Документы

Постановление

О роли Федеральной таможенной службы в развитии экономики Российской Федерации в современных условиях

Заслушав информацию руководителя Федеральной таможенной службы о роли Федеральной таможенной службы в развитии экономики Российской Федерации в современных условиях, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы Российской Федерации определены Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 года № 1388-р.

В сложившейся внешнеполитической обстановке деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС России) приобретает особое значение.

Важнейшие направления работы ФТС России – содействие росту несырьевого экспорта, увеличение объемов внешней торговли, насыщение российского рынка необходимыми товарами, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Являясь главным администратором доходов федерального бюджета, ФТС России играет существенную роль в поддержании стабильности бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивая поступление около 20 процентов доходов федерального бюджета. При этом необходимо провести оптимизацию льгот по уплате таможенных платежей на основе их инвентаризации и анализа эффективности.

Осуществляется работа, направленная на развитие международных транспортно-логистических коридоров, ускорение перемещения товаров через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска), повышение эффективности взаимодействия с таможенными органами иностранных государств, включая создание упрощенных таможенных коридоров и взаимное признание уполномоченных экономических операторов, а также на противодействие контрабанде стратегически важных товаров.

Совместно с Министерством транспорта Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по модернизации и оснащению 25 автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска требуется совершенствование единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Целевым ориентиром для улучшения качества работы таможенных органов Российской Федерации (далее – таможенные органы) должно стать достижение типового времени досмотра грузового транспортного средства на пункте пропуска не более 10 минут на основе использования современных цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Актуальными задачами таможенной службы Российской Федерации остаются содействие Вооруженным Силам Российской Федерации в обеспечении оперативных и бесперебойных поставок товаров для нужд специальной военной операции, поддержка ее участников и членов их семей.

Большое значение имеет привлечение молодых кадров в таможенные органы. Следует расширить практику создания в общеобразовательных организациях профильных таможенных классов, заключения договоров о целевом обучении граждан в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Российская таможенная академия», а также предусмотреть возможность обучения курсантов в указанном учреждении с присвоением им специальных званий.

В связи с этим требуется обратить особое внимание на необходимость актуализации норм, определяющих правовые и организационные основы деятельности таможенных органов.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о роли Федеральной таможенной службы в развитии экономики Российской Федерации в современных условиях.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять в период осенней сессии 2025 года проект федерального закона № 953127–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования механизма административной ответственности за нарушение таможенных правил).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на совершенствование порядка взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов Российской Федерации при проведении мобильными группами таможенных органов таможенного контроля товаров и автомобильных транспортных средств;

2) внести в четвертом квартале 2025 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусматривающих возможность признания полностью потребленными посадочного материала винограда, плодовых и ягодных культур, а также комплектующих для устройства шпалеры на многолетних насаждениях и завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении указанных товаров;

3) провести консультации на межгосударственном уровне в целях проработки вопроса о внесении в акты, составляющие право ЕАЭС, изменений, направленных на борьбу с «серым» импортом продукции с территорий отдельных государств – членов ЕАЭС.

4. Рекомендовать ФТС России:

1) подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:

о внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в целях повышения качества и эффективности таможенного администрирования в современной социально-экономической и геополитической ситуации;

о применении механизма субсидирования уплаченного налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, при условии подтверждения необходимости их ввоза вместо освобождения от уплаты этого налога в соответствии со статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения эффективности налогового администрирования и прозрачности бюджетных расходов;

о разработке нормативного правового акта, устанавливающего единые правила администрирования утилизационного сбора;

о внесении изменений в Федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» в целях пресечения таможенными органами незаконного оборота товаров на электронных торговых площадках;

об установлении иных требований к карточке товара, без соблюдения которых оператор посреднической цифровой платформы не вправе допускать размещение такой карточки товара на посреднической цифровой платформе, в том числе требования к размещению в карточке товара информации о стране происхождения товара и, в случае если указанная страна не является государством – членом ЕАЭС, сведений о коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, номере таможенной декларации и порядковом номере товара по таможенной декларации;

об увеличении в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов объема бюджетных ассигнований на предоставление сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;

о формировании перечня документов, подтверждающих признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в целях освобождения от уплаты таможенных платежей;

2) принять меры по дальнейшему развитию института уполномоченного экономического оператора и его признанию иностранными государствами в целях увеличения количества организаций с таким статусом;

3) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о принятых в 2025 году и планируемых на 2026 год мерах по усилению контроля за таможенной стоимостью импортируемых изделий с шерстью в составе, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, согласно плану мероприятий (»дорожной карте») по развитию глубокой переработки овечьей шерсти на территории Российской Федерации на период 2025–2026 годов.

5. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с ФТС России ускорить разработку проекта федерального закона о национальной системе подтверждения ожидания товаров и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения прозрачности ввоза товаров на территорию Российской Федерации, исключения «серых» схем и противодействия уклонению от уплаты косвенных налогов.

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и ФТС России активизировать работу по внесению изменений в акты, составляющие право ЕАЭС, в целях перехода на электронный документооборот в автомобильных пунктах пропуска и создания условий для функционирования «интеллектуальных» пунктов пропуска.

7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральному агентству воздушного транспорта, Федеральному агентству морского и речного транспорта обеспечить представление документов, подтверждающих право участника внешнеэкономической деятельности на освобождение от уплаты таможенных платежей, исключительно в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

8. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с ФТС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти инициировать работу по использованию предварительной информации о лицах, грузах, товарах и транспортных средствах, представляемой при их перемещении автомобильным транспортом через таможенную границу ЕАЭС в виде электронного документа, для проведения таможенного и иных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска без использования документов на бумажных носителях (за исключением выявления рисковых ситуаций).

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом полугодии 2026 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
22 октября 2025 года
№ 466-СФ