Главные темы

«Идеология Великой Победы». Статья Председателя СФ В. Матвиенко в журнале «Вестник Совета безопасности Российской Федерации»

Без малого восемь десятилетий отделяют нас от дня Великой Победы. В мировую летопись, историческую память нашей страны она навсегда вошла как воплощение мужества, стойкости, единства советского народа. Это подвиг, равного которому не было и нет.


Начало Великой Отечественной войны никак не предвещало победного исхода для нас. Напротив, осенью 1941 г., когда передовые части вермахта находились в паре десятков километров от Красной площади, мир был уверен, что Советский Союз обречен на военное поражение и последующую за ним политическую катастрофу. Ни того, ни другого, как известно, не произошло. Сокрушительное поражение потерпел агрессор — нацистская Германия, ее дотоле непобедимая армия. Как отметил глава Российского государства В.В. Путин, «против мощной, вооруженной до зубов, хладнокровной захватнической машины нацистов поднялась гигантская сила советского общества, объединенного стремлением защитить родную землю. Отомстить врагу, сломавшему, растоптавшему мирную жизнь, планы и надежды».

Что же помогло нашим отцам, дедам, прадедам выстоять в той, казалось, безнадежной ситуации на начальном этапе Великой Отечественной войны, победно завершить ее в Берлине?

Для меня ответ на этот вопрос очевиден. И думаю, он также понятен всем, кто идейно не зашорен, умеет видеть события, факты непредвзято, такими, какие они есть на самом деле.

Это и беспрецедентный по организованности, быстроте осуществления, эффективности перевод народного хозяйства на военные рельсы. Перевод не только управленческий, производственный, но и пространственный.

В считанные месяцы десятки заводов были отправлены с территорий, которым грозила гитлеровская оккупация, на Урал, в Сибирь, другие районы. В такие же сжатые сроки эвакуированные предприятия заработали на полную мощность.

Это и, безусловно, выдвижение в канун и в ходе войны на командные посты в Красной армии нового поколения военачальников, доказавших свое мужество, преданность Родине, готовность и умение вести боевые действия в современных условиях. Среди них немало тех, кто начинал Великую Отечественную войну обычным офицером, а заканчивал ее командующим армией и даже фронтом.

Наконец, — то, что я считаю самым главным по значению. Это сплоченность общества, стремление большинства людей сделать все, чтобы отстоять свободу и независимость Родины. То, чего вроде бы трудно было ожидать от граждан государства, пережившего совсем недавно революцию, гражданскую войну, катаклизмы становления нового общественного строя. Мы точно знаем из документов, что в своих планах войны против СССР гитлеровцы рассчитывали, что эти моменты сработают на них.

Убеждена, для достижения победы над врагом прочная, непоколебимая идейная и политическая сплоченность советского общества, патриотизм граждан имели значение если не большее, то, как минимум, равноценное таким материальным факторам, как экономическая мощь страны, численность и выучка ее армии, количество и качество вооружений, военной техники.

А на начальном этапе войны, считаю, именно духовный настрой советских людей сыграл решающую роль в том, что страна сумела выстоять, собраться с силами. Ведь нам противостояла сильнейшая на тот момент армия мира. На нее работала развитая военная промышленность практически всей Европы. Советский Союз сражался в одиночку, тогда как на стороне захватчиков воевали солдаты, добровольческие части опять же почти всех европейских государств. Повторю, в тех тяжелейших условиях мы не рухнули, дали отпор прежде всего потому, что превосходили фашистских захватчиков, их пособников идейно, морально.

Для достижения победы над врагом прочная, непоколебимая идейная и политическая сплоченность советского общества, патриотизм граждан имели значение если не большее, то как минимум равноценное таким материальным факторам, как экономическая мощь страны, численность и выучка ее армии, количество и качество вооружений, военной техники.

На начальном этапе войны именно духовный настрой советских людей сыграл решающую роль в том, что страна сумела выстоять, собраться с силами. В тех тяжелейших условиях мы не рухнули, дали отпор прежде всего потому, что превосходили фашистских захватчиков, их пособников идейно, морально.

