«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение воспроизводства лесов: задачи, проблемы и пути их решения»

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Законодательное обеспечение воспроизводства лесов: задачи, проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
По данным государственного лесного реестра на 1 января 2016 года, общая площадь земель Российской Федерации, на которых расположены леса, составила 1184,1 млн га, в том числе 0,92 млн га лесов, в отношении которых отсутствуют материалы лесоустройства. Лесистость территории Российской Федерации составляет 46,4 %, основными лесообразующими породами являются лиственница, сосна, ель, кедр, дуб, бук, береза и осина, они произрастают на 90,2 % земель, занятых лесными насаждениями. На землях лесного фонда Российской Федерации преобладают спелые и перестойные древостои, доля которых составляет 43,9 %, молодняки занимают 17,2 %, средневозрастные – 28,2 %, приспевающие – 10,7 % площади земель, занятых лесными насаждениями. Две трети площади лесов России имеют низкую продуктивность, при этом доля продуктивных (I–III классы бонитета) спелых и перестойных хвойных древостоев не превышает 16 %. Основным способом лесовосстановления на землях лесного фонда остается содействие естественному возобновлению (около 75%).
Принципы, цели и задачи государства в области воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации определены Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1724-р. Согласно данному документу уровень воспроизводства лесов должен соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям. Для этого необходимо повысить эффективность управления лесным сектором, обеспечить интенсификацию воспроизводства лесов, повысить их продуктивность и улучшить породный состав. Механизмами, обеспечивающими решение указанных задач, определены: осуществление мероприятий по воспроизводству лесов специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, выполнение данных работ на основе долгосрочных контрактов, создание системы федерального мониторинга воспроизводства лесов, разработка региональных нормативов воспроизводства лесов, осуществление технической модернизации воспроизводства лесов, использование инновационных разработок в области воспроизводства лесов, участие общественных объединений и граждан в разработке, обсуждении и принятии решений, касающихся воспроизводства лесов, обеспечение открытости информации о воспроизводстве лесов.
Воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов является базовым принципом ведения лесного хозяйства, закрепленным Лесным кодексом Российской Федерации. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина, данными по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 11 апреля 2013 года в городе Улан-Удэ, в лесное законодательство внесены кардинальные изменения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в области воспроизводства лесов. Так, государственные (муниципальные) бюджетные и автономными учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, наделены полномочием осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов; установлен порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, и контроль за поведением указанных мероприятий; создана система государственного мониторинга воспроизводства лесов; усовершенствованы правила лесовосстановления; установлен порядок формирования и использования страховых фондов семян лесных растений; введен отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форма и порядок его предоставления.
