Участие в парламентских слушаниях
приняли сенаторы, представители органов власти, эксперты и руководители
судостроительных компаний.
В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «О реализации
стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года». Мероприятие провел председатель Комитета
СФ по экономической политике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
. В слушаниях приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов власти, отраслевые эксперты и руководители
судостроительных предприятий.
Открывая дискуссию, сенатор напомнил, что Правительство РФ утвердило
обновленную Стратегию развития отрасли до 2036 года и дальше – до 2050 года.
«Документ задает приоритеты для гражданского судостроения и включает не только
верфи, но и всех смежников».
Председатель Комитета СФ выделил ключевые вызовы: отсутствие специальных
инвестиционных контрактов и индустриальных кластеров, механизмов привлечения
частных инвестиций, недостаточное применение механизма государственно-частного
партнерства. Для поддержки судостроения нужно использовать меры,
аналогичные примененным в автомобильной отрасли, подчеркнул Андрей Кутепов.
В качестве основных направлений работы он предложил сосредоточиться на долгосрочном планировании с учетом реального спроса транспортных,
рыбопромысловых и энергетических компаний, увеличении объемов отечественного
судоремонта, ускорении обновления флота и решении проблемы ценообразования.
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
1 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
4 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
5 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
7 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
9 из 51
Виктор Калашников
10 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
17 из 51
Сахамин Афанасьев
18 из 51
Валерий Васильев
20 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
22 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
23 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
24 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
25 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
26 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
27 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
28 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
29 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
30 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
31 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
32 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
33 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
34 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
35 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
36 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
37 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
38 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
39 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
40 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
41 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
42 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
43 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
44 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
45 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
46 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
47 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
49 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
50 из 51
Парламентские слушания Комитета СФ по экономической политике «О реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года»
51 из 51
Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов
Абрамов
Иван Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
выступил за создание мультимодальных логистических
центров на базе речных портов в качестве комплексной меры по стимулированию
перевода грузов на водные пути. Кроме того, он считает необходимым сделать
более гибкой льготу по уплате НДС для судоремонтных заводов. «Эту меру нужно предусмотреть на срок 10–15 лет, снять,
например, ограничения на инвестирование в арендованные мощности, поскольку
именно они используются судоремонтными верфями в рамках причальной
инфраструктуры».
В интересах рыбопромыслового флота он рекомендовал пересмотреть критерии
постановления правительства, чтобы включить в программы поддержки эффективные
типы судов, которые сейчас не соответствуют формальным требованиям по длине и тоннажу, несмотря на их востребованность у рыбаков.
Об успешных региональных
практиках рассказал член Комитета СФ по экономической политике Виктор
Калашников
Калашников
Виктор Дмитриевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края
. В их числе – формирование крупного промышленного кластера в Ленинградской области, объединяющего 30 предприятий. Также он отметил реализацию
в Астраханской области судостроительных проектов в рамках шельфовых программ на Каспии и создание кластера с якорными резидентами на Дальнем Востоке. Кроме
того, сенатор выделил комплексные проекты, сочетающие модернизацию причальной
инфраструктуры и строительство флота, такие как организация скоростных
перевозок в Нижнем Новгороде и прибрежных – в Республике Крым. Отдельно парламентарий
сообщил о подготовке межрегиональной программы расширения круизного,
пассажирского и грузового судоходства в бассейне реки Амур.
Виктор Калашников поддержал обращения регионов о субсидировании первых партий головных судов, льготном лизинге, утилизационных
грантах и финансировании НИОКР для участников кластеров, что, по его мнению,
станет важным шагом на пути к импортозамещению и технологическому росту
отрасли.
Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов, сообщил, что в 2020–2024 гг. построено 231 судно. К 2034 году запланировано строительство еще 297 судов. «К 2050 году мы должны нарастить
количество судов более чем на 2000 единиц и сократить долю иностранных судов в полтора раза».
Заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай рассказал о подготовке нормативно-правовых
документов. «В первом чтении принят проект федерального закона о приоритетном
привлечении российских судов к экспортным перевозкам. Также подготовлен план о поэтапном запрете допуска в порты РФ российских и иностранных судов старше 40
лет с конечным сроком – 1 января 2030 года».
В ходе обсуждения участники парламентских слушаний высказали идеи по развитию судостроения. Первый заместитель генерального директора Объединенной
судостроительной корпорации Андрей Бузинов предложил активно внедрять льготный лизинг как ключевую меру для поддержки
гражданского судостроения. Он также сообщил о планах сокращения сроков
строительства атомных ледоколов. Его поддержал заместитель генерального
директора госкорпорации «Росатом» Андрей Никипелов, который
обозначил задачу по сокращению дефицита ледокольного флота для обеспечения
Северного морского пути. Он также озвучил потребность в 100–120 судах
арктического класса.
Заместитель председателя правительства Архангельской области Игорь Мураев обратил внимание отток квалифицированных кадров в более конкурентоспособные регионы и предложил меры по их удержанию.