Документы

Постановление

О мерах Правительства Российской Федерации по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов

Заслушав информацию руководителя Федеральной налоговой службы о мерах Правительства Российской Федерации по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В последние годы Федеральной налоговой службе (далее – ФНС России) удалось выстроить прозрачный, эффективный и управляемый механизм налогового администрирования, позволяющий обеспечивать поступление почти 60 процентов доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В условиях, когда ценовая конъюнктура на сырьевых рынках не может способствовать росту экономики и создавать соответствующий прирост доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ФНС России акцентирует внимание на аналитическом и инновационном аспектах налогового администрирования.

В результате за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16 процентов и по темпам роста опережали на 10 процентных пунктов экономику, которая выросла на 6 процентов. В 2016 году эта тенденция сохраняется.

Так, за девять месяцев текущего года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило почти 10,5 трлн. рублей доходов, администрируемых ФНС России, что на 1 процент выше показателя аналогичного периода 2015 года. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации выросли почти на 6,2 процента, в федеральный бюджет – на 6,5 процента. Рост доходов отмечается по всем основным налогам: по налогу на доходы физических лиц объем налоговых поступлений вырос на 7,7 процента по сравнению с показателем аналогичного периода 2015 года, по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) – на 5,4 процента, по налогу на прибыль организаций – на 2 процента, по акцизам – на 26,4 процента.

Отрицательная динамика поступлений наблюдается по налогу на добычу полезных ископаемых. За январь – сентябрь 2016 года нефтегазовые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации уменьшились на 387 млн. рублей, или на 15,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

По итогам девяти месяцев 2016 года налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 5 419 млрд. рублей, что на 6 процентов выше относительно аналогичного периода 2015 года. Рост произошел за счет увеличения поступлений федеральных и региональных налогов, а также налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов. В частности, прирост поступлений налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составил 52,9 процента по сравнению с январем – сентябрем 2015 года. Объем поступлений от уплаты местных налогов уменьшился в связи с переносом в 2016 году срока уплаты имущественных налогов физических лиц с 1 октября на 1 декабря.

Реализация инновационных проектов ФНС России позволяет выявлять дополнительные источники бюджетных доходов. Таким примером служит реформирование института контрольно-кассовой техники, основой которого стало введение порядка передачи налоговым органам данных о расчетах в режиме реального времени. Новый порядок вступает в силу с 1 февраля 2017 года и позволит обеспечить эффективный контроль за полнотой учета выручки и осуществлением расчетов, а также выйти на новый уровень качества защиты прав потребителей товаров и услуг за счет возможности потребителя самостоятельно проверить данные кассового чека в электронной форме.

Также ФНС России реализует пилотный проект по введению маркировки товаров. С 1 апреля 2016 года на сайте ФНС России открыт информационный ресурс «Система маркировки изделий из натурального меха». В нем уже зарегистрировались 6,2 тыс. организаций, подано 13,5 тыс. заявок на изготовление 10 млн. контрольных (идентификационных) знаков.

Высокую эффективность показала работа автоматизированной системы контроля НДС: в девять раз снизилось количество заявлений о возмещении НДС от компаний с высокой степенью риска отказа в таком возмещении по итогам камеральных проверок. В результате свыше 9 тыс. налогоплательщиков уточнили свои налоговые декларации. Помимо этого, за первое полугодие 2016 года суммы налога, взысканные после проверки налоговых деклараций по НДС, выросли в 1,4 раза и составили 11 млрд. рублей.

Использование инновационных технологий в налоговом администрировании позволяет снижать административное давление на добросовестных налогоплательщиков и уменьшить количество выездных налоговых проверок. Так, в первом полугодии 2016 года количество таких выездных проверок снизилось на 10 процентов, и при этом эффективность одной проверки выросла в 1,4 раза, составив 13,6 млн. рублей.

ФНС России кардинально изменила подходы к участию в процедурах банкротства, в результате чего число принятых решений о признании должника банкротом снизилось в 2,6 раза, а сумма погашенной задолженности по уплате налогов и сборов в ходе дел о несостоятельности в первом полугодии 2016 года выросла более чем в два раза и составила 31 млрд. рублей.

Выработка единой правовой позиции на стадии досудебного урегулирования налоговых споров позволила налоговым органам уменьшить количество судебных дел с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в первом полугодии 2016 года на 3,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом в судебно-правовой работе ФНС России продолжает поддерживать высокий удельный вес сумм требований о взыскании налогов и сборов, пеней и штрафов, удовлетворенных судами, составляющий 79 процентов.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года заявил о необходимости формирования единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. В целях создания такого механизма ФНС России совместно с Федеральной таможенной службой ведут активную работу по интеграции ведомственных информационных ресурсов. В связи с наделением с 1 января 2017 года налоговых органов полномочиями по администрированию страховых взносов ФНС России также проводит работу по организации информационного взаимодействия с государственными внебюджетными фондами.

Вместе с тем следует отметить, что ФНС России недостаточно эффективно решает проблему сокращения совокупной задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Объем указанной задолженности на 1 сентября 2016 года составил 1 326 млрд. рублей, что на 16,1 процента больше по сравнению с началом 2016 года. При этом недоимка увеличилась на 18,5 процента по сравнению с началом 2016 года и составила 551,1 млрд. рублей.

Имеет место поступление в ФНС России недостоверных и своевременно не обновленных сведений от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной налоговой службы о мерах Правительства Российской Федерации по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопросы унификации порядка исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, имея в виду возможную унификацию категорий застрахованных лиц, с доходов которых начисляются страховые взносы;

рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность исполнения налогового обязательства третьими лицами в случае, когда исполнение такого обязательства осуществляется с использованием электронных сервисов, предполагающих идентификацию плательщика;

рассмотреть возможность введения в Российской Федерации института налоговых консультантов;

рассмотреть вопрос о форме легализации самозанятости граждан, не заключавших трудовых договоров, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и не являющихся частнопрактикующими специалистами, осуществляющими профессиональную деятельность на основании специального федерального закона, с учетом того, что самозанятость этих лиц не должна порождать требования, предъявляемые к участникам предпринимательской или регулируемой профессиональной деятельности.

3. Рекомендовать ФНС России:

повысить эффективность работы по сокращению объема совокупной задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов;

продолжить работу по созданию электронных сервисов, связанных с исполнением обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, в целях формирования удобных и комфортных условий для налогоплательщиков;

улучшить администрирование налоговых доходов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;

разработать и утвердить форму представления в финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартальной и годовой информации о прогнозируемых объемах платежей по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации участниками консолидированных групп налогоплательщиков;

продолжить совместно с Федеральной таможенной службой работу по интеграции находящихся в их ведении информационных систем в целях повышения эффективности налогового и таможенного администрирования;

улучшить информационное взаимодействие с органами, учреждениями, организациями и должностными лицами, в обязанности которых входит сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц;

проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об итогах организационно-штатных мероприятий по замещению работниками государственных внебюджетных фондов, трудовые договоры с которыми подлежат расторжению в связи с передачей налоговым органам полномочий указанных фондов по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование, вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в налоговых органах;

продолжить работу по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления провести широкую разъяснительную кампанию по вопросам о сроках, порядке исчисления и уплаты имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 октября 2016 года
№ 474-СФ