12 марта 1996 года Президент США Б.Клинтон во изменение своей прежней позиции подписал принятый Конгрессом США в спешном порядке антикубинский Закон «О свободе и демократической солидарности с Кубой» (так называемый закон Хелмса — Бэртона). Не вызывает сомнений, что одобрение этого документа, предусматривающего ужесточение эмбарго против Республики Куба и применение санкций против государств, организаций и лиц, поддерживающих торгово-экономические отношения с этой страной, обусловлено нынешним обострением американо-кубинских отношений, вызванных недавним воздушным инцидентом около кубинских берегов.
В заявлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года № 539-I СФ и от
24 октября 1995 года № 622-I СФ уже отмечалось, что так называемый законопроект Хелмса — Бэртона противоречит общепризнанным нормам международного права и правилам международной торговли. Большинство государств мирового сообщества рассматривают эмбарго в отношении Республики Куба, меры по его ужесточению как ущемление прав суверенных государств на свободное развитие торгово-экономического сотрудничества с другими странами.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что развернутая в США антикубинская кампания не способствует нормализации обстановки в этом регионе, и подтверждает, что Россия и впредь намерена строить свои отношения с Кубой исходя из своих национальных интересов, в первую очередь экономического характера.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации надеется, что американская сторона учтет нашу озабоченность в связи с принятием Закона «О свободе и демократической солидарности с Кубой» и с особой осмотрительностью будет подходить к вопросу о конкретной реализации на практике положений этого документа, прежде всего напрямую затрагивающих интересы Российской Федерации.
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Москва
20 марта 1996 года
№ 103-СФ