Документы

Постановление

О реализации налоговой политики в целях обеспечения экономического роста

Заслушав информацию руководителя Федеральной налоговой службы о реализации налоговой политики в целях обеспечения экономического роста, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Для стимулирования экономического роста важное значение имеет эффективность действующей системы налогообложения и реализуемой Правительством Российской Федерации налоговой политики.

В 2022 году налоговая политика способствовала достижению национальных целей развития Российской Федерации посредством обеспечения стабильности отечественной экономики в условиях внешнего санкционного давления. Были внесены изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленные на предоставление мер поддержки гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства, скорейший возврат средств в экономику, а также на расширение проактивного администрирования.

В 2023–2025 годах налоговая политика будет направлена на создание условий для роста экономики с минимальными потерями для потенциала развития Российской Федерации. Сохранится акцент на повышении эффективности стимулирующей функции системы налогообложения и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

В рамках реформирования налогового администрирования Федеральная налоговая служба (ФНС России) упрощает налоговые процедуры, внедряет клиентоориентированный подход, расширяет бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками и создает комфортные условия для уплаты налогов. Так, апробируется специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», направленный на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и предусматривающий упрощение или отмену отчетности, автоматический расчет налогов. С 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета, позволяющий формировать сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

ФНС России проводит активную работу по внедрению инновационных инструментов на основе цифровых технологий. Успешно реализуются такие электронные сервисы и формы налогового контроля, как автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), национальная система прослеживаемости товаров, налоговый мониторинг, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение «Мой налог», цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн). В целях развития предпринимательской среды упрощена процедура регистрации с помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Функционирует система оценки эффективности налоговых льгот, разработанная совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Большой опыт в создании крупных информационных систем позволяет ФНС России выступать оператором информационных ресурсов, напрямую не связанных с налоговым администрированием, но важных для решения государственных задач, в частности Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

За счет улучшения качества налогового администрирования ФНС России удалось обеспечить в 2022 году поступления дополнительных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере 439 млрд рублей.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной налоговой службы о реализации налоговой политики в целях обеспечения экономического роста.

2. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период весенней сессии 2023 года в приоритетном порядке проект федерального закона № 369931–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) устранить до конца 2023 года выявленные проблемы реализации института единого налогового счета;

2) рассмотреть вопрос об ускорении доработки технологических процессов и программного обеспечения, необходимых для реализации Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 173-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

3) провести мониторинг реализации Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части введения акциза на сахаросодержащие напитки и об итогах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2024 года;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ в части расширения территорий проведения указанного эксперимента в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков;

5) проработать вопрос о дальнейшем совершенствовании налогообложения доходов, получаемых юридическими лицами и физическими лицами от осуществления ими деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) проработать вопрос о внедрении системы маркировки сахаросодержащих напитков средствами идентификации в целях администрирования акциза на указанную группу товаров;

7) создать систему оценки участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволяющую формировать перечень благонадежных организаций, не обладающих признаками «технических» компаний.

4. Рекомендовать ФНС России:

1) обеспечить стабилизацию применения института единого налогового счета и оперативное доведение необходимой информации до финансовых органов субъектов Российской Федерации;

2) обеспечить возможность получения в упрощенном порядке социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации по расходам, связанным с лечением, обучением, добровольным медицинским страхованием, страхованием жизни, негосударственным пенсионным обеспечением и получением физкультурно-оздоровительных услуг;

3) ускорить введение в промышленную эксплуатацию сервиса оценки юридических лиц, действующего в рамках личного кабинета налогоплательщика юридического лица, и применить его на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

4) подготовить предложения, направленные на пресечение использования налогоплательщиками схем «дробления бизнеса», приводящих к недопоступлению доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и направить их в Правительство Российской Федерации;

5) проводить работу по выявлению и обеспечению привлечения к ответственности физических лиц, получающих доходы от осуществления деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и уклоняющихся от уплаты налогов (блогеров, интернет-тренеров и других);

6) проработать вопрос об отмене для вновь созданных организаций обязанности по представлению налоговой отчетности до начала ведения ими предпринимательской деятельности (»форм с нулевыми показателями»);

7) продолжить работу по развитию единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, с целью увеличения количества эталонных профилей физических лиц, дополнения новыми видами сведений, использования идентификаторов указанного регистра в информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти при обеспечении соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать взаимодействие с ФНС России по вопросам анализа платежеспособности, рисков ее утраты и предупреждения банкротства хозяйствующих субъектов, включая организации, собственником имущества которых являются публично-правовые образования (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) и социально значимые организации, с учетом положительного опыта ФНС России в части содействия восстановлению платежеспособности указанных хозяйствующих субъектов, в том числе путем реструктуризации долга.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2023 года о реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении, за исключением рекомендации, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 настоящего постановления.

7. Предложить ФНС России проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2023 года о реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату в период осенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
7 июня 2023 года
№ 296-СФ