Не могу не отметить, что картина повторяется. Многие из государств, что были пособниками германских фашистов в их походе против СССР, сегодня активно поддерживают неонацистский киевский режим, участвуют в антироссийских санкциях, снабжают вооружениями, техникой ВСУ в их войне против нашей Родины. Мы вновь сталкиваемся с серьезными вызовами и угрозами, стоим перед лицом новых задач в области информации, пропаганды, воспитания. И потому знание того, как ковалась Победа в этой сфере, имеет не только историческое, но и современное, актуальное значение. Необходимо вновь и вновь обращаться к этому опыту, в комплексе анализировать этот феномен, который я бы назвала идеологией Победы.

ОТ ИНТЕРНАЦИОНАЛА К РОДИНЕ

Духовный фундамент Победы сложился не сразу. В первые годы после окончания гражданской войны Советская Россия рассматривалась руководством большевистской партии как авангард борьбы мирового пролетариата за победу социализма, коммунизма на всем земном шаре. Как писал Александр Блок: «Мы на горе всем буржуям || Мировой пожар раздуем». Молодому Советскому государству отводилась роль «топки» для разжигания этого пожара. Если вдуматься, тогда большевики выступили зачинателями того, что мы сегодня называем глобализмом, в данном случае — глобализма коммунистического.

Вполне закономерно, что на этом фоне понятие «патриотизм» было объявлено руководством ВКП(б) устаревшим, даже враждебным. Ведь оно шло вразрез с жертвенностью во имя торжества мировой революции. Показательны в этом плане слова В.И. Ленина, сказанные в одном из публичных выступлений. Революция, заявил он, боролась с патриотизмом, потому что если ты социалист, то должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции, которой еще нет, но в которую ты должен верить. Большевикам было очевидно: в идеологии, политике настоящих коммунистов патриотизму места нет, это чуждое им явление.

Однако мировой пожар упорно не разгорался. Потерпели поражение поддерживавшиеся Страной Советов революции в Германии и Венгрии. Охладило горячие головы и то, что, вопреки принципу интернациональной классовой солидарности, польские трудящиеся сплотились вокруг буржуазного правительства и с оружием в руках выступили против Красной армии. Да и вообще не наблюдалось на планете особых признаков скорой пролетарской революции. Напротив, революционный энтузиазм пошел на спад.

Наиболее дальновидная часть руководства ВКП(б), и в первую очередь генеральный секретарь ЦК партии И.В. Сталин, поняли, что эра наций, национальных государств не завершилась, что патриотизм как воплощение национальных чувств сильнее космополитического интернационализма. Следовательно, сделало вывод сталинское руководство ВКП(б), положение Советского Союза как единственного в мире государства рабочих и крестьян — это надолго. И потому основные усилия должны направляться не на инициирование мировой революции, а на строительство и укрепление социализма в конкретной стране по имени Союз Советских Социалистических Республик.

Иными словами, произошел крутой поворот от коммунистического глобализма к провозглашению главной целью формирование социалистической державы в отдельно взятом государстве. Что потребовало внесения не только в политику, но и в идеологию корректив, которые бы, не вступая в прямое противоречие с марксистско-ленинским учением, вместе с тем не разъединяли бы и далее страну по классовому признаку, а сплачивали ее, направляли созидательные усилия, энергию всего народа в единое русло.

Такой объединяющей идеей стала идея советского патриотизма. Во главу угла своей работы в сфере идеологии, воспитания, пропаганды партия поставила сплочение советского общества на основе формирования у граждан чувства гордости успехами страны в экономике, науке, образовании, здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. С упором на то, что это успехи СССР не только как молодого социалистического государства, но и как наследника, преемника великой страны с тысячелетней историей. Тем самым в одной идеологической обойме удалось разместить ценности коммунизма и цивилизационные ценности России.

Считаю, в этом, казалось бы, парадоксальном сочетании и заключается успешная, исторически подтвержденная формула идеологии нашей Победы. Именно этот подход дал идейный и политический эффект — обеспечил прочную консолидацию общества. Понятно, что его реализация потребовала большой системной работы. Из чего же она складывалась?