Целевые показатели решения задач государственной политики в области воспроизводства лесов, количественные значения, характеризующие их достижение, сроки достижения указанных целевых показателей и исполнители, ответственные за их реализацию на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, определяются подпрограммой «Воспроизводство лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318.
Реализация основных мероприятий подпрограммы — создание и функционирование объектов единого генетико-селекционного комплекса; осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов; проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов, — должна обеспечить восстановление погибших и вырубленных лесов, повышение качества семян, улучшение селекционных и генетических свойств посадочного материала, повышение эффективности и качества лесовосстановления и продуктивности лесов.
Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) по состоянию на 1 января 2017 года лесовосстановление выполнено в полном объеме от годового плана на площади 841,3 тыс. га, в том числе на арендованных лесных участках — на площади 685,2 тыс. га. В 2016 году лесовосстановление выполнено на 38,5 тыс. га больше, чем в 2015 году. В 66 субъектах Российской Федерации лесовосстановление выполнено в полном объеме. Мероприятия по лесовосстановлению проведены ниже запланированных объемов 11 субъектами Российской Федерации. Искусственное лесовосстановление выполнено в полном объеме от годового плана на площади 178,8 тыс. га, в том числе арендаторами лесных участков на площади 120,1 тыс. га. Запланированные на 2016 год объемы работ по искусственному лесовосстановлению не выполнены 11 субъектами Российской Федерации.
Основными причинами невыполнения являются отсутствие стандартного посадочного материала, неисполнение государственных контрактов и договорных обязательств по воспроизводству лесов арендаторами лесных участков, а также высокая горимость лесов.
Несмотря на снижение объемов финансирования в 2016 году на 7% (от 2015 года) на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, снижение объемов лесовосстановления в 2016 году не допущено. Вместе с тем следует отметить, что, в 2016 году основной объем лесовосстановительных работ, включая искусственное лесовосстановление, выполнен арендаторами лесных участков. Следует отметить, что планируемые расходы на мероприятия по воспроизводству лесов не сокращены и даже выросли на 10 процентов по отношению к объемам 2016 года. Для обеспечения баланса выбытия и восстановления лесов в 2017 году запланированы мероприятия по лесовосстановлению на площади 945 тыс. га.
Основными проблемами воспроизводства лесов являются: крайне низкое качество выполняемых работ по воспроизводству лесов, использование посадочного материала низкого качества, значительный износ (порядка 80 процентов, а в отдельных регионах – 90 процентов) специализированной лесохозяйственной техники и оборудования.
Необходимо предпринять срочные меры по обеспечению учреждений субъектов Российской Федерации, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, а также арендаторов лесных участков специальной техникой и оборудованием отечественного производства.
Для технологического обеспечения работ по воспроизводству лесов современными машинами и оборудованием, необходимо активизировать работы в сфере лесного машиностроения, создавать мощности по производству лесохозяйственной техники и оборудования.
На арендованных лесных участках качество проведения агротехнических и лесоводственных уходов за лесными культурами крайне низкое, в том числе вследствие отсутствия заинтересованности лиц, использующих леса, в конечном результате лесовосстановления.
Для качественного выполнения работ по воспроизводству лесов на арендованных лесных участках предлагается предусмотреть экономические и правовые методы стимулирования:

