Документы

Постановление

Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году

Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2021 году проведено 249 контрольных и 64 экспертно-аналитических мероприятия, а также 33 иных мероприятия по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 25 мероприятий. Осуществлено 8 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В 2021 году Счетной палатой в ходе внешнего государственного аудита было выявлено 4 247 нарушений на сумму 1541,2 млрд рублей. Более трети этой суммы (571,3 млрд рублей) связано с нарушениями, допущенными в ходе ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Значительная часть нарушений (663 нарушения на сумму 416,3 млрд рублей) – это нарушения, допущенные при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, большую часть таких нарушений (350,5 млрд рублей) составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов.

В ходе мероприятий по проверке исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выявлены нарушения формирования бюджетов (191 нарушение), а также нарушения положений нормативных правовых актов, регулирующих исполнение бюджетов (1 303 нарушения на сумму 55,8 млрд рублей).

Установлено 40 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 344,2 млрд рублей.

Всего в 2021 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 5,3 млрд рублей.

Была проведена экспертиза 1 589 проектов нормативных правовых актов.

По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено участникам бюджетного процесса 256 представлений, 9 предписаний, 403 информационных письма и 757 рекомендаций.

В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 7 материалов, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации – 29 материалов.

По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 128 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.

Проведенные в 2021 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия Счетной палаты позволили выявить ключевые проблемы, препятствующие достижению национальных целей развития Российской Федерации и реализации национальных проектов.

По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году.

2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.

3. Рекомендовать Счетной палате:

1) уделять особое внимание аудиту формирования и контролю исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов Союзного государства и Евразийского экономического союза, аудиту государственных программ Российской Федерации;

2) обеспечить своевременную подготовку заключений на годовой отчет об исполнении федерального бюджета, отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с учетом изменения сроков их представления, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

3) осуществлять мониторинг:

реализации мер государственной поддержки, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие Российской Федерации в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств;

реализации национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года;

состояния консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и эффективности межбюджетных отношений;

реализации положений Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“, в том числе в части организации и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти;

развития рынка лекарственных средств и мер по его государственному регулированию и контролю;

4) рассмотреть возможность проведения экспертно-аналитических мероприятий:

по анализу изменения уровня долговой нагрузки консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате принятых Правительством Российской Федерации мер, предусматривающих предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

по анализу причин образования кредиторской задолженности медицинских организаций, а также по оценке эффективности и своевременности принятия на федеральном и региональном уровнях мер по снижению кредиторской задолженности медицинских организаций субъектов Российской Федерации, возникшей в связи с расходами на реализацию мероприятий по профилактике и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции;

по анализу эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2020–2022 годах государственным корпорациям на осуществление уставной деятельности;

по анализу влияния реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (включая федеральный проект «Чистая вода») на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации;

5) проработать вопрос о проведении контрольного мероприятия по проверке целевого использования в 2022–2023 годах субсидий из федерального бюджета на переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, а также по оценке мер, принимаемых в связи с этим переселением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

6) разработать в 2022 году:

методические рекомендации по организации взаимодействия с экспертами и использованию результатов их работы, а также по оценке рисков при проведении стратегического аудита и аудита эффективности, необходимые для применения стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 105 «Стратегический аудит»;

методические рекомендации по выявлению и оценке коррупционных рисков в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

7) проанализировать результаты работы Счетной палаты в качестве председателя Международной организации высших органов аудита (INTOSAI) и представить соответствующую информацию в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

8) продолжить работу по обеспечению открытости деятельности Счетной палаты, доступности подготавливаемых ею материалов, повышению индекса оценки ее деятельности населением страны.

4. Рекомендовать Счетной палате совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования завершить работу по подготовке предложений по совершенствованию методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 462, в целях учета особенностей субъектов Российской Федерации при распределении таких субвенций и направить указанные предложения с обоснованиями в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 30 мая 2022 года.

5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.

6. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2022 году о ходе реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 апреля 2022 года
№ 139-СФ