Все новости

Сенаторы одобрили общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации

Документ представил А Клишас.


Сенаторы рассмотрели закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документ был внесен сенатором РФ Андреем Клишасом Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
и депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым.

Смотрите также

Закон подготовлен в развитие новых положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование её организации в субъектах РФ, отметил Андрей Клишас. По его словам, ко второму чтению законопроект был существенно доработан, в том числе с учетом пожеланий субъектов Федерации. К проекту поступило более 400 поправок. В итоговом тексте принято более 160 поправок.

Документом предусматривается поэтапное, до 1 января 2023 года, признание утратившим силу действующего на данный момент соответствующего Федерального закона.

Согласно закону, систему региональных органов власти составляют: законодательное собрание, глава и правительство региона, а также иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В новом законе сроки полномочий данных лиц унифицируются и составляют пять лет.

В законе определяется статус и основные полномочия законодательного органа субъекта РФ как органа публичной власти. Совершенствуется региональный законодательный процесс. Также устанавливается порядок реализации права законодательной инициативы региональных парламентов в законодательном процессе.

Предусматривается, что региональные депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Вне зависимости от формы деятельности депутат замещает государственную должность субъекта РФ.

По аналогии с федеральными парламентариями предусматриваются новые меры ответственности в отношении региональных депутатов, такие как предупреждение, освобождение от административной должности, запрет её занятия до прекращения срока полномочий, а также соответствующие основания их применения.

Помимо этого на федеральном уровне предусматривается перечень оснований досрочного прекращения полномочий региональных депутатов.

Закрепляются новые основания такого прекращения полномочий. В частности, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несообщения им в комиссию или органы прокуратуры об обращении к нему лиц с целью склонения к коррупционным правонарушениям. Данная новелла также является отражением последовательной антикоррупционной государственной политики.

Законом закрепляются основы правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ как органа публичной власти. Он осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте РФ, определяет систему и структуру исполнительных органов субъекта РФ, и в соответствии с принципом единства системы публичной власти одновременно замещает федеральную и региональную государственную должность.

Из законодательства исключается положение, согласно которому глава субъекта не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. В то же время, такое ограничение может быть предусмотрено в законодательстве субъектов с учетом демократических традиций и региональной специфики.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ унифицируется («Глава» с указанием наименования субъекта РФ). Единообразный подход не исключает дополнительного наименования, которое может быть установлено конституциями (уставами) субъектов с учетом местных традиций. Однако оно не может содержать слов, составляющих наименование должности главы государства – Президента РФ.

Усиливаются меры ответственности главы региона, появляется норма о праве Президента выносить ему предупреждение и выговор. В случае неустранения причин, послуживших основанием для их вынесения, лицо подлежит отрешению от должности. Помимо этого расширяются основания для отрешения руководителя региона от должности в связи с утратой доверия Президента.

Закрепляется правовой статус и полномочия высшего исполнительного органа субъекта РФ – правительства региона. Ко второму чтению из законопроекта исключено требование, что данный орган должен называться только правительством. Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом национальных традиций может устанавливаться другое наименование («совет министров», «кабинет министров» и др.).

В целях создания единых стабильных условий экономического развития регионов законом предусматривается обязательное создание финансового органа и контрольно-счетного органа субъекта РФ. Сохраняется возможность создания иных региональных государственных органов, учреждения государственных должностей субъекта РФ (например, должности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ).

Помимо этого, была учтена позиция регионов относительно сроков рассылки законопроектов, внесенных в Государственную Думу, по предметам совместного ведения, для представления отзывов и поправок к ним от региональных органов. Соответствующие поправки были внесены в том числе Председателем Совета Федерации. Сохранен общий срок рассылки в 30 дней, при этом добавлено, что данный срок может быть сокращен, но не менее, чем до 15 дней.

В целях защиты интересов субъектов РФ и исключения ситуаций возложения на них необоснованных расходов, законом детально регулируются их полномочия по предметам совместного ведения. Законом закреплен перечень из 170 таких вопросов.

Сохранен подход, согласно которому данный перечень полномочий является исчерпывающим. Внесение в него изменений невозможно иначе, кроме как посредством внесения изменений в рассматриваемый закон («принцип двух ключей»). Такой механизм направлен на исключение случаев необоснованного расширения полномочий субъектов РФ с возложением на них дополнительного финансового бремени. Кроме того, по предложению регионов этот вопрос подлежит обязательному обсуждению в комиссиях Государственного Совета.

С учетом особенностей организации публичной власти в городах федерального значения, а также на иных территориях (в частности, на федеральных территориях и на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ), законом предусмотрена возможность специального регулирования. Это новелла данного закона.

Законом закрепляются новые механизмы взаимодействия как между различными уровнями публичной власти, так и органами публичной власти в субъекте РФ. В частности, предусматривается, что региональным законом может устанавливаться порядок дистанционного взаимодействия органов публичной власти в регионе, а также порядок дистанционного участия в заседаниях его законодательного органа.

В целях обеспечения функционального единства органов публичной власти предусматривается возможность участия отдельных федеральных министерств в формировании органов исполнительной власти субъектов РФ.

В законе предельно точно обозначен круг руководителей отраслевых ведомств в регионе, которых можно назначить или уволить только по согласованию с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

В рамках принципа единства публичной власти также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта РФ участвуют в решении задач местного самоуправления и вправе наделять муниципальные органы отдельными государственными полномочиями.

После состоявшегося обсуждения сенаторы одобрили данный Федеральный закон.