— снизить затраты арендаторов лесных участков на доставку посадочного материала;

— для обеспечения работы по лесовосстановлению качественным посадочным материалом необходимо выращивание сеянцев (саженцев) непосредственно на участках, предоставленных для заготовки древесины, включив «временный лесной питомник» как объект лесной инфраструктуры в Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных, эксплуатационных и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р;

— снижение арендной платы арендаторам лесных участков, принимающим меры, направленные на улучшение качества создаваемых лесных насаждений (после отнесения земель, на которых арендатором лесного участка выполнены мероприятия по лесовосстановлению с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой, семян с улучшенными наследственными свойствами, посадочного материала, выращенного из семян с улучшенными наследственными свойствами, к землям, занятым лесными насаждениями);

— включение затрат арендаторов на воспроизводство лесов в себестоимость продукции лесопромышленного комплекса, что позволит лесопользователям официально отображать затраты на эти мероприятия;

— усиление ответственности (увеличение неустоек) за неисполнение арендаторами лесных участков обязательств по воспроизводству лесов и направление взысканных средств на цели воспроизводства лесов в бюджет регионов;

— усовершенствовать нормативно-правовую базу по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению, проведению инвентаризации лесовосстановительных работ.

Основными показателями Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы», характеризующими повышение качества семян, улучшение селекционных и генетических свойств посадочного материала являются «доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян» (к 2020 году 2,5%).
Создание технологических объектов, обеспечивающих производство семян и посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами, является основой повышения продуктивности, качества, устойчивости лесов, за счет использования высококачественных семян и посадочного материала с закрытой корневой системой.
Заготовка семян с улучшенными наследственными свойствами (далее — УНС) осуществляется с объектов лесного семеноводства. По данным Минприроды России всего в 2016 году заготовлено 175 тонн семян, в том числе с УНС 4,1 тонны (2,3%).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации введены в действие пять лесных селекционно-семеноводческих центров, построенных за счет субсидий из федерального бюджета (в Республике Татарстан, Алтайском крае, Архангельской, Ленинградской и Воронежской областях). В 9 субъектах Российской Федерации действуют тепличные комплексы по выращиванию посадочного материала с ЗКС (Республика Карелия, Коми, Хабаровский и Забайкальский края, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Нижегородская, Псковская области), из них частные в Псковской области, Республике Коми и Иркутской области.
Количество выращенного посадочного материала с закрытой корневой системой (далее — ЗКС) ежегодно увеличивается. Так в 2011 году было выращено 11 млн. штук, в 2012году — 27 млн. штук, 2013 – 38 млн. штук, 2014 – 41,7 млн. штук, 2015 году — 43,1 млн. шт., в 2016 году выращено посадочного материала с закрытой корневой системой около 43,3 млн. штук.
В 2016 году доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала составила 7,5 %.
Вместе с тем растущие потребности лесного хозяйства в семенах с улучшенными наследственными свойствами и посадочном материале с закрытой корневой системой не имеют достаточного обеспечения. В связи с этим представляется необходимым реализовать проекты строительства тепличных комплексов по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой в 14 субъектах Российской Федерации в соответствии имеющейся проектно-сметной документацией. Кроме того, субъекты Российской Федерации отмечают, что выделяемых средств субвенций из федерального бюджета на воспроизводство лесов недостаточно для проведения качественного и своевременного проведения мероприятий по лесовосстановлению.
С 2008 года площадь убытия лесов стала опережать площадь их восстановления за счет сплошных рубок, пожаров, гибели лесов от болезней и вредителей леса. Снижение площади лесов Российской Федерации также обусловлено проведением сплошных рубок для создания объектов нелесной инфраструктуры при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, размещении в лесу объектов переработки древесины, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. По данным Минприроды России общее уменьшение площади лесов за период с 2005 года составило 1287,8 тыс. га., при этом компенсационное лесовосстановление не проводится.
В этой связи необходимо принять кардинальные меры, направленные на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов.

Для решения данной проблемы предлагается на законодательном уровне:

— создать механизм заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями, который позволит повысить эффективность выполнения лесохозяйственных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду;

— установить квалификационные требования к лицам, осуществляющим работы по лесовосстановлению, определив нормативы их обеспеченности оборудованием, техникой, лесными семенами и посадочным материалом, необходимыми для качественного выполнения лесовосстановления;

— установить порядок создания «компенсационных» лесов на площадях, равных площадям лесов, вырубаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, размещении в лесу объектов переработки древесины, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Инвентаризация лесных питомников выявила ряд нарушений, в том числе нарушения норм Лесного кодекса Российской Федерации о недопущении применения нерайонированных семян лесных растений, а также семян, посевные качества которых не проверены. И здесь необходимы типовые требования к питомникам, в том числе к технологиям выращивания посадочного материала, механизм контроля за оборотом репродуктивного лесного материала на всех этапах воспроизводства лесов на основе ДНК-анализа.
Несмотря на принимаемые меры, актуальной остается проблема незаконных рубок. По данным Минприроды России в 2016 году на землях лесного фонда выявлено 16,9 тыс. фактов незаконной рубки лесных насаждений объемом более 1,6 млн куб. м. Вред, причиненный лесам, в денежном эквиваленте составил 11,3 млрд руб.
В Дальневосточном федеральном округе за 2016 год зафиксировано 1,2 тыс. фактов незаконной рубки лесных насаждений (7% от общего количества фактов незаконной рубки в Российской Федерации). По сравнению с 2015 годом рост количества фактов незаконной рубки составил 3%.
Объем незаконно срубленной древесины составляет 53,4 тыс. куб. м (3% от общего объема незаконной рубки в Российской Федерации). По сравнению с 2015 годом снижение объема незаконной рубки составило 2%.
Незаконной рубкой лесам причинен вред в размере 1,9 млрд руб. (17% от общего размера, причиненного лесам незаконной рубкой в Российской Федерации). По сравнению с 2015 годом рост вреда, причиненного лесам незаконной рубкой, составил 45%.
Основные объемы незаконной рубки зафиксированы в лесном фонде Хабаровского и Приморского краев, Республике Саха (Якутия) и Амурской области. На данные субъекты Российской Федерации приходится 96% незаконных рубок на территории Дальневосточного федерального округа.
На арендуемых лесных участках в округе зафиксировано почти 33% (17,5 тыс. куб. м) объема незаконно заготовленной древесины и 20% (242 ед.) совершаемых фактов незаконной рубки.
За 2016 год к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в округе привлечено 317 лиц. Назначено штрафов на общую сумму 2,6 млн руб. и взыскано штрафов на сумму 1,6 млн руб. В правоохранительные органы по фактам незаконной рубки лесных насаждений, имеющим признаки уголовно наказуемого деяния, направлено 834 материала. (по материалам, направленным в правоохранительные органы возбуждено 662 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечено 98 лиц).
Из изложенного следует, лица, осуществляющие незаконную рубку, в основном привлекаются к административной ответственности, привлечение к уголовной ответственности по фактам незаконной рубки затруднено вследствие низкой раскрываемости данных преступлений. Так, по данным Минприроды России выявляемость виновников совершения незаконных рубок в Дальневосточном федеральном округе составляет 54 процента.
Согласно данным Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока проверки исполнения полномочий в области лесных отношений Департаментом лесного хозяйства в Дальневосточном федеральном округе и Рослесхозом в 2015 – 2016 годах в Приморском крае выявили, что при проведении лесоустройства в коммерчески привлекательных защитных лесах характеристики лесных насаждений приводились к параметрам, необходимым для назначения рубок (прежде всего, снижался возраст лесных насаждений). Назначенные таким образом рубки включались в государственное задание на охрану, защиту и воспроизводство лесов. В Хабаровском крае широко распространена заготовка деловой древесины в защитных лесах при проведении санитарных рубок в рамках государственных заданий на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Для решения данной проблемы необходимо в соответствии с Планом по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2017–2020 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопониным 11 января 2017 года:

— усовершенствовать информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие при выполнении мероприятий, направленных на пресечение незаконной заготовки и оборота древесины;

— повысить эффективность федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), прежде всего за счет увеличения численности государственных лесных инспекторов, повышения уровня оплаты их труда, оснащенности специальными техническими средствами (лесопатрульной техникой и оборудованием);

— разработать программы поддержки молодых специалистов лесной отрасли, обеспечить реализацию мер материального и социального стимулирования лесных инспекторов, ранней профориентации подрастающего поколения, особенно в лесных поселках, поддерживать и развивать движение школьных лесничеств;

— развивать институт общественного контроля, через создание системы взаимодействия с общественными организациями и гражданами, в том числе путем привлечения общественных инспекторов, привлечения к патрулированию лесов казачьих обществ и другие механизмы;

— применить непрерывный дистанционный мониторинг использования лесов;

— рассмотреть возможность введения производственного лесного контроля, в части возложения на лесопользователей обязанностей по обеспечению соблюдения требований лесного законодательства на используемых ими участках.

Также предлагается прекратить в Хабаровском и Приморском краях практику заготовки товарной древесины в защитных лесах под видом рубок ухода и санитарных рубок, устранить в Бюджетном кодексе Российской Федерации ограничения на софинансирование лесных полномочий субъектами Российской Федерации с дотационными бюджетами и разрешить такое софинансирование в пределах средств, полученных в бюджеты регионов от организации использования лесов, и наращивать объемы продаж лесосек на аукционах.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о законодательном урегулировании проблемы сохранения династий в лесном хозяйстве;

— ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2002 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающего комплекс мер по повышению эффективности выполнения лесохозяйственных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду (заготовка древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений лесохозяйственными государственными бюджетными и автономными учреждениями; установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим работы по лесовосстановлению, через определение нормативов обеспеченности оборудованием, техникой, лесными семенами и посадочным материалом, необходимыми для качественного выполнения лесовосстановления; установление порядка создания «компенсационных лесов» на площадях, равных площадям лесов, вырубаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, размещении в лесу объектов переработки древесины, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий);

