Документы

Постановление

О реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

Заслушав информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В последние годы происходит значительный рост образования отходов производства и потребления (далее – отходы), при этом только 52 процента из них утилизируется и обезвреживается. По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации ежегодно образуется около 5 млрд. тонн отходов, из них твердых коммунальных отходов – 70 млн. тонн.

С ростом образования отходов и недостаточным объемом их переработки и вовлечения в хозяйственный оборот связаны основные негативные последствия.

В целях выхода из сложившейся ситуации принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ).

Закон № 458-ФЗ внес значительные изменения в законодательство в области отходов производства и потребления, направленные на установление правовых основ создания эффективной системы обращения с отходами, внедрение новых инструментов экономического стимулирования, формирование финансовой основы для строительства и развития инфраструктуры. Им также предусматривается разграничение полномочий между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами, включая вопросы сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, что позволяет приступить к эффективному решению задачи в области обращения с отходами на региональном уровне.

В настоящее время законодательство субъектов Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законодательством. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения своевременной реализации возложенных на них полномочий в пределах своей компетенции разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты.

При этом необходимо отметить, что реализация положений Закона № 458-ФЗ требует принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне. Однако до сих пор большинство нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части жилищно-коммунальной сферы не принято, что препятствует своевременной реализации новых полномочий субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В условиях, когда экологический сбор установлен в отношении ограниченных групп товаров, одним из основных источников финансирования сферы обращения с отходами является бюджет субъекта Российской Федерации.

Учитывая остроту проблемы обращения с отходами и необходимость строительства и модернизации объектов обращения с отходами, требуется дополнительная проработка механизмов финансовой поддержки сферы обращения с отходами.

Исходя из вышеизложенного, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) принять до 1 января 2017 года нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений Закона № 458-ФЗ, с учетом результатов общественного обсуждения и экспертных заключений;

2) проработать вопрос о внесении изменения в пункт 5 статьи 23 Закона № 458-ФЗ в части увеличения срока, предоставляемого субъектам Российской Федерации для разработки и утверждения территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и наделения юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 1 июля 2017 года;

3) рассмотреть вопрос о расширении критериев конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с целью исключения срыва конкурсов и экономически необоснованного демпинга с учетом правоприменительной практики за 2016 год.

2. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах анализа изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в связи с включением в ее состав платы за обращение твердых коммунальных отходов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство субъектов Российской Федерации в части определения форм участия органов местного самоуправления в организации деятельности сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

2) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки:

утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

определение региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

принятие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

своевременную и в полном объеме реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

1) проработать вопрос о целесообразности подготовки предложений о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов за счет региональных программ области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

2) проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушение движения твердых коммунальных отходов согласно утвержденной территориальной схеме по обращению с твердыми коммунальными отходами и за отказ от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

3) осуществлять мониторинг реализации положений Закона № 458-ФЗ;

4) проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2017 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
15 июня 2016 года
№ 280-СФ