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

На первое место, несомненно, следует поставить переосмысление в стране культурной и образовательной политики, которая способствовала воспитанию молодежи, отважно вставшей, когда потребовалось, на защиту Отечества. А ведь в эти годы среди 170-миллионного населения СССР возрастная группа от 15 до 30 лет составляла почти 50 миллионов человек!

Без преувеличения огромное значение для патриотического воспитания имело возвращение в 1934 г. «преподавания гражданской истории в школах СССР» (так было сказано в соответствующем постановлении Совнаркома и ЦК партии). Возродили также исторические факультеты в вузах. В короткие сроки на конкурсной основе были подготовлены новые учебники.

И хотя в школьных, вузовских учебниках истории классовый подход к освещению событий давал себя знать, свершилось главное — восстановление связи времен, объективного единства исторической России и СССР. Нигилизм в отношении прошлого собственной страны, не оставлявший места для национальной гордости, был полностью ликвидирован. Стране, народу вернули их действительно великую историю, которой можно и нужно гордиться.

В результате в СССР произошел своего рода взрыв интереса к истории не только в образовании, в науке, но и в общественном сознании в целом. Молодые поколения как бы заново открывали для себя свое Отечество, и власть заботилась о том, чтобы новый образ Родины не рисовался в исключительно мрачных тонах, как это было прежде («тюрьма народов», «страна рабства и невежества» и т. д.), а во всем многообразии ее истории.

И здесь, считаю, трудно переоценить роль литературы, искусства.

«Реабилитация» истории, пусть даже ограниченная определенными идеологическими рамками, дала толчок возникновению целого художественного направления — советской исторической прозы, представленной романами М. Шолохова, А. Толстого, Ю. Тынянова, О. Форш, В. Шишкова, В. Яна, повестями К. Паустовского и др. Их активно читали, обсуждали. На выставках, в музеях, картинных галереях вновь появились полотна, экспозиции исторического содержания.

И все же на первое место в этом ряду уверенно выдвинулось кино — тогда действительно самое массовое из искусств. Его воспитательная «сверхзадача» присутствует во всех жанрах советского кинематографа того времени: как в фильмах о революции, о буднях социалистического строительства, так и в приключенческих фильмах, комедиях. Не говоря уже о кино документальном.

Особенно большую роль в патриотическом воспитании сыграли фильмы на историческую тему. Нельзя сказать, что их было много. Но практически каждый из них стал событием. Речь о знаковых историко-патриотических фильмах, посвященных Минину и Пожарскому, Петру Первому, Александру Суворову. И, конечно же, Александру Невскому. Одноименный фильм С. Эйзенштейна вышел на экраны в конце 1938 г. и сразу же заслужил всенародное признание, стал культовым.

Было бы неправильно, говоря об историческом кино того времени, не сказать об историко-революционных и военно-патриотических фильмах 1930-х годов. Поскольку власть хорошо понимала важность должного освещения тех событий, таких фильмов было много. Несмотря на неизбежную идеологическую заданность в освещении событий, фактов, личностей, большинство кинолент было снято на высоком профессиональном уровне. Их смотрели миллионы.

ЛЮБОВЬ К СОВЕТСКОМУ ОТЕЧЕСТВУ

Еще одним звеном в идеологической работе, укрепившей страну, общество в канун войны, стал показ достижений Советского Союза во всех ключевых сферах жизни. И в первую очередь в народном хозяйстве. Днепрогэс, Магнитка, Ростсельмаш, Донбасс и Кузбасс, Комсомольск-на-Амуре, Челябинский и Харьковский тракторные заводы… — названия, которые знала вся страна. В рассказе об успехах участвовали не только печать и радио, но и литература, искусство. Выходили производственные романы, повести, снимались фильмы, ставились спектакли.

Доминирующим направлением пропаганды явилось также формирование нового, социалистического образа жизни. Родилась и стала подлинно народной советская песня — как лирического, так и гражданского, патриотического звучания.