— разработать комплекс мер экономического и правового характера, стимулирующих арендаторов лесных участков на проведение работ по воспроизводству лесов в достаточных объемах и надлежащего качества;

— разработать комплекс мер, обеспечивающих завершение создания технологических объектов по производству семян и посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами (лесных селекционно-семеноводческих центров, тепличных комплексов по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой в 14 субъектах Российской Федерации;

— разработать комплекс мер по модернизации парка лесохозяйственной техники и оборудования для воспроизводства лесов отечественного производства, в том числе программы по выделению целевых федеральных средств на закупку лесокультурной техники и оборудования субъектами Российской Федерации;

— рассмотреть вопрос о разработке механизма передачи в лесной фонд земель сельхозназначения, непригодных для ведения сельского хозяйства, в целях лесовосстановления;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность субъектам Российской Федерации с дотационными бюджетами направлять на финансирование полномочий в области лесных отношений средства региональных бюджетов в объеме доходов бюджетов регионов от организации заготовки древесины и иной хозяйственной деятельности, осуществляемой с использованием лесов.

— рассмотреть вопрос о дополнении пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации словами «воспроизводство, в том числе питомническое хозяйство».

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

— разработать комплекс мер, направленных на поддержку сохранения и развития лесных питомников, в том числе типовые требования к лесным питомникам и к технологиям выращивания посадочного материала;

проработать вопрос строительства сети современных лесных селекционных семеноводческих центров в Российской Федерации с привлечением средств иностранных инвесторов;

— рассмотреть вопрос о разработке нормативов мероприятий по уходу за лесами с учетом региональной специфики лесного фонда и лесорастительных условий;

— рассмотреть вопрос о внесении в Лесной кодекс Российской Федерации изменений, касающихся ухода за лесосеменными объектами, в целях обеспечения выполнения требований приказа Минприроды России от 20 октября 2015 года № 438, предусматривающего уход за лесосеменными объектами путем удаления окружающих деревьев, затрудняющих их развитие и плодоношение, в том числе минусовых деревьев главной породы;

— рассмотреть предложение о возложении на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязанности в течении года со дня рубки выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах соответствующего лесного района на землях лесного фонда на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, или выплатить соответствующую сумму в бюджет субъекта Российской Федерации для выполнения указанных работ;

— рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативных правовых актов по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению, проведению инвентаризации лесовосстановительных работ;

— разработать нормативы затрат на выполнение лесохозяйственных мероприятий;

— рассмотреть вопрос о необходимости приложения к отчету о воспроизводстве лесов материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки).

— рассмотреть вопрос обеспечения возможности корректировки объемов мероприятий по воспроизводству лесов в проектах освоения лесов по договорам аренды, заключенным после 2 октября 2015 года (после вступления постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка»;

— рассмотреть вопрос введения ответственности для лиц, использующих леса на основании договоров аренды, за сохранность лесных культур до момента их перевода в покрытые лесной растительностью земли;

— рассмотреть вопросы: о нормативном определении минимальных ставок платы за древесину отпускаемую на корню, как стоимости затрат лесного хозяйства на воспроизводство изымаемого ресурса и дохода государства от обладания собственностью (лесная рента); о закреплении в законодательстве положения, согласно которому часть лесного дохода, в составе необходимой суммы затрат на воспроизводство ресурса, направляется на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р, исключив из перечня код 02 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014 — продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги, в целях определения поставщика работ по охране, защите и воспроизводству лесов (02.4 в ОКПД 2) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с помощью процедуры открытого конкурса;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих, что выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой вид деятельности государственных (муниципальных) учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, а также положения, согласно которому воспроизводство лесов включает в себя выращивание посадочного материала;

— рассмотреть вопрос о дополнении приказа Минприроды России от 16 июня 2007 года № 185 «Об утверждении Правил ухода за лесами» нормативами рубок обновления;

