Все новости

РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ И ПЕРСОНАЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

в рамках Восьмой Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики» в Петербурге прошли парламентские слушания «Вопросы совершенствования законодательства по обеспечению прав и законных интересов осужденных и персонала органов, исполняющих наказания».

Вопросы совершенствования законодательства по обеспечению прав и законных интересов осужденных и персонала органов, исполняющих наказания, рассмотрены на парламентских слушаниях, которые прошли в Петербурге в рамках Восьмой Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики». В их работе приняли участие парламентарии, руководители органов государственной власти и управления, Генеральной прокуратуры РФ, Общественной палаты России, научных и общественных организаций.

Участники парламентских слушаний отметили, что в результате совершенствования законодательства в стране в некоторой степени была либерализирована уголовная политика. Как указывалось в ходе обсуждения, декриминализирован ряд общественно опасных деяний, сокращены санкции по преступлениям небольшой и средней тяжести, расширены виды наказаний — ограничение свободы, исправительные работы, — которые выступают в качестве альтернативы лишению свободы. Произошли изменения и в практике применения такой меры пресечения, как содержание под стражей. Все это, констатировалось на заседании, позволило сократить число лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Специалисты обратили внимание на проделанную в России большую социально ориентированную работу по повышению эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем участники парламентских слушаний указали на проблемы, которые ждут своего решения. По их мнению, без этого невозможно дальнейшее поступательное развитие уголовно-исполнительной системы.

С точки зрения специалистов, необходимость обеспечения прав осужденных к лишению свободы диктует необходимость неуклонного внедрения в пенитенциарную практику международных стандартов обращения с заключенными.

Как говорилось на заседании, в России остается стабильно высоким общее количество лиц, содержащихся под стражей. Отчасти нарушения установленной законом нормы жилой площади в некоторых следственных изоляторах, указывали эксперты, обусловлены чрезмерно жесткой и не всегда оправданной практикой избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом согласие надзирающего за следствием прокурора при ходатайстве следственных органов перед судом об избрании такой меры пресечения, подчеркивали специалисты, законодательством не предусмотрено.

Подавляющее большинство случаев смерти подозреваемых и обвиняемых обусловлено тем, что они имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь или патологию. Между тем российское законодательство не предусматривает оснований для изменения меры пресечения в виду ухудшения состояния здоровья подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления.

Участники парламентских слушаний отмечали, что здравоохранение уголовно-исполнительной системы (УИС) по некоторым направлениям отстает от общенационального уровня. Между тем, согласно озвученным данным, более 90 процентов лиц, содержащихся в учреждениях УИС, имеют различные заболевания.

Рационализация политики в области уголовного правосудия обусловливает расширение практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, подчеркивалось в выступлениях. В то же время это должно обеспечивать защиту общества от преступника. Поэтому столь важное значение приобретает необходимость налаживания деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Требуется оптимизация их структуры, они должны быть созданы в территориях страны, где сейчас инспекции отсутствуют, а также требуется организация «опорных пунктов» инспекций в отдаленных населенных пунктах. Для обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными установленных для них судом обязанностей и ограничений необходимо развитие системы технических средств надзора и контроля, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психокоррекции личности и изменения поведения.

Практика трудоустройства осужденных к исправительным работам не обеспечивает качественного исполнения решений судов, в связи с чем назрел вопрос о повышении заинтересованности администрации муниципальных образований в более тщательном подборе учреждений, предприятий и организаций, предназначенных для исполнения такого рода наказания, указывали специалисты. В целях стимулирования интереса глав муниципальных образований к изысканию дополнительных рабочих мест для осужденных к исправительным работам необходимо на законодательном уровне решить вопрос о перечислении удержанных из заработной платы осужденных денежных средств не в федеральный бюджет, а в бюджет муниципального образования, подчеркивалось в ходе обсуждения.

В дальнейшем совершенствовании нуждается региональная нормативно-правовая база, которой регулируются вопросы социальной адаптации освобождаемых, указывалось на слушаниях. По мнению их участников, необходимо ускорить доработку и утверждение региональных программ и законодательных актов по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в заключении, и по содействию их социальной реабилитации. Требуются меры по квотированию рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите лиц, отмечалось на заседании. Особого внимания, с точки зрения экспертов, заслуживает проблема ресоциализации таких категорий граждан, как несовершеннолетние, женщины, инвалиды, а также больные социально-опасными заболеваниями. Для эффективной постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест отбытия наказания, а также предотвращения рецидивной преступности требуется создание системы их государственной поддержки.

Участники парламентских слушаний подчеркивали необходимость налаживания конструктивного участия институтов гражданского общества в законотворческом процессе, затрагивающем основные права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оказание содействия учреждениям УИС в обеспечении прав осужденных.

В последнее время ухудшается криминогенный состав осужденных, растет количество лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления (рост до 80 процентов). Каждый четвертый отбывает наказание за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 46 процентов осужденных отбывают наказание второй раз и более, констатировали специалисты. В этих условиях служба персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы связана с риском для жизни и здоровья, постоянным высоким эмоциональным напряжением, указывалось в ходе обсуждения. Вместе с тем, подчеркивалось на заседании, уровень денежного довольствия и материального обеспечения этой категории граждан по‑прежнему не соответствует объему, сложности и характеру их работы — он ниже уровня материального обеспечения, установленного для сотрудников органов внутренних дел. Требуют своего решения и вопросы медицинского обслуживания персонала Федеральной службы исполнения наказаний и обеспечения его жильем.

Участники парламентских слушаний выработали рекомендации органам государственной власти и управления. Они будут использованы в законодательной деятельности российского парламента.

 

Публикации по теме: