Все новости

С. Афанасьев: Идет работа по синхронизации всех транспортных составляющих северного завоза

Сенатор провел совещание по вопросам использования потенциала речного судоходства и наземного автотранспорта при доставке грузов в районы Крайнего Севера.


Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев Афанасьев
Сахамин Миланович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия)
Афанасьев Сахамин Миланович
провел совещание на тему «Использование потенциала речного судоходства и наземного автотранспорта в реализации норм Федерального закона «О северном завозе»: проблемы, пути решения». Мероприятие организовано совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, а также с Комитетом СФ по экономической политике.

Смотрите также

Сахамин Афанасьев напомнил, что в целях введения специального правового регулирования северного завоза и механизмов его государственной поддержки был принят Федеральный закон о северном завозе. Им предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее вошли, в том числе морские и речные порты, автомобильные дороги и автозимники. Законом предусмотрено, что, с 2026 г. объекты такой инфраструктуры должны финансироваться в полном объеме от установленных нормативов. При этом если на федеральном уровне нормативы уже установлены, то на региональном ещё не все субъекты это сделали.

Сахамин Афанасьев считает важным обратить внимание регионов, где осуществляется северный завоз, на необходимость ускорения работы по принятию соответствующих нормативов. «В условиях ограниченности финансовых ресурсов это позволит значительно быстрее решить задачу по приведению жизненно важной инфраструктуры северного завоза в надлежащее состояние», — отметил он.

По словам сенатора, в настоящее время северный завоз в труднодоступные районы в большинстве случаев осуществляется по сложным транспортным схемам. Особую роль в этом играет внутренний водный транспорт, который является наиболее эффективным, а порой и безальтернативным способом завоза грузов.

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Сахамин Афанасьев
Денис Гусев
Анастасия Жукова
Александр Ролик
Анна Кочерова
Елена Дягилева
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Сахамин Афанасьев
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Сахамин Афанасьев
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике
Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

1 из 27

Сахамин Афанасьев

2 из 27

Денис Гусев

3 из 27

Анастасия Жукова

4 из 27

Александр Ролик

5 из 27

Анна Кочерова

6 из 27

Елена Дягилева

7 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

8 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

9 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

10 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

11 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

12 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

13 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

14 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

15 из 27

Сахамин Афанасьев

16 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

17 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

18 из 27

Сахамин Афанасьев

19 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

20 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

21 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

22 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

23 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

24 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

25 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

26 из 27

Совещание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ и Комитетом Совета Федерации по экономической политике

27 из 27

Сахамин Афанасьев уточнил, что использование внутреннего водного транспорта для осуществления северного завоза осложняется рядом проблем. Недостаточность работ по дноуглублению приводит к постоянному ухудшению судоходных условий и обмелению рек. Так, по данным Счетной палаты РФ в настоящее время протяженность рек с гарантированными габаритами составляет 50 процентов, с освещаемой обстановкой – менее 40 процентов. Чтобы сделать северные реки глубже, надо обновлять технический флот – прежде всего, использовать земснаряды. Средний возраст такой техники сейчас составляет 30–35 лет. Вместе с тем перспективная потребность в дноуглубительных работах на период до 2030 года в Арктической зоне оценивается специалистами приблизительно в 30 миллионов кубических метров.

Ещё одним фактором, который сдерживает использование речного транспорта при обеспечении северного завоза, является критическая изношенность речных судов, считает Сахамин Афанасьев. Сейчас их средний возраст составляет 46 лет. Основным механизмом государственной поддержки обновления флота является Программа льготного лизинга водного транспорта на период до 2030 года. Однако речные перевозки в районах Крайнего Севера характеризуются коротким сроком навигации. Например, навигация в Ленском бассейне длится около 4 месяцев. Это является значительным сдерживающим фактором для приобретения судов по действующим ставкам лизинга.

Не менее актуальный вопрос, уверен законодатель, развитие кадрового потенциала для работы на речном транспорте. «Профессиональную ориентацию молодежи нужно проводить уже со школы».

Кроме того, добавил он, важно подумать о дополнительных мерах поддержки, направленных на повышение престижа морских и инженерных профессий. Для этого образовательные программы и контрольные цифры приема морских и технических вузов должны соответствовать прогнозной потребности в кадрах, необходимых для работы на водном транспорте.

Одной из проблем в сфере перевозок грузов северного завоза Сахамин Афанасьев назвал высокую степень износа автомобильных дорог регионального и местного значения, по которым осуществляется завоз грузов. «Для решения этой проблемы регионы предлагают рассмотреть возможность введения повышающего коэффициента для территорий северного завоза, который будет применяться при распределении межбюджетных трансфертов на мероприятия по строительству и содержанию в нормативном состоянии региональных и местных автодорог», — отметил он.

Также неотъемлемой частью организации северного завоза являются автозимники, считает сенатор. «С учетом значительной протяженности автозимников на мероприятия по их обустройству и содержанию ежегодно из региональных бюджетов выделяется значительный объем средств. Регионы предлагают часть расходов на содержание автозимников, задействованных в доставке грузов северного завоза в будущем, осуществлять за счет средств федерального бюджета», – отметил сенатор. Но для этого, по его словам, необходимо законодательно закрепить понятие «сезонные автомобильные дороги». Сейчас зимники отнесены к категории искусственных дорожных сооружений, пояснил Сахамин Афанасьев.

Член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Елена Дягилева коснулась вопросов уточнения и модернизации инфраструктуры северного завоза. В частности, для обеспечения завоза в районы с ограниченными сроками завоза грузов Мурманской области (ЗАТО Островной; с. Каневка, Краснощелье и Сосновка Ловозерского муниципального района; с. Пялица, Тетрино, Чаваньга и Чапома Терского муниципального района) используются объекты транспортно-логистической инфраструктуры не включенные в перечень. «Вопрос не единожды пронимался на уровне руководства Минвостокразвития, однако настоящего времени не решен.

В совещании приняли участие сенаторы РФ Денис Гусев, Анастасия Жукова, Виктор Калашников, Анна Кочерова, Анна Отке, Александр Ролик, Алексей Ситников, статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский, специальный представитель Государственной корпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, представители профильных министерств и ведомств федерального уровня, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, отраслевых организаций, научного и экспертного сообщества.