Затронуты вопросы взаимодействия производств в разных юрисдикциях.
Круглый стол провел первый
заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Николай
Владимиров
Владимиров
Николай Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики
. В мероприятии приняли участие
заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев
Афанасьев
Сахамин Милановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия)
, представители федеральных органов исполнительной
власти, государственных органов и организаций, адвокатуры, нотариата, а также
образовательного, научного и экспертного сообщества, средств массовой
информации.
Говоря о ходе работы над проектом модельного закона «О трансграничном банкротстве», сенатор отметил, что ранее были выделены виды банкротных производств – основное и вторичное, рассмотрены вопросы международной правовой помощи, признания решений о банкротстве, вынесенных за рубежом, а также полномочий арбитражного управляющего, в том числе вопросы взаимодействия судов и арбитражных управляющих.
«В настоящее время проходит согласование подходов по основным положениям проекта в целях его усовершенствования. В частности, обсуждаются исключительная компетенция суда по месту открытия банкротного производства, правовой статус вторичных производств по делам о несостоятельности, а также вопросы признания иностранных банкротных процедур и признания судебных актов, принятых в рамках таких процедур», — сообщил сенатор.
Он отметил, что в современных условиях правовое регулирование вопросов трансграничной несостоятельности субъектов международного частного права приобретает особое значение в связи с усложнением экономической и внешнеполитической ситуации во всем мире. «По своей сути «трансграничное банкротство» – это несостоятельность (банкротство), осложненная иностранным элементом. Однако данный термин не имеет однозначного толкования и в российском законодательстве специальное правовое регулирование трансграничного банкротства практически отсутствует». Вместе с тем, рассказал Николай Владимиров, в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, который является одним из фундаментальных юридических документов, посвященных вопросу трансграничного банкротства, дается определение основному (осуществляемому в государстве, в котором находится центр основных интересов должника) и неосновному (осуществляемому в государстве, в котором должник осуществляет не носящую временного характера экономическую деятельность, охватывающую людей и товары или услуги) иностранному производству.
Таким образом, трансграничным считается такое банкротство, которое сопряжено с открытием двух и более процедур несостоятельности в отношении должника, обладающего активами и кредиторами в разных государствах.
Также в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в 2024 году были рассмотрены особенности производства по делу о банкротстве. Так, если на стороне кредитора и (или) должника есть иностранный элемент, и указано, что, проверяя обоснованность заявления о признании несостоятельным (банкротом) иностранного лица, суд должен проверить наличие признаков тесной связи должника с территорией Российской Федерации.
Подход к компетенции у российских арбитражных судов на основе принципов наличия тесной связи должника с Российской Федерацией, а также разделение производства на «основное и вторичное (локальное)» свидетельствуют об аналогичном толковании трансграничного банкротства, выраженного в указанном Определении, с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности.
В связи с этим, отметил сенатор, институт трансграничного банкротства направлен на эффективное управление активами должника, находящимися в различных юрисдикциях, и обеспечение справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также весьма актуален в условиях санкций, требуя взаимодействия судов разных стран. «Но эффективный результат использования данного института зависит от определения «тесной связи» должника с юрисдикцией, международного сотрудничества судов, гармонизации законодательства и возможности оперативного розыска активов. Поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию данного института и разработать механизмы защиты прав участников хозяйственного оборота. В связи что обмен экспертными мнениями по преимуществам и проблемам в данном вопросе вызывает значительный интерес», — подчеркнул Николай Владимиров.
Состоялось экспертное обсуждение документа. С докладом выступила заместитель руководителя рабочей группы Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по подготовке проекта Модельного закона «О трансграничной несостоятельности (банкротстве)» Елена Мохова.
Все прозвучавшие предложения будут учтены при подготовке информации по итогам круглого стола, сообщил Николай Владимиров.























