Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Прогноз), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз, положенный в основу формирования федерального бюджета на 2016 год, разработан на базе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов, указанных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В Прогнозе отражены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе – августе 2015 года, а также прогнозы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

Прогноз подготовлен в условиях нестабильного состояния отечественной экономики. Поэтому, являясь результатом анализа потенциально возможных вариантов социально-экономического развития Российской Федерации посредством расчетной и экспертной оценок значений основных макроэкономических показателей, он включает базовый, целевой и консервативный варианты сценария, направленные на ослабление экономического спада, рост валового внутреннего продукта и экономический подъем. Это позволяет рассмотреть широкий спектр альтернативных возможностей развития и создать базу для подготовки государственных решений.

В основу формирования федерального бюджета на 2016 год положен базовый вариант сценария, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» 50 долларов США за баррель при условии сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.

Вместе с тем в Прогнозе не просматривается связь намечаемых мер и их прямого воздействия на преодоление нежелательных отклонений от устойчивого состояния экономики. Предлагаемый Прогнозом рост валового внутреннего продукта как важное условие выхода из кризиса и рецессии не позволяет в полной мере решить задачу экономического подъема, который должен сопровождаться оживлением структурообразующих секторов материального производства, повышением доходов населения и бизнеса, изменением структуры и объемов потребления, ростом производительности труда, инновационными сдвигами, укреплением ресурсной базы.

В связи с этим Прогноз, опирающийся на научные методы определения будущего состояния и изменения экономических процессов, должен стать элементом прогрессивной структурной политики и должен быть направлен на преодоление негативных тенденций. Поэтому вместо инертного описания вариантов сценария функционирования экономики необходимо дать целевое ориентирование, которое будет играть ключевую роль в формировании экономических ожиданий, внесении коррективов в действие рыночных механизмов, а также в повышении качества государственного управления экономическими и социальными процессами.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о Прогнозе.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить реализацию комплекса мер по сохранению основных показателей базового варианта сценария Прогноза в случае развития ситуации по консервативному варианту сценария;

2) обеспечить совершенствование методологии и организации разработки и применения Прогноза в государственном управлении исходя из необходимости придания как можно более высокого уровня количественной определенности постановке прогнозных целей;

3) создать эффективную систему управления рисками, обеспечивающую предотвращение кризисных ситуаций;

4) обеспечить координацию деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти при участии Центрального банка Российской Федерации и других субъектов стратегического планирования при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

5) повысить качество и информативность раздела Прогноза, посвященного социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, отразив в нем взаимодействие параметров экономической политики, макроэкономического и территориального развития;

6) предусматривать при подготовке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации:

научное подкрепление государственного прогнозирования с целью совершенствования научно-методической базы подготовки прогнозов социально-экономического развития с учетом специфики отечественной экономики и накопленного положительного и отрицательного опыта прогнозных разработок;

возможное развитие ситуации и соответствующие экономические меры, направленные на достижение максимально возможных целевых параметров, содержащихся в основных программных документах развития отечественной экономики;

оценку экономического ущерба и выгоды в условиях принятия или отмены экономических и политических санкций, запретов и ограничений на отдельные виды деятельности;

нестабильность состояния отечественной экономики, при которой вероятны колебания ее параметров, не изменяющие их принципиально;

экономические, социальные, политические события, которые привели или могут привести к отклонению от установленного курса социально-экономической политики государства.

3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:

1) продолжить работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста;

2) проводить подробный анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста, к числу которых относятся ограничение доступа к источникам заемного финансирования инвестиций и оборотного капитала, а также финансовое состояние предприятий и их текущий уровень долговой нагрузки.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации оперативно решать вопросы функционирования свободной экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в части внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записей о включении в него участников свободной экономической зоны и выдачи им свидетельств о включении в указанный реестр.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором полугодии 2016 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2016 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
25 декабря 2015 года
№ 610-СФ