Успехи были действительно огромные. За 10—12 предвоенных лет Советский Союз изменил свой облик, приблизившись по уровню развития экономики, образования, науки, культуры к передовым государствам мира. Подлинным триумфом СССР стало его участие во Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Советская экспозиция получила 270 наград, из них 95 — Гран-при. Их были удостоены как достижения народного хозяйства, науки, так и творения искусства. Монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница» был назван зарубежной прессой величайшим произведением скульптуры XX в.

Сейчас все перечисленное принято не без иронии называть пропагандой успехов. Не разделяю эту тональность. Потому что в основе этой пропаганды лежали реальные масштабные достижения.

ПОЛИТИКА НОВЫХ ГЕРОЕВ

Бесспорно, огромное значение для идейной подготовки общества к неизбежной войне имело формирование качественно нового образа Вооруженных Сил страны. Основные черты этого образа были ясны, близки людям: Красная армия, ее командиры — не особая каста, охраняющая чуждую народу власть, а часть самого народа, защищающая людей труда, социалистическое Отечество от врагов. О Красной армии говорили, писали, что она самая сильная в мире. О ней, ее командующих слагали легенды, писали стихи, пели песни. Родилось, по сути, новое, если так можно сказать, военное направление и в детской литературе. Его признанными классиками стали А. Гайдар, Л. Кассиль, С. Диковский, чьи произведения учили детей, подростков верности Родине, готовности ее защищать. Делалось это искренне, талантливо.

Результаты не заставили себя ждать. Военная служба в СССР 1930-х годов стала самой престижной и почетной. Большой популярностью пользовались движение ОСОАВИАХИМ (впоследствии ДОСААФ), стрелковые кружки, школы планеристов, парашютистов, юных моряков и т. д.

Вместе с тем, к сожалению, политика укрепления авторитета армии в конце концов переросла в ее захваливание. Нарастающие проблемы не замечались или затушевывались. Реальное положение дел выявили гражданская война в Испании, в которой участвовали советники и добровольцы из СССР, и с особенной остротой — советско-финская война.

Устранить отставание от германской армии не столько по количеству, сколько по качеству вооружений, военной техники, стратегии и тактике ведения военных действий страна не успела. Подчеркиваю, не успела, а не была застигнута врасплох, как это нередко до сих пор утверждают. Советский Союз к отражению агрессии фашистской Германии готовился. Это четко, убедительно показано в статье В.В. Путина, посвященной 75-й годовщине Победы. Расслабленности в советском обществе не было. Вера людей в Красную армию, свою, народную, в ее мужество и силу сохранялась даже в самые трудные дни, что поднимало дух бойцов.

Действенным и, пожалуй, первым в мировой практике пропаганды и воспитания направлением стало формирование образа СССР как страны героев. Гражданам объяснялось, что в Стране Советов героем является каждый, кто ставит перед собой высокие цели в работе на благо Отечества и добивается их осуществления. Государство, общество всегда поддержат такого человека, достойно оценят его труд.

И это не только декларировалось, но и претворялось в жизнь. В средствах массовой информации публиковалось огромное количество материалов, посвященных стахановцам, ударникам, новаторам, выдающимся ученым, деятелям культуры, врачам, учителям. Их имена были у всех на слуху. Героическими провозглашались целые профессии: летчики, моряки, геологи, полярники, труженики Севера и Дальнего Востока. В 1934 г. учреждено звание Героя Советского Союза, в 1938 г. — звание Героя Социалистического Труда.

Героизация была полностью созвучна тому времени, органична ему, отразила его. Строилось новое общество с новыми идеями. Требовалось воспитывать новых людей, приобщать их к новой идеологии. И это обеспечивалось культурной политикой советской власти.

Благодаря культурному расцвету, несмотря на падение империи, нищету, беспризорников, голод, советский человек ощущал себя не частью «потерянного поколения» (которое в западных странах пыталось отойти от ужасов Первой мировой), но идущим вперед творцом светлого будущего. В обществе пробудилась инициатива, люди поверили в себя, страна — в свою силу.

