжение работы по защите культурного суверенитета Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 842573–8 «О внесении изменений в статьи 9 и 20 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (об упрощении порядка проведения ремонта объектов культурного наследия, увековечивающих память о военных конфликтах);

№ 879540–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (в части упрощения сохранения объектов культурного наследия, пострадавших в результате боевых действий).

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность передачи Министерству культуры Российской Федерации функций и полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере литературной и издательской деятельности;

проработать вопрос о создании общероссийской программы поддержки детского и юношеского чтения.

3. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и заинтересованными ведомствами содействовать установлению фактов о разрушениях объектов культурного наследия народов Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, пострадавших от действий вооруженных формирований Украины, и доведению указанных фактов до сведения международной общественности.

4. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

рассмотреть возможность возвращения к обсуждению вопроса о ратификации Российской Федерацией Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

содействовать завершению формирования Секретариата Международной организации по русскому языку с целью укрепления статуса русского языка как языка межгосударственного общения и средства коммуникации как на пространстве Содружества Независимых Государств, так и во всем мире.

5. Министерству культуры Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» изменений, учитывающих новые задачи, стоящие в настоящее время перед сферой культуры, и направленных на защиту культурного суверенитета Российской Федерации, а также на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей;

проработать необходимость создания реестра фильмов, являющихся культурным достоянием Российской Федерации, в который могут быть включены советские и российские художественные фильмы, имеющие высокую духовно-нравственную ценность, содействующие сохранению культурной идентичности и исторической памяти Российской Федерации;

рассмотреть инициативу об учреждении государственного центра культуры, специализирующегося на поддержке и продвижении современного искусства Российской Федерации, в том числе за рубежом.