Документы

Постановление

О результатах работы по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности

Заслушав информацию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации о результатах работы по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основными направлениями реформирования контрольной (надзорной) деятельности являются повышение эффективности и результативности контрольной (надзорной) деятельности, снижение административной нагрузки на предприятия и предпринимателей, улучшение делового климата, а также повышение безопасности и качества предоставляемых услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» система осуществления контрольной (надзорной) деятельности предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода, установление приоритета профилактики нарушений перед проверками, цифровую трансформацию и применение системы досудебного обжалования.

Реформа позволила сократить общее число видов контроля (надзора) с 250 до 140 (федеральных – 100, региональных – 33, муниципальных – 7).

Реформирование контрольной (надзорной) деятельности в условиях усиления внешнего санкционного давления имеет важное значение для поддержки предпринимательской деятельности.

Установленный в начале 2022 года мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей показал высокую эффективность. С 10 марта 2022 года в рамках моратория отменено более 240 000 проверок, в том числе 180 838 плановых. По сравнению с 2019 годом количество проверок сократилось более чем в 3 раза.

Также высокую эффективность показала система досудебного обжалования, благодаря которой оперативно рассматриваются жалобы на нарушение установленного моратория.

Вместе с тем в систему оценки и управления рисками в недостаточной степени внедрены критерии добросовестности, позволяющие контролируемому лицу понизить категорию риска, присвоенную объекту контроля.

Одновременно отсутствует возможность досудебного обжалования решения контрольного (надзорного) органа об отнесении объекта контроля к категории риска.

Сохраняются отдельные проблемы в сфере регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 143986–8 «О внесении изменения в Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ и принять его в период осенней сессии 2022 года.

3. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы при внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, устанавливающих обязательные требования, включать в сопроводительные материалы расчеты затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение обязательных требований.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) завершить до конца 2023 года окончательное формирование реестра обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках видов федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

2) осуществлять контроль соблюдения установленных Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» сроков введения в действие обязательных требований (с 1 марта и с 1 сентября), а также обоснованности введения обязательных требований, в том числе в рамках деятельности рабочих групп по сферам регулирования;

3) осуществлять дальнейшее внедрение системы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и замещение контрольных (надзорных) мероприятий профилактическими мероприятиями;

4) обеспечить совершенствование системы досудебного обжалования, предусмотрев возможность обжалования решения контрольного (надзорного) органа об отнесении объекта контроля к категории риска;

5) обеспечить внедрение инструментов стимулирования и оценки добросовестности контролируемых лиц в целях снижения категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект, для всех видов федерального государственного контроля (надзора), предусматривающих проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе определить критерии и периодичность оценки добросовестности контролируемых лиц;

6) осуществлять поэтапный переход к проведению большинства внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований;

7) предусмотреть возможность замены плановых проверок бюджетных учреждений социальной сферы, в первую очередь учреждений здравоохранения, на обязательные профилактические визиты;

8) рассмотреть вопрос о создании для всех федеральных государственных контрольных (надзорных) органов «калькуляторов рисков» (автоматизированного расчета категории риска), позволяющих рассчитать для контролируемого лица категорию риска в целях подтверждения обоснованностипроведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

9) разработать концепцию развития системы контроля (надзора);

10) учитывать при подготовке и принятии нормативных правовых актов случаи неисполнения федеральным органом исполнительной власти плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах;

11) проработать вопрос об установлении особенностей проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) организаций, а также осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, призванных на военную службу по мобилизации, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и при необходимости подготовить соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации до 1 апреля 2023 года;

12) продолжить работу по оптимизации численности сотрудников контрольных (надзорных) органов.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и признании утратившими силу его положений только отдельными федеральными законами и внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации;

2) продолжить методическое сопровождение внедрения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению муниципального контроля, системы оценки и управления рисками;

3) проанализировать практику наделения муниципальных учреждений полномочиями по осуществлению отдельных видов контроля и при необходимости подготовить рекомендации.

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) оценить готовность к реализации с 1 января 2024 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению муниципального контроля, положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающих, что документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью, и при необходимости подготовить соответствующие предложения;

2) разработать до 1 июля 2023 года механизм получения обратной связи по итогам профилактических мероприятий для оценки результативности и эффективности системы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации продолжить мониторинг соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере контрольной (надзорной) деятельности федеральному законодательству.

8. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования муниципального контроля в сфере благоустройства.

9. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с контрольными (надзорными) органами и Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на основании анализа правоприменительной практики подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части оптимизации процедур проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также внедрения механизмов самообследования соблюдения обязательных требований.

10. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации проработать вопрос об осуществлении контроля (надзора) за соблюдением требований к обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора).

11. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации подготовить до 1 мая 2023 года предложения по установлению на федеральном уровне правовых основ осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.

12. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития Российской Федерации и Федеральным казначейством предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), до конца 2023 года доступ к информационной панели мониторинга контрольной (надзорной) деятельности.

13. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти до конца 2022 года обеспечить реализацию плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, на 2022 год.

14. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), проводить постоянную работу по совершенствованию индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых как основание проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, и при необходимости готовить предложения по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

15. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим виды государственного контроля (надзора), к организации и осуществлению которого не применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривать в разрабатываемых нормативных правовых актах по вопросам государственного контроля (надзора) положения в части риск-ориентированного подхода и профилактики нарушений.

16. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечивать своевременное ежегодное размещение на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990;

2) продолжить работу региональных групп по реализации Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на постоянной основе в целях актуализации нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора) и внедрения цифровизации контрольной (надзорной) деятельности;

3) расширить практику проведения профилактических визитов в отношении образовательных организаций;

4) осуществлять регулярное профессиональное развитие сотрудников контрольных (надзорных) органов в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и законодательством о муниципальной службе.

17. Поручить Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности подготовить предложение о продлении срока действия Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, созданной постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 сентября 2018 года № 404-СФ, в целях дальнейшего мониторинга контрольной (надзорной) деятельности.

18. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проинформировать палату в ноябре 2023 года о реализации настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

20. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 ноября 2022 года
№ 492-СФ