Все новости

Двести шестьдесят девятое заседание Совета Федерации

в Совете Федерации состоялось 269-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ПОВЕСТКА ДНЯ (проект) >>> 

ОТКРЫЛОСЬ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

14 апреля 2010 года открылось 269-е заседание Совета Федерации.

Пленарное заседание Совета Федерации началось с Минуты молчания в память жертв, погибших в авиакатастрофе самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года.

В повестке дня 16 вопросов, в числе которых назначение судей Верховного суда РФ, заместителя Председателя Счетной платы РФ, внесение изменений в составы комитетов и комиссий палаты.

На заседании будут рассмотрены федеральные законы в сфере страхового дела и избирательного законодательства, проведения азартных игр, организации государственного и муниципального контроля.

В рамках «Правительственного часа» будет заслушана информация главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева о состоянии ценообразования на нефтепродукты на российском рынке.

Планируется в окончательной редакции принять постановление палаты о предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко представит коллегам обобщенную информацию по ответам на парламентский запрос об обеспечении детей-сирот жилой площадью в субъектах Федерации.

 

КАДРЫ

14 апреля 2010 года на 269-м заседании Совета Федерации подтверждены полномочия членов Совета Федерации:

Дмитрия Николаевича Ананьева – представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа;

Виктора Алексеевича Озерова – представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Хабаровского края.

Дмитрий Ананьев возглавляет в Совете Федерации Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению. Виктор Озеров является председателем Комитета СФ по обороне и безопасности.

На должность судей Верховного Суда Российской Федерации были представлены три кандидатуры — Кирилл Жудро, Виктор Момотов и Алексей Шамов. Глава профильного Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков внес предложение провести по каждой из представленных кандидатур тайное голосование. Кандидаты ответили на вопросы членов Совета Федерации.

Кирилл Жудро, Виктор Момотов и Алексей Шамов утверждены решением Совета Федерации в должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ НАЗНАЧИЛ ВАЛЕРИЯ ГОРЕГЛЯДА ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЛАВЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

14 апреля 2010 года на двести шестьдесят девятом заседании Совета Федерации на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначен Валерий Горегляд.

На двести шестьдесят девятом пленарном заседании Совет Федерации поддержал представление Президента России и назначил на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Валерия Горегляда.

По этому вопросу на заседании выступил глава Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Иванов. Сенаторы единогласно поддержали эту кандидатуру.

В связи с назначением Валерия Горегляда, на заседании выступил Председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Он поблагодарил Совет Федерации за поддержку кандидатуры его заместителя и отметил, что для совместной работы очень важно, чтобы в руководстве палаты были единомышленники. В свою очередь, Валерий Горегляд поблагодарил Совет Федерации и главу Счетной палаты за оказанное доверие выразил надежду на дальнейшее конструктивное сотрудничество с парламентариями.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИИ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом вносятся изменения в 7 действующих законодательных актов. Они устанавливают особенности банкротства таких финансовых организаций, как страховые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Правовым актом определены меры по предупреждению банкротства финансовой организации, особенности восстановления ее платежеспособности и других процедур. Законом увеличен с 30 до 120 миллионов рублей минимальный размер уставного капитала страховщика. В то же время минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, останется на уровне 30 миллионов рублей.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Как отмечалось на заседании, принятие закона позволит упорядочить и более четко регламентировать процедуры банкротства финансовых организаций, повысить прозрачность и управляемость этого процесса, защищенность прав их клиентов.

СЕНАТОРЫ ЗАЩИТИЛИ БИЗНЕС ОТ НЕОПРАВДАННОГО КОНТРОЛЯ

14 апреля 2010 года Совет Федерации одобрил на 269-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Усовершенствовать систему государственного и муниципального контроля за хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей призван Федеральный закон, одобренный 14 апреля 2010 Советом Федерации на 269-м пленарном заседании.

Теперь правила проведения внеплановой выездной проверки, которые ранее распространялись только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего бизнеса, будут действовать для всех субъектов предпринимательства без исключения.

Анализ правоприменительной практики показал, что в 2009 году в органы прокуратуры поступило более 37 тысяч заявлений о проведении выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. В 48% случаев органам государственного контроля было отказано в их проведении из‑за отсутствия оснований и предмета проверок, причем в отдельных регионах количество отказов достигало 75–87 % (Амурская область и Республика Ингушетия — 87 %, Чеченская Республика — 83 %, Москва −77 %).

