Круглый стол провела член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству О. Ковитиди.
В Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству состоялся круглый стол, посвященный совершенствованию законодательного регулирования пределов необходимой обороны.
Модератором выступила председатель
подкомитета по вопросам судебной власти, прокуратуры защиты прав и свобод
граждан Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному
строительству Ольга Ковитиди.
Ковитиди
Ольга Федоровнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым
В мероприятии принял участие член Комитета СФ по обороне и безопасности Сергей Колбин.
Колбин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Севастополя
Ольга Ковитиди отметила, что мероприятие является реакцией на запрос гражданского общества. Сенатор привела статистические данные, в соответствии с которыми около 92 проц. дел о превышении пределов необходимой обороны на стадии предварительного следствия были квалифицированы как более тяжкие формы преступлений против личности. Сенатор подчеркнула, что такое явление ставит под угрозу принцип презумпции невиновности, так как обвинение изначально действует исходя из позиции, что обвиняемый действовал вне пределов необходимой обороны.
Законодатель предложила обсудить тему коррекции существующих методических обоснований, используемых правоприменителями при расследовании и рассмотрении подобной категории дел с целью устранения такого дефекта правоприменения. «Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о закреплении презумпции невиновности в отношении обороняющихся лиц», — считает она.
Сенатор также обратила внимание на то, что значительная часть убийств, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, происходит в результате посягательств в рамках эпизодов домашнего насилия. В этой связи Ольга Ковитиди предложила рассмотреть возможность добавить в Уголовный кодекс РФ нормы, которые давали бы женщинам больше прав по защите себя и своих близких в таких ситуациях.
В ходе круглого стола также отмечалось что основные критерии и способы определения превышения пределов необходимой обороны закреплены не в самом Уголовном кодексе, а в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».
Также поднята тема права на самооборону в жилище, которая вызывает значительный резонанс в обществе. Как сообщила Ольга Ковитиди, на рассмотрении в Государственной Думе находится соответствующий законопроект.
По мнению Сергея Колбина, формула «мой дом — моя крепость» должна быть закреплена в уголовном праве. Законодатель озвучил данные судебной практики, которые свидетельствуют о почти полном отсутствии оправдательных приговоров тем, кто обороняет свое жилище и жизнь. «Зачастую правоохранительные органы трактуют события в пользу агрессора и необходимую оборону не признают. Выбор статьи зависит от следователя», — заявил Сергей Колбин. В качестве положительного примера сенатор привел данные из зарубежной практики.
В этой связи сенатор считает возможным делегировать рассмотрение подобных вопросов суду присяжных. «Гражданин, готовый защищаться от бандитов должен четко осознавать, что правоохранительные и судебные органы будут на его стороне», — подчеркнул Сергей Колбин.
В ходе работы круглого стола выступили и. о. руководителя Секретариата Уполномоченного по правам человека в РФ Александр Козлов, председатель Общероссийской общественной организации «Право на оружие» Вячеслав Ванеев, представители Общественной палаты РФ, НИИ Академии Генеральной прокуратуры, Всероссийского государственного университета юстиции, «Российского государственного университета правосудия», Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, других профильных высших учебных заведений, Фонда поддержки пострадавших от преступлений и экспертного сообщества.
По итогам мероприятия принято решение о необходимости создания (с привлечением законодателей, ученых, экспертов) рабочей группы по вопросам реализации инициатив, озвученных в ходе круглого стола.