И именно благодаря культурному расцвету, несмотря на падение империи, нищету, беспризорников, голод, советский человек ощущал себя не частью «потерянного поколения» (которое в западных странах пыталось отойти от ужасов Первой мировой), но идущим вперед творцом светлого будущего. Преимущественно крестьянская страна развивалась, избавляясь от узкого, местечкового мышления, училась жить не ради обогащения, а мечтами и идеями преобразования всего и вся на принципах справедливости и главенства человека труда. Бесспорно, без перегибов в героизации не обошлось. Но главный результат, считаю, положительный: в обществе пробудилась инициатива, люди поверили в себя, страна — в свою силу.

НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Невозможно переоценить идейную и политическую значимость для сплочения советского общества Конституции СССР, принятой в 1936 г. Она отменила существовавшие прежде ограничения в правах для представителей бывших так называемых эксплуататорских классов, духовенства, некоторых других слоев. Деление граждан на «хороших» и «неблагонадежных» по своему социальному происхождению, рождавшее в обществе атмосферу подозрительности, недоверия, было упразднено.

Тогда же, в предвоенные годы сложилось, набрало силу такое идеологическое и политическое явление, как прославление И.В. Сталина, его идей, решений, деяний. То, что впоследствии стало именоваться культом личности.

О роли Сталина спорили, спорят и будут спорить — настолько это неоднозначная фигура. Но то, что к концу 1930-х годов он стал человеком, которому принадлежала реально вся полнота власти в стране, — неоспоримый факт. Как неоспоримый факт и то, что большинство советских людей такое положение вещей одобряли.

Иными словами, легитимность Сталина как вождя в глазах большинства советского народа не вызывает сомнений. Предполагаю, что сама эпоха коренной ломки одного общественного строя и создания нового, сопряженные с этим трудности, внутрипартийные конфликты, реально имевшая место классовая борьба — все это родило запрос на национального лидера. Сталина есть за что критиковать, осуждать. Но факт и то, что именно вера в него объединяла советское общество, вселяла в людей уверенность том, что победа будет за нами.

Институт вождя, национального лидера не закреплен в конституциях большинства государств, но он реально присутствует в политической жизни многих стран. Как показал опыт СССР, других стран, все зависит от конкретной обстановки и политического, управленческого таланта, интеллекта, духовно-нравственных качеств человека, выдвинутого историей на эту роль.

Вместе с тем, когда началась война, жизнь потребовала адаптации идейно-воспитательной работы к условиям военного времени. Уже на начальном этапе Великой Отечественной были приняты ключевые решения, результатом которых стало создание системы идеологической и массово-политической работы, отвечающей новым внутренним и международным реалиям.

Считаю важным отметить ее основные черты. Это монополия партии, государства на информацию, на принятие решений, определяющих линию власти как в этой сфере, так и в пропаганде, идейно-воспитательной работе, и вместе с тем многоуровневость организации выполнения принятых решений. Отклонения от руководящей линии категорически пресекались. Особенно в области идеологии, межнациональных, межконфессиональных отношений.

В той чрезвычайной обстановке курс на сосредоточение управления информационной и идейно-воспитательной сферой на высших этажах партийных и государственных органов оправдал себя. В самом деле, в годы войны на полях боевых сражений, как известно, случалось всякое. Но на информационном и идеологическом фронте у нас отступлений, поражений не было. Геббельсовская пропаганда, сыгравшая немалую роль в идейном покорении нацистами Европы, в нашей стране потерпела провал. Ни одна информационная, психологическая, идеологическая диверсия в СССР не сработала.

О том, какое, без преувеличения, огромное значение придавалось советским руководством вопросам идеологии, пропаганды и агитации, воспитания красноречиво говорит тот факт, что автором всех новаций в этой области выступал исключительно И.В. Сталин, который занимал тогда одновременно посты генерального секретаря ЦК ВКП(б), главы советского правительства, председателя Ставки Верховного Главнокомандования, председателя Государственного комитета обороны, наркома (министра) обороны СССР, Верховного главнокомандующего.

