Документы

Постановление

О мерах по противодействию незаконным финансовым операциям

Заслушав информацию директора Федеральной службы по финансовому мониторингу о мерах по противодействию незаконным финансовым операциям, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет меры, направленные на выявление, пресечение незаконных финансовых операций, а также их предупреждение.

Все большее значение приобретает деятельность Росфинмониторинга по контролю за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа и реализацию национальных проектов.

В настоящее время отмечается рост рисков, связанных с транзитными операциями денежных средств и их возможным обналичиванием при участии в том числе подставных физических лиц, с финансовым мошенничеством, в котором применяются методы социальной инженерии, с организацией финансовых пирамид для привлечения денежных средств граждан, с противоправной деятельностью в сфере оборота драгоценных металлов, в частности при их вывозе из Российской Федерации.

Сохраняются риски финансирования терроризма и экстремистской деятельности с использованием банковских счетов и банковских карт, а также криптовалют.

Для минимизации указанных рисков Росфинмониторингом совместно с другими участниками российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) принимаются меры на международном и национальном уровнях.

В настоящее время достигнут прогресс в повышении уровня соответствия российской системы ПОД/ФТ стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), что признают международные эксперты. В целях дальнейшего укрепления финансовой безопасности продолжается имплементация этих стандартов в законодательство Российской Федерации.

Кроме того, расширяется взаимодействие по вопросам ПОД/ФТ с иностранными государствами в рамках международных организаций и объединений. Так, на площадке Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) Российской Федерацией было инициировано проведение Форума парламентариев государств – членов ЕАГ, который позволяет на постоянной основе осуществлять диалог между законодательными и исполнительными органами государств Евразийского региона по вопросам ПОД/ФТ.

Однако необоснованные отказы компетентных органов ряда стран в сотрудничестве с Российской Федерацией негативно влияют на совместные усилия в борьбе с международной преступностью.

Принимаемые меры по выявлению сомнительных операций приводят к сокращению незаконного оборота и обналичивания денежных средств. По данным Росфинмониторинга, в 2023 году объем таких операций с использованием корпоративных банковских карт и механизма «теневой инкассации» сократился соответственно на 18 процентов и 23 процента, по исполнительным документам – в 5 раз.

С учетом национальных целей развития Российской Федерации всем участникам системы государственного финансового контроля необходимо продолжать осуществление мониторинга эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, а также уделять особое внимание выявлению и пресечению правонарушений коррупционной направленности.

Одобряя деятельность Росфинмониторинга по противодействию незаконным финансовым операциям и учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию директора Федеральной службы по финансовому мониторингу о мерах по противодействию незаконным финансовым операциям.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить в приоритетном порядке рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 447226–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за незаконное привлечение инвестиций физических лиц);

№ 576830–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и статью 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля»;

№ 658358–8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части совершенствования системы обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом);

№ 671687–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов противодействия финансированию экстремистской деятельности).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проектов федеральных законов, направленных на дальнейшую имплементацию в законодательство Российской Федерации положений Рекомендации 15 ФАТФ, в том числе в части регулирования оборота цифровой валюты, а также установления особенностей производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных с использованием цифровой валюты;

проекта федерального закона, устанавливающего новую меру процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства в виде временного приостановления финансовых операций, а также проекта федерального закона, устанавливающего полномочия Росфинмониторинга по приостановлению финансовых операций в связи с подозрениями в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, в том числе на основании запросов компетентных органов иностранных государств;

проекта федерального закона, предусматривающего установление экспериментального правового режима в целях апробирования новых безопасных способов идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев с использованием средств дистанционного взаимодействия;

проекта федерального закона, наделяющего Федеральное казначейство полномочиями по осуществлению проверки себестоимости производства и реализации вооружений, военной и специальной техники, а также устанавливающего обязанность Росфинмониторинга направлять в Федеральное казначейство информацию о рисках необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

2) подготовить с участием Росфинмониторинга, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) проект федерального закона, направленного на организацию взаимодействия Росфинмониторинга с операторами национальной системы платежных карт и сервиса быстрых платежей в целях повышения эффективности российской системы ПОД/ФТ;

3) подготовить с участием Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего установление ответственности за использование физическим лицом электронного средства платежа или его передачу другому лицу, совершенные по поручению и (или) в интересах третьих лиц из корыстных побуждений;

4) подготовить с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти предложения по повышению безопасности персональных данных при их обработке;

5) рассмотреть вопрос о включении с 2025 года в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, зданий территориальных органов Росфинмониторинга;

6) рассмотреть вопросы:

о включении Росфинмониторинга на период 2025–2030 годов в число участников федерального проекта «Создание и развитие цифровых платформ» разрабатываемого национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства»;

о выделении необходимых объемов финансирования в целях обеспечения эксплуатации и устойчивого развития государственной информационной системы «Единая информационная система Федеральной службы по финансовому мониторингу».

4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24213–1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», направленного на совершенствование бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей.

5. Рекомендовать Росфинмониторингу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии Банка России:

1) ускорить разработку и согласование для внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего дальнейшее совершенствование комплекса мер по замораживанию (блокированию) имущества в сфере противодействия финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

2) подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях дальнейшей имплементации положений Рекомендации 12 ФАТФ по вопросу о совершенствовании финансового мониторинга операций публичных должностных лиц, а также связанных с ними лиц;

3) подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях пресечения легализации доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.

6. Рекомендовать Росфинмониторингу совместно с заинтересованными органами государственной власти и организациями обеспечить надлежащую подготовку российской системы ПОД/ФТ к прохождению нового раунда взаимных оценок ФАТФ и ЕАГ.

7. Предложить Росфинмониторингу в период весенней сессии 2025 года проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 августа 2024 года
№ 374-СФ