Состоялось совещание Комитета СФ по международным делам совместно с Комитетом СФ по обороне и безопасности.
Сенаторы и эксперты обсудили положение дел в Европейском союзе в контексте его милитаризации и ее влияния на соотношение сил в мире.
Мероприятие с участием заместителя
Председателя СФ Константина Косачева,
Косачев
Константин Иосифовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл
заместителя Министра иностранных дел РФ Александра
Грушко, провел председатель Комитета СФ по международным делам Григорий Карасин.
Карасин
Григорий Борисовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
Как отметил Константин Косачев, в последние годы мы являемся свидетелями превращения ЕС в военно-политический, недружественный блок, находящийся в состоянии гибридной войны с Россией. Сенатор напомнил, что в своих стратегических документах ЕС открыто позиционирует Российскую Федерацию как центральную угрозу европейской безопасности, а в июне 2025 года Еврокомиссия предложила «Пакет оборонной готовности» – комплекс законодательных мер для упрощения и ускорения производства вооружений в Европе.
«Конечно, все это не имеет ничего общего с термином «оборона». Европа готовится к войне с Россией, все эти программы рассчитаны на развитие ударного, наступательного потенциала ЕС», — полагает Константин Косачев.
По его мнению, милитаризация ЕС является качественным изменением всей архитектуры безопасности в регионе и для российской внешней политики и стратегического планирования данные процессы требуют комплексного учета и адекватного реагирования.
В этой связи сенатор предложил рассмотреть три параллельных пути действия со стороны России: пересмотреть официальную позицию о возможном будущем членстве Украины в ЕС, принять меры на уровне отдельных государств-членов ЕС, усилив работу с правительствами и парламентами некоторых конструктивно настроенных стран, а также наращивать усилия по прогрессивному развитию международного права в части закрепления понятия «блок». «В международном праве отсутствует понятие «блоков», как нет и квалифицирующих признаков (это правовой пробел, вызванный эволюцией международных отношений). Как известно, субъектами международного права являются государства и международные организации. С моей точки зрения, ЕС по своим характеристикам больше не соответствует признакам международной организации», — пояснил Константин Косачев.
Григорий Карасин подчеркнул, что государства коллективного Запада проводят последовательную линию на увеличение своих военных расходов, а Европейский союз ведет активное военное строительство. «При этом милитаризация Запада и Европы оправдывается ссылками на мифическую российскую угрозу».
Григорий Карасин обратил внимание на то, что с приходом к власти нового канцлера Германии эта страна стала активно претендовать на восстановление своей роли как ведущей европейской военной державы.
Выступивший с докладом первый заместитель
председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Владимир Чижов
Чижов
Владимир Алексеевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Карелия
указал на проблемы милитаризации и, одновременно,
военно-политической автономизации Евросоюза от США.
В дискуссии приняли участие сенаторы РФ Андрей Денисов
Денисов
Андрей Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Саратовской области
, Баир Жамсуев,
Жамсуев
Баир Баясхалановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края
Александр
Карелин,
Карелин
Александр Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области
Наталья Никонорова,
Никонорова
Наталья Юрьевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Донецкой Народной Республики
а также представители профильных министерств и ведомств, экспертного сообщества.
Участники обменялись мнениями о процессах милитаризации государств Европейского союза, в том числе Германии, о попытках втягивания Европы в противостояние с Российской Федерацией, а также связанных с этим угрозах и вызовах для нашей страны. Принято решение о регулярности проведения подобных встреч для дальнейшего мониторинга внешнеполитических процессов.