Таким образом, Федеральный закон снизит административное вмешательство в предпринимательскую деятельность, сократит число проводимых необоснованных проверок, что положительно скажется на экономической активности предпринимателей, а также значительно снизит количество коррупционных проявлений в сфере контроля и надзора.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О ВЕДЕНИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Для организаторов азартных игр правовым актом устанавливаются дополнительные требования к порядку открытия и функционирования букмекерских контор и тотализаторов. Они касаются прежде всего вопросов финансовой устойчивости, отчетности и прозрачности.

В частности, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, правовым актом введен запрет быть учредителями (участниками) организатора азартных игр. Установлен также минимальный размер уставного капитала организатора азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — 100 миллионов рублей. При этом определено, что в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах могут быть внесены только денежные средства без использования привлеченных средств. Порядок подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала, будет устанавливаться Правительством России, указывается в правовом акте.

Как отмечалось в ходе обсуждения, для надлежащего исполнения обязательств перед участниками азартных игр законом установлена обязанность организатора иметь банковскую гарантию в размере не менее 500 миллионов рублей, а также ежегодно предоставлять уполномоченному органу информацию о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр. Предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Определено, что их результаты являются обязательным приложением к финансовой отчетности организатора азартных игр. Кроме того, Правительству РФ предоставляется право устанавливать дополнительные требования к организаторам азартных игр.

Принятие закона позволит повысить прозрачность ведения игорного бизнеса и защищенность участников азартных игр, указывалось на заседании. Вместе с тем парламентарии отметили, что перечисленные дополнительные требования закон предъявляет также к тотализаторам на бегах и скачкам, деятельность которых является основой финансирования отечественного коневодства.

СЕНАТОРЫ УНИФИЦИРОВАЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

14 апреля 2010 года Совет Федерации одобрил на 269-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».

Стимулировать партии для участия в выборах на местах, повышая народное представительство в законодательных органах и развивая курс на демократизацию политической системы страны призваны поправки в избирательное законодательство. Их одобрил 14 апреля 2010 года Совет Федерации на 269-м пленарном заседании.

Отныне партии, получившие не менее 5 процентов голосов избирателей на выборах в региональные представительные органы государственной власти и на муниципальных выборах, будут получать место в заксобраниях субъектов РФ и органах МСУ.

Кроме того, партии, преодолевшие пятипроцентный барьер, на будущих выборах освобождаются от сбора подписей избирателей.

В ходе предварительной работы Совет Федерации направлял законопроект, который был внесен в Госдуму Президентом РФ в соответствии с его Посланием Федеральному Собранию, для рассмотрения во все субъекты РФ и все они поддержали концепцию без замечаний.

Закон соответствует Конституции РФ и унифицирует федеральное и региональные избирательные законодательства. Ведь еще в 2008 г. был принят закон, гарантирующий партиям, получившим на выборах в Госдуму не менее 5% голосов, один или два мандата.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖА БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАНА НА РЕЗУЛЬТАТ, СЧИТАЕТ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2010 года на 269-м заседании Совета Федерации было принято постановление «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

На 269-м заседании Совет Федерации рассмотрел вопрос «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин подчеркнул, что при выработке бюджетных предложений Совета Федерации особое внимание уделялось необходимости сохранения устойчивости бюджетной системы, сдерживания инфляции в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса и выполнения принятых социальных обязательств государства, недопущения резкого падения уровня жизни населения и объема валового внутреннего продукта.

Докладчик поблагодарил всех членов Совета Федерации, комитеты и комиссии, которые внесли свои предложения и приняли участие в работе над документом.

Глобальный финансово-экономический кризис негативно повлиял на развитие российской экономики, отмечается в Постановлении СФ. Поэтому важнейшей задачей бюджетной политики на 2011 год и среднесрочную перспективу остается реализация мер по ослаблению его последствий.

Принятые Правительством РФ антикризисные меры и рост мировых цен на нефть позволили стабилизировать ситуацию в экономике и даже выйти на траекторию экономического роста. Однако сенаторы не исключают возможность ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Они считают необходимым форсировать переход к формированию современной структуры экономики, чтобы значительно снизить зависимость Российской Федерации от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта.

Государство, убеждены в Совете Федерации, должно создать все условия для стимулирования широкого использования в производственных процессах инновационных технологий и активизации инвестиционной деятельности, особенно в базовых отраслях экономики. Важную роль в этом процессе сенаторы отводят налоговым стимулам.

В постановлении отмечается сложность задач бюджетной политики, которая состоит в том, что следует обеспечить макроэкономическую и бюджетную устойчивость и в то же время – социальную защиту населения и проведение диверсификации экономики.

По мнению сенаторов, эта ситуация требует, прежде всего, проведения бюджетной политики, ориентированной на результат. Имеются в виду, в частности, совершенствование системы организации закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, усиление ответственности органов власти за эффективность использования бюджетных средств, выделенных на исполнение расходных обязательств.

