Все новости

Закон для сельской инновации

член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Белоусов рассказал на страницах газеты «Трибуна» о задачах, которые поможет решить законопроект, предусматривающий создание «особых аграрных территорий».

Идея наделить отдельные субъекты РФ с развитым сельскохозяйственным сектором особым статусом «аграрной территории» принадлежит губернатору Алтайского края Александру Карлину. Это предложение, озвученное еще три года назад, поддержали и правительство, и коллеги-губернаторы, и предприниматели. В настоящее время подготовлен соответствующий законопроект, который уже рассмотрен профильными комитетами Совфеда и Госдумы РФ. Для чего нужен такой закон, как он будет работать и какие задачи поможет решить? На эти и другие вопросы корреспонденту «Трибуны» ответил член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Белоусов.

— Сергей Владимирович, вы как представитель Алтайского края в СФ стояли у истоков сего проекта. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, зачем все‑таки понадобился такой сугубо отраслевой закон?

— В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ» у нас таковыми определены технологические, производственные, портовые и рекреационно-туристические зоны. Есть даже особые зоны — целые области: Калининградская, Магаданская. Они созданы для ускорения экономического развития отраслей и субъектов Федерации. Так почему бы и сельскохозяйственным территориям не дать толчок для их подъема через систему особых экономических зон? Ведь они играют важную роль в создании российского ВВП. К тому же Доктриной о продовольственной безопасности перед нашим сельским хозяйством поставлена задача: обеспечить рост объема и качества сельхозпродукции. Каким образом? Есть регионы, играющие наиболее значимую роль в снабжении населения российскими продовольственными товарами. У них есть и неосвоенные плодородные земли, и возможности роста урожайности на возделываемых площадях. Но очевидно, что имеющимися силами самим регионам не добиться увеличения производства продукции в ближайшее время. Потому и решено путем приоритетной и масштабной государственной поддержки мобилизовать производительные ресурсы аграриев. Эта идея и легла в основу закона.

— В чем суть протекционистской политики в отношении особых аграрных регионов?

— Государственный протекционизм включает разнообразные механизмы поддержки сельской экономики. Например, известно, что хороший урожай — это проблема не меньшая, чем плохой. Предпринимателю, фермеру важно сбыть плоды своего труда независимо от климатических условий, свалившихся на его радость или беду. Так вот, государство обеспечит закуп и рынки сбыта продукции. А для того чтобы создать инновационное сельхозпроизводство, нужна современная прогрессивная техника. Сейчас обеспеченность предприятий сельхозтехникой составляет, по данным экспертов, 60% потребности. Государство поддержит предприятия сельхозпроизводства в приобретении материально-технических средств. Не случайно же президент определил модернизацию главной задачей в стране. Многие десятилетия наши аграрии трудились от пупа либо с плохой техникой, либо при ее дефиците и полном отсутствии.

— Разве это справедливо, что государство будет поддерживать только тех, кто работает на особой территории? А как же конкуренция?

— Проект предлагаемого закона позволяет учесть специфику аграрного производства в первую очередь на особо значимых территориях, на основании того, что в Законе «О развитии сельского хозяйства» написано следующее: «устойчивое развитие сельских территорий, а равно создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство являются одним из направлений государственной аграрной политики». А в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозсырья и продовольствия на 2008–2012 гг. также установлено, что одной из основных целей государственной аграрной политики является устойчивое развитие сельских территорий. Но до сих пор нет нормативного правового акта, который бы регулировал это направление тем или иным способом.

Может быть, этим и объясняется, что меры поддержки властями сельского хозяйства не выполняются должным образом? Например, в этом году государство выделило на посевную 35 млрд рублей, а в самый разгар работ выяснилось, что до землепользователей дошло лишь чуть больше половины этой суммы…

— Предлагаемый закон позволит определять порядок установления специального правового режима осуществления предпринимательской деятельности на особых аграрных территориях. Важно, что признание субъекта РФ особо значимой аграрной территорией осуществляется по постановлению на 49 лет. Такой срок дает уверенность предпринимателям-землепользователям и позволяет сформировать там материально-технические ресурсы на случай необходимости защиты от форс-мажорных ситуации типа прошлогодней засухи. Ведь не ссылается же Израиль на чрезмерную жару, а стабильно выращивает в пустынных регионах и редис, и апельсины. Возможно, и наши территории, таким образом, обеспечат «хорошую погоду» в их доме. К тому же инвесторам станет известно, что у сельхозтоваропроизводителей этих территорий 70% дохода приходится именно на аграрный сектор. То есть, что это — не «мыльный пузырь», который только по учредительным документам — сельскохозяйственный, а на самом деле регион занимается какими‑то иными делами. А еще инвесторам предоставят освобождение от налогов на добавленную стоимость и на прибыль на 6 лет с момента их признания резидентами и последующее уменьшение налога на прибыль на 50% в течение 12 лет.

— Всем известно про дефицит федерального бюджета. Но ведь требуемые средства еще больше «напрягут» государственный карман…

— Увеличения расходов бюджета не будет. Предлагается иначе использовать Инвестиционный фонд, средства на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства, а также различные федеральные целевые программы. Когда денег мало, их концентрируют на прорывных направлениях. Особо значимые аграрные территории как раз можно отнести к таким прорывным направлениям в АПК.

— Уже известно, какие субъекты РФ будут причислены к «особым аграрным зонам»?

— Да, они определяются по трем критериям: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте должна составлять не менее 8%, площадь пашни — не менее 3 млн га, а сельское население в общей численности — не менее 30%. Этим параметрам соответствуют 8 регионов: Башкирия, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Воронежская, Омская, Ростовская и Оренбургская области. Убежден, что они станут локомотивами роста аграрной экономики всей страны. Статус особо значимых аграрных территорий позволит им уже к 2025 году значительно повысить уровень и качество жизни сельского населения.