Анализ документов показывает, что не было практически ни одного вопроса идейно-воспитательной работы того времени, который бы остался без внимания партийных или советских органов. Вот лишь краткий перечень. В 1941—1945 гг. партийными и советскими органами были приняты решения по таким вопросам, как политическое воспитание бойцов и командиров; деятельность армейской печати; партийно-политическая работа в госпиталях; работа военных корреспондентов на фронтах; реорганизация структуры партийных и комсомольских организаций в Красной армии и усиление роли фронтовых армейских и дивизионных газет; улучшение работы партийных и советских органов на территориях СССР, освобожденных от фашистской оккупации, и т. д. В начале 1943 г. выходит постановление ЦК партии, требующее от партийных и советских организаций усиления заботы о семьях военнослужащих.

Надо сказать, что само высшее руководство государства подавало пример творческого подхода к идейно-воспитательной работе. Почти сразу же оно увидело, почувствовало, что словами, которые наиболее полно и точно выражают мысли, переживания, объединяющие людей в борьбе с фашистскими захватчиками, являются не «социализм», «коммунизм», «партия», а слова «Родина», «Отечество», за которыми стоит Россия во всей целостности своей почти тысячелетней истории. И потому с первых месяцев Великой Отечественной войны лейтмотивом пропаганды является подчеркивание всенародного характера войны. Это битва, ставка в которой — жизнь или смерть страны, ее народов.

Из выступлений высших руководителей Советского государства, средств массовой информации практически исчезает привычная марксистско-ленинская риторика, такие ее базовые понятия, как классовая борьба, мировая революция, диктатура пролетариата и т. д. От этих идей, положений не отказываются, они в арсенале теоретическом. В повседневной же пропаганде, обращенной к рядовым и офицерам Красной армии, к труженикам тыла, ко всему населению, упор делается на освободительный и справедливый характер нашей борьбы, на то, что Великая Отечественная война входит в ряд войн, в которых Россия давала отпор агрессорам. В знаменитой речи Сталина 7 ноября 1941 г. великими предками были названы Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Тем самым была протянута еще одна нить, связывающая Советское государство с вековой Россией, сделан еще один шаг по пути консолидации общества на основе таких фундаментальных ценностей, как свобода, независимость, могущество Родины, которая возникла не в октябре 1917 г., а тысячу лет назад, и у которой славная история.

Движение в сторону восстановления связи времен, возрождения традиций не ограничилось сферой собственно идеологии и пропаганды. Большой положительный отклик в армии, в народе получило восстановление принципов единоначалия, офицерских званий, погон. Меняется гимн СССР! Вместо «всемирной великой армии труда» в нем теперь появляется «Великая Русь».

Радикально изменилась политика государства в отношении Русской православной церкви, которая с первого же дня войны заняла патриотическую позицию. Уже 22 июня 1941 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В нем он заявил, что РПЦ всегда разделяла судьбу своего народа. И русский народ «с Божиею помощью, и на сей раз… развеет в прах фашистскую вражескую силу». Во всех храмах страны служились молебны о даровании победы русскому народу, шел сбор пожертвований на нужды армии.

Власть по достоинству оценила патриотическую позицию церкви, священнослужителей.

Уже на начальном этапе Великой Отечественной были приняты ключевые решения, результатом которых стало создание системы идеологической и массово-политической работы.

Ее основные черты — монополия партии, государства на информацию, на принятие решений, определяющих линию власти как в этой сфере, так и в пропаганде, идейно-воспитательной работе, и вместе с тем многоуровневость организации выполнения принятых решений. Отклонения от руководящей линии категорически пресекались. Особенно в области идеологии, межнациональных, межконфессиональных отношений.

На информационном и идеологическом фронте у нас отступлений, поражений не было.

Притеснения церкви прекратились. Было дано разрешение на открытие новых храмов, церковных учебных заведений, возродился Троице-Сергиевский монастырь. Прошла амнистия репрессированного духовенства. Состоялся Архиерейский собор, избравший Патриарха и Синод. Все это получило большой, можно даже сказать, горячий положительный отклик в обществе, еще сильнее сплотило его.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Победа в войне с самым сильным и опасным хищником — это во многом также результат того, что своевременно была создана, отлажена, четко действовала система организаций, учреждений, осуществлявших идеологическую работу. 24 июня 1941 г. появилось Совинформбюро при Совете народных комиссаров, в идеологическом плане подчиненное ЦК ВКП(б). Был накоплен опыт, который, убеждена, ценен и сегодня, когда против России развернута идейная, информационная, пропагандистская война.

