Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз как документ стратегического планирования федерального уровня разработан на основе приоритетов, намеченных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года и 3 декабря 2015 года, и задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Прогноз подготовлен в составе трех вариантов сценария: базового, базового+ и целевого с учетом динамики развития мировой экономики и итогов социально-экономического развития Российской Федерации в январе – августе 2016 года. Перспективы национальной экономики рассматриваются в условиях сохранения антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации, отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков, стабильности налоговых условий для бизнеса, сохранения финансовой устойчивости и макроэкономической стабильности при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств на протяжении всего прогнозного периода.

В основу формирования федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов положен базовый вариант сценария, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» 40 долларов США за баррель при условии сохранения сдержанной бюджетной политики и без кардинального изменения экономической модели. В условиях повышения темпов роста валового внутреннего продукта от 0,6 процента в 2017 году до 1,7 процента в 2018 году и 2,1 процента в 2019 году ожидаются медленный переход от стагнации к восстановлению экономического роста, устойчивое снижение инфляции, стабилизация инвестиционной активности и оттока капитала, укрепление курса рубля, умеренные темпы восстановления потребительского спроса, сдержанная динамика повышения уровня жизни населения и основных социальных параметров.

Переходу от макроэкономической стабилизации к экономическому росту будут способствовать смягчение денежно-кредитной политики, стабилизация курсовой динамики, повышение конкурентоспособности и производительности труда, рост реальных заработных плат работников частного сектора экономики, переход к проектным принципам управления и повышение качества государственного управления. Ведущее место в решении этих задач принадлежит макроэкономическому прогнозированию как инструменту управления, позволяющему сочетать централизованное государственное планирование и рыночное саморегулирование.

Вместе с тем в Прогнозе недостаточно подробно раскрыты факторы, обеспечивающие повышение темпов прироста валового внутреннего продукта. Следует отметить слабое согласование показателей Прогноза с показателями государственных программ Российской Федерации, в связи с чем программно-целевое планирование и управление экономикой недостаточно коррелируют с Прогнозом. Кроме того, показатели Прогноза в основном находятся под влиянием ожидаемых цен мирового рынка на нефть. В то же время необходимость структурной перестройки российской экономики, избавляющей от значительного влияния на нее цен мирового рынка на нефть и газ, по‑прежнему не находит достаточного отражения в Прогнозе.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о Прогнозе.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить работу по модернизации научно-методической базы прогнозирования с целью повышения достоверности прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и скорейшей адаптации экономики к новой внешнеэкономической реальности;

2) активизировать работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия при разработке Прогноза в отношении полноты, качества, сроков подготовки и предоставления материалов с целью своевременного учета позиции федеральных органов исполнительной власти;

3) рассмотреть возможность трансформирования процесса прогнозирования и разработки варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предусматривающего механизмы структурной перестройки экономики, сократив до минимума применение метода увязки основных макроэкономических параметров с ценами мирового рынка на нефть и газ;

4) продолжить работу по повышению качества и эффективности реализации государственных программ Российской Федерации как основного инструмента интеграции стратегического, бюджетного и операционного управления посредством закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о программно-целевом принципе планирования бюджетных расходов и бюджетных полномочиях ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации;

5) проработать вопросы интеграции приоритетных проектов и государственных программ Российской Федерации в части выстраивания общего целеполагания, состава мероприятий и целевых показателей (индикаторов) для достижения целей и задач проводимой государственной политики;

6) пересмотреть государственные программы Российской Федерации на предмет согласованности бюджетных расходов на реализацию приоритетных проектов с целевыми индикаторами соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также на предмет выделения средств на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации;

7) рассмотреть возможность согласования на практике показателей текущих и перспективных прогнозов с долгосрочными стратегическими установками социально-экономического развития страны, а также расширить исследования последствий реализации рисковых событий базового сценария Прогноза;

8) продолжить работу по дальнейшему реформированию системы государственного управления в рамках совершенствования работы по внедрению программно-целевого управления, включая проектные подходы, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств;

9) обеспечить информирование субъектов Российской Федерации о приоритетах, целях и задачах развития Российской Федерации на долгосрочный период, об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также о современных методах статистического анализа и прогнозирования данных, позволяющих разрабатывать прогнозы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по дальнейшему освоению методов стратегического планирования на региональном уровне с целью адаптации системы стратегического управления экономикой и социальной сферой региона к современным условиям хозяйствования.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором полугодии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
16 ноября 2016 года
№ 496-СФ