— рассмотреть вопрос об определении ущерба за незаконное присвоение (хищение) древесины, срубленной с корня деревьев, в размере 25-кратной стоимости присвоенной (похищенной) древесины, исчисляемой по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

— рассмотреть вопрос о проведении лесовосстановительных мероприятий арендаторами на лесных участках, не переданных в аренду, в случае, когда отсутствует возможность выполнения лесовосстановительных мероприятий, предусмотренных проектами освоения лесов, на переданных им в аренду лесных участках;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России № 375, предусмотрев проведение искусственного лесовосстановления породами – ель сибирская и ель европейская, сосна обыкновенная во всех распространенных типах леса для ели сибирской, сосны обыкновенной Южно-Уральского лесостепного района;

— рассмотреть вопрос о включении в перечень зон естественного лесовосстановления вследствие природных процессов Южно-Уральского лесостепного района;

— рассмотреть вопрос о внесении изменения в лесное законодательство, предусматривающего доведение ежеквартальных объемов работ по воспроизводству лесов до арендаторов лесных участков для обязательного исполнения;

— рассмотреть предложения о внесении изменений в лесное законодательство, позволяющие корректировать объемы и места проведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов по результатам обследования лесных насаждений и составления акта о несоответствии данных Государственного лесного реестра натуральному обследованию в целях обязания арендаторов выполнить объемы лесовосстановления;

— рассмотреть вопросы о создании централизованной системы обеспечения техникой и оборудованием для воспроизводства лесов, содействию селекционной деятельности в лесном хозяйстве;

— разработать рекомендации для лиц, использующих леса, направленные эффективное содействие естественному лесовосстановлению;

— рассмотреть предложения об определении в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 № 375, критериев по кратности и длительности агротехнических и лесоводственных уходов в зависимости от культивируемой породы, способов обработки почвы, методов создания лесных культур и размеров применяющегося посадочного материала, а также критериев и требований по созданию лесных культур методом посева (в том числе норму высева семян хозяйственно — ценных пород в расчете на 1 га).

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о формировании на базе автоматизированной информационной системы «Государственный лесной реестр» геоинформационной базы данных с инструментами анализа состояния сырьевой базы переданных в пользование лесных участков и определения ежегодного разрешенного объема заготовки древесины в увязке с результатами воспроизводства лесных ресурсов, в том числе, на пройденных рубками территориях:

— рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона о лесной охране, формирующего статус лесного инспектора как защищенного и мотивированного должностного лица и раскрывающего порядок организации лесной охраны, в том числе реализации необходимых для осуществления лесной охраны прав должностных лиц.

4. Федеральному агентству лесного хозяйства:

— обеспечить проведение дистанционного мониторинга использования лесов на территории Дальневосточного федерального округа в запланированных на 2017 год объемах, в том числе в первоочередном порядке в зоне риска незаконной заготовки древесины;

— учитывать особенности субъектов Российской Федерации при расчете субвенций на выполнение мероприятий по воспроизводству лесов после стихийных бедствий в соответствии с установленными нормативами;

— с целью привлечения внимания общественности к вопросам сохранения лесов, популяризации деятельности по воспроизводству лесов и лесоразведению продолжить проведение смотров-конкурсов «Лучший лесной питомник», «Лучшая студенческая работа по воспроизводству лесов и лесоразведению», всероссийские акции «Всероссийский день посадки леса» и «Живи, лес!».

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— на территории Дальневосточного федерального округа обеспечить оперативность реагирования на выявленные в ходе дистанционного мониторинга случаи нарушений;

— усилить контроль за качеством используемого посадочного материала и обеспечить выполнение запланированного на 2017 год объема воспроизводства лесов;

— оказать содействие и поддержку движению школьных лесничеств, в том числе в организации и проведении Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», профессионально-прикладных соревнований «Лесное многоборье», Всероссийского заочного смотра-конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» и Всероссийского съезда школьных лесничеств.