После упразднения в 1942 г. института армейских комиссаров ответственность за ведение идейно-воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил легла на плечи заместителей командиров по политической работе. Это звено полностью оправдало возлагавшиеся на него надежды. И своей работой, и личным примером они поддерживали боевой дух солдат и офицеров и тем самым — боеспособность подразделений. Нужность и эффективность этого института, особенно в военных условиях, никогда не ставились под сомнение ни руководством государства, ни армией.

В годы Великой Отечественной войны основным средством идейно-воспитательной работы стала печать. Как гражданская, так и армейская, фронтовая. На страницах газет, журналов публиковались официальная информация, военно-политические документы, статьи и речи руководителей партии, государства и военных деятелей. Практически все материалы изданий носили информационный и пропагандистский характер. Очень важно, что они не были официозом. Тексты были оперативными и живыми. Их авторами зачастую выступали видные, даже знаменитые советские писатели. Приведу показательную цифру: в первый год войны в ряды Красной армии в качестве военных корреспондентов было призвано порядка 300 членов Союза советских писателей. Их талантливые, яркие репортажи, очерки, эссе находили отклик у рядовых, офицеров, тружеников тыла, населения. Сегодня эту традицию продолжают военкоры.

В прифронтовой полосе, в тылу функционировала низовая сеть пропаганды и агитации, состоявшая из рядовых членов партии, комсомола, беспартийных активистов. Они работали непосредственно с гражданами.

Годы войны подтвердили огромную вдохновляющую силу и той поэзии, в которой мысли, чувства людей выражены глубоко, искренне, без малейшего налета фальши, воплощены в единственно точных словах. Стихи, написанные А. Твардовским, К. Симоновым, О. Берггольц, М. Исаковским, другими советскими поэтами, мгновенно становились известными, перепечатывались, переписывались от руки.

Огромный вклад в патриотическое воспитание, в подъем настроения людей внесли деятели культуры и искусства. Главными на этом поприще были фронтовые бригады артистов. А еще кино, вернее, фильмы. Они были самые разные — от боевых киносборников, документальных лент до полнометражных художественных фильмов, поставленных признанными мастерами советского кино. Всего в годы войны было снято порядка ста художественных фильмов, героями которых были преимущественно бойцы и офицеры Красной армии, партизаны, труженики тыла, простые люди, дети. Снимались исторические фильмы, в частности первая серия фильма «Иван Грозный». Выпускались также комедии. Практически все киноленты находили горячий прием у зрителей, рождая чувство причастности к великой истории великой страны.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОРРЕКТИВЫ

Победа была бы невозможна, если бы для советского человека не был полностью переписан портрет фашизма как угрозы совершенно другой природы, другого масштаба. Нужно вспомнить, что в предвоенные годы в идеологии, пропаганде упор делался на раскрытие в свете марксистско-ленинского учения классовой сущности этого явления. Фашизм трактовался как открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала.

Советское руководство не отрекалось от этих положений. Вместе с тем с началом Великой Отечественной войны, становлением антигитлеровской коалиции акценты поменялись. Упор сделали на то, что фашизм и его разновидность — нацизм являли собой воплощение расизма, человеконенавистничества, стремления к мировому господству. Нацизм — не только враг демократических свобод, но и смертельная угроза самой цивилизации. И потому война, которую ведет Советский Союз, советские люди, — война не только народная, отечественная, национальная. Это также война, целью которой является ликвидация смертельной опасности, нависшей над народами Европы, Америки, над всем человечеством.

Отказ, по крайней мере в пропаганде, от жестких формул о непримиримости — идейной и политической — капитализма и социализма, несомненно, оправдал себя. Прежде всего с точки зрения укрепления отношений с западными союзниками в борьбе с гитлеровской Германией, привлечения на свою сторону общественности этих стран.

В то же время советские руководители не забывали о том, что родина фашизма — то, что мы сегодня называем Западом, и что это не случайно. Нельзя считать случайностью, что нацизм возник, вырос, окреп именно в странах Запада, что большая их часть выступили союзниками, поддержали Гитлера в его походе против СССР, что именно там сейчас активно и, надо признать, достаточно успешно насаждается, разжигается такая форма расизма, как русофобия. Что, собственно, и делает изучение советского опыта в высшей степени актуальным.

ВЫВОД

Прошедшие восемь десятилетий не ослабили значения идеологии как ключевого фактора мощи и влияния государства, консолидации граждан.

Идеология Победы должна стать нашим надежным оружием — и в ходе специальной военной операции, и в глобальном противостоянии. Ведь сейчас опять на кону существование России как государства, как самобытной цивилизации, Русского мира в целом. Мы не только защищаем свою Родину, но и вновь спасаем человечество от угрозы второго пришествия нацизма. И мы выполним эту возложенную на нас историей миссию.

Для этого сегодня мы должны опереться на такие черты советского идеологического опыта, как всеохватность, четкость в постановке целей, прагматичность, «заточенность» на использование всех имеющихся в духовной и материальной сфере страны ресурсов, строгий контроль за выполнением намеченного. Такой подход полностью подтвердил свою историческую эффективность.

1941 год, несмотря на все предыдущие потрясения — Гражданскую войну, разруху, политические процессы и репрессии, — страна встретила единым, сплоченным обществом именно потому, что в 1930-е годы советское руководство осознало новые угрозы, смогло отойти от догматов пролетарского интернационализма и мировой революции, взяло курс на новый патриотизм, выстроило образовательную, идеологическую, информационную политику.

Идеологическое противостояние не исчезло вместе с распадом Советского Союза. Я бы даже сказала, что оно стало более острым, так как носит сейчас не только мировоззренческий, но и цивилизационный характер. И не замечать этого, игнорировать происходящее — опасное заблуждение. У нас не должно быть иллюзий.

Нет сомнения, что после того, как мы одержим военную победу над нацистским киевским режимом, его западными хозяевами, это противостояние, имеющее, как мы теперь видим, глубинную геополитическую подоплеку, будет продолжаться. Поэтому, убеждена, сегодня мы не имеем права игнорировать наш собственный положительный отечественный опыт. В 1945 г. системная политика в области идеологии дала результат — Победу над глобальным злом, привела к миру. В наши дни Президент России Владимир Путин заявляет: «…для того чтобы приблизить мир, приблизить стабильность, нам, конечно, нужно проявить консолидацию нашего общества, собранность…» Уверена, при условии, что все наше общество будет разделять единые ценности, народ будет чувствовать предназначение Родины как совершенно особой цивилизации, победа вновь будет за нами.

Как этого добиться? Естественно, не может быть и речи о механическом копировании советского опыта. Сейчас иной общественный уклад, иные политические, социальные, культурные реалии. Что особенно важно — совсем иные информационные технологии, средства психологического и идейного воздействия на людей. И совсем иные скорости как самой жизни, так и всех процессов. Мы обязаны учитывать и самые последние технологии, которые использует против нас коллективный Запад. А он работает в отношении России планомерно, не гнушаясь никакими средствами, не считая бюджетов. Ведет по‑настоящему большую идеологическую работу по подрыву основ нашей страны.

Цель этой работы — ослабить нас, нанести нам стратегическое поражение. Для Запада мы остаемся «проблемой по имени Россия». И, конечно, нам нужно быть готовыми противопоставить наши эффективные действия и стратегии. Выработка системного подхода для выстраивания идеологической работы как внутри страны, так и на внешних направлениях — среди друзей и противников — должна стать приоритетной задачей. Для ее решения необходимо задействовать все возможные силы и средства: правительственные и гражданские институты, коммерческие предприятия, дипломатию, массовую культуру, учебные программы, транснациональный бизнес и другие сферы экономики, политики, общественной жизни. Именно в системности — залог эффективности идеологии. Идеологии Победы.


Журнал «Вестник Совета безопасности Российской Федерации», август 2024, №4 (92)