Главные темы

А. Двойных: Развитие онлайн-продаж фермерских товаров требует дополнительной поддержки

Участники круглого стола обсудили развитие цифровых каналов сбыта продовольственной продукции.


В условиях цифровой трансформации экономики существенно меняются механизмы реализации сельскохозяйственной продукции. Вопросы интеграции фермерской продукции на онлайн-площадки обсудили на круглом столе в рамках проекта «Российское село». В дискуссии приняли участие представители органов власти, отраслевых ассоциаций и маркетплейсов.

Смотрите также

Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных Двойных
Александр Владимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Московской области
Двойных Александр Владимирович
подчеркнул, что малые хозяйства, производящие около 40% сельхозпродукции страны, являются ключевыми работодателями на селе. Их поддержка – важный фактор обеспечения продовольственной безопасности и сбережения сельского населения.

Сенатор отметил, что условия контрактов с супермаркетами становятся проще: появляются агроагрегаторы и крупные сети, которые сами выступают в роли торговых площадок. Это облегчает фермерам жизнь и повышает объем интернет-торговли, однако не решает всех проблем сбыта сельхозпродукции. Ключевыми являются вопросы логистики и освоения электронных платформ.

Как рассказал парламентарий, по соглашению с Минсельхозом РФ крупные маркетплейсы помогают агропредпринимателям осваивать цифровые платформы. Уже есть успешные проекты по обучению маркетингу и онлайн-продвижению.

Эта работа приносит результаты. По оценке врио директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александра Лифинцева, в первом полугодии 2025 года оборот электронной торговли достиг 5,5 трлн рублей, что почти на треть больше показателей предыдущего года. Самый активный рост наблюдается в сегменте продовольственных товаров. «Ещё недавно на онлайн приходилось меньше 1% продаж продуктов, сейчас – порядка 6%, и рост продолжается», – подчеркнул он.

Заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Рената Бибарсова обратила внимание на значимость поддержки всех форматов продвижения сельхозпродукции – от ярмарок и нестационарной торговли до агроагрегаторов и агротуризма. Кроме того, по ее мнению, для обеспечения честной конкуренции и исключения недобросовестных производителей необходима связь онлайн-площадок с системами идентификации продукции.

Идею поддержал заместитель председателя совета Ассоциации «Народный фермер» Иван Мартьянов, также подчеркнувший важность совместного обсуждения регулирования электронной торговли, включая субсидирование рекламы.

Представители крупных маркетплейсов продемонстрировали конкретные примеры успешного взаимодействия с малым бизнесом. Например, благодаря участию в одной из таких инициатив 500 региональных производителей из 27 субъектов Федерации увеличили свои обороты на 70% всего за несколько месяцев работы. В свою очередь, внедрение специализированного сервиса экспресс-доставки позволило подключить к онлайн-торговле тысячи населенных пунктов, включая отдаленные районы. Местные фермеры и производители получили возможность оперативно поставлять свою продукцию конечным потребителям без посредников.

Участники мероприятия подчеркнули, что цифровая платформа «Поле.рф» объединяет 15 тысяч аграриев, обеспечивая комплекс услуг с упрощённым документооборотом и интеграцией с государственными системами.

«За последний год было принято восемь федеральных законов для малого бизнеса, которые поддерживают сельское хозяйство, торговлю, туризм, инфраструктуру, а также мастеров народных художественных промыслов», – рассказал Александр Двойных. При этом для расширения линейки фермерских товаров на маркетплейсах нужны дополнительные меры поддержки и регулирования, считает сенатор.