Документ, разработанный с участием сенаторов, призван создать систему отраслевого саморегулирования на основе риск-ориентированного подхода.
На площадке Экспертного совета по защите
прав потребителей при Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской
деятельности состоялась презентация первого отраслевого «Регламента контроля
качества оказания услуг по доставке населению пищевых продуктов». Мероприятие
провел член Комитета СФ, председатель Экспертного совета Виктор Зобнев.
Зобнев
Виктор Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
Он подчеркнул, что рынок доставки продуктов питания и готовой еды претерпел кардинальные изменения, превратившись из вспомогательного сервиса в критически важную часть городской инфраструктуры. «Стремительный рост сектора выявил новые вызовы, которым существующая нормативно-правовая база, созданная для стационарной торговли, не могла в полной мере соответствовать». Сенатор добавил, что разработанный при непосредственном участии Совета Федерации Регламент детализирует требования действующего законодательства применительно к специфике дистанционной торговли, формируя единое правовое поле и знаменуя переход к системе проактивного отраслевого саморегулирования.
Регламент основан на четырех фундаментальных принципах: системность работы, непрерывность контроля, безопасность продуктов и цифровой подход. При его составлении были проанализированы федеральные законы, технические регламенты, пять ГОСТов, СанПиНы и методические рекомендации Роспотребнадзора, учтены особенности профессиональной деятельности по доставке готовой еды. Это, по мнению авторов Регламента, позволяет выстраивать работу с поставщиками на основе оценки рисков, используя данные государственных реестров о нарушениях.
Член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр
Лутовинов
Лутовинов
Александр Ильичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ненецкого автономного округа
акцентировал внимание на системном подходе к регулированию рынка.
«Регламент позволяет надзорным ведомствам сместить фокус с тотального контроля
на точечную работу с нарушителями, полагаясь на данные аудитов, которые
проводят добросовестные агрегаторы. Это инструмент, который закрывает доступ на рынок фирмам, работающим в серой зоне, и реализует задачу по легализации
экономики», – подчеркнул он.
Член Комитета СФ по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Голов
Голов
Олег Евгеньевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан
выделил социальный и урбанистический аспекты документа. «Мы поддерживаем развитие малого и среднего
бизнеса, но не должны забывать, что живем в обществе, где всё должно быть
сбалансировано. Особенно остро стоит вопрос размещения дарксторов в жилых
домах, где наблюдаются нарушения режима тишины, загруженность подъездов,
отсутствие отдельных входов. Нужно найти общий знаменатель, который позволит
собственникам жилья пользоваться имуществом комфортно, а бизнесу оперативно
доставлять продукты», – сказал сенатор.
Председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Павлов подчеркнул уникальность разработанного документа. «Это первый в России регламент, который создавался совместно с общественными организациями и сразу проходил проверку ведущими компаниями рынка на применимость. Особое внимание мы уделили стандартам добрососедства при размещении объектов в жилой застройке. Важнейший элемент – создание прямого канала обратной связи с жильцами», – заявил эксперт.
Руководитель крупного агрегатора доставки готовой еды Павел Глухов особое внимание уделил цифровизации контроля качества. По его мнению, использование больших данных позволяет выстраивать проактивную систему мониторинга, охватывающую всю цепочку – от производства до доставки конечному потребителю. «Это дает возможность принимать взвешенные решения о допуске партнеров к работе».
Участники совещания высказали мнение, что реализация Регламента не только повысит уровень безопасности пищевых продуктов, но и создаст справедливые условия конкуренции для добросовестных участников рынка. «Главное – сохранение здоровья и качества жизни наших граждан. Рекордные объемы рынка, превышающие триллион рублей, требуют ответственного подхода к регулированию», – резюмировал Виктор Зобнев.