Совет Федерации обращает в Постановлении внимание на возросшую актуальность создания предпосылок для совершенствования управления бюджетном процессом на региональном и местном уровнях, применения эффективных мер воздействия к тем субъектам РФ, где качество управления финансами не обеспечивает реализацию их расходных обязательств. Это необходимо для развития стимулов к увеличению доходов региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, считают в верхней палате российского парламента.

Учитывая все это, Совет Федерации рекомендовал Правительству РФ принять ряд мер, среди которых – разработка нормативных правовых актов, необходимых для улучшения управления бюджетным процессом, совершенствования налоговой политики, эффективности социально-экономического развития России.

Среди предложений – увеличение заработной платы работников бюджетной сферы с учетом темпов роста инфляции, направление средств на поддержку и развитие монопрофильных городов, введение жилищных сертификатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.

УСОВЕРШЕНСТВОВАН УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

14 апреля 2010 года Совет Федерации одобрил на 269-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Исключить недобросовестность государственных органов при обеспечении сохранности изъятого ими имущества призваны изменения в УПК, одобренные 14 апреля 2010 Советом Федерации на 269-м пленарном заседании.

Закон устанавливает, что в случае невозможности обеспечения сохранности вещественных доказательств они оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вырученные средства зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об их изъятии. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.

Большие партии товаров, хранение которых затруднено, могут быть переданы на ответственное хранение владельцу.

Правовой акт уточняет также особенности уничтожения скоропортящихся товаров и продукции, которая пришла в негодность.

О ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

14 апреля 2010 года на 269-м заседании Совета Федерации была заслушана информация председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентины Петренко по ответам на парламентский запрос палаты высшим должностным лицам субъектов РФ по вопросу реализации Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения жилой площадью.

На заседании была заслушана информация председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентины Петренко по ответам на парламентский запрос палаты высшим должностным лицам субъектов РФ по вопросу обеспечения жильем детей-сирот.

В нашей стране около 180 тысяч детей-сирот нуждаются в предоставлении жилья, отметила глава Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению В. Петренко. В настоящее время пришла очередь предоставить жилье 60 тысячам детей. Между тем, в 2009 году было обеспечено квартирами чуть более 10 тысяч человек.

Главной причиной неисполнения закона В. Петренко назвала недостаточное финансирование в связи с передачей полномочий на муниципальной уровень.

Несмотря на то, что из федерального бюджета были выделены субсидии для решения жилищных проблем детей-сирот и за последние три года они были увеличены в три раза, этих средств не хватает.

В. Петренко обратила внимание, что это необходимо учесть при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2011 – 2013 годы. Сенатор также считает недостаточно урегулированным саму законодательную процедуру предоставления жилья.

ЧЛЕНЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

14 апреля 2010 года в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа» на 269-м пленарном заседании был рассмотрен вопрос о ценообразовании на нефтепродукты на внутреннем рынке. С информацией выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

С информацией на пленарном заседании Совета Федерации выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Он подробно рассказал парламентариям о ситуации с регулированием цен на рынке нефтепродуктов и ходе реализации задач, стоящих в этой сфере перед ФАС.

И.Артемьев констатировал наличие в ФАС необходимого материально-технического уровня для выполнения поставленных задач и сказал слова благодарности Совету Федерации за конструктивное сотрудничество и активную поддержку со стороны верхней палаты российского парламента. В частности, он отметил слаженную работу и взаимодействие с профильной Комиссией СФ по естественным монополиям во главе с сенатором Николаем Рыжковым.

«Одна из главных проблем, существующих на нефтяном рынке, это огромная разница между внутренними ценами на нефтепродукты и внешними, — так охарактеризовал ситуацию И.Артемьев. — Дело в том, что уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке выше мировых цен на 15- 20 %» . Кроме того, добавил И.Артемьев, существуют значительные ценовые различия по регионам.

Глава ФАС уверен, что в настоящий период стоит серьезно думать о принятии законодательных актов, регулирующих вопросы добычи и переработки нефтепродуктов.

Как сообщил И.Артемьев, за превышение цен на рынке нефтепродуктов ФАС был возбужден ряд уголовных дел. В 2009 году в Москве наложены штрафы на нефтяные компании более чем на 26 миллиардов рублей. А в субъектах Федерации по аналогичным делам ФАС выиграла более 80% процессов.

В данной отрасли, заметил И.Артемьев, практически отсутствует биржевая торговля. В текущем 2010 году , по словам Артемьева, нефтяные компании впервые стали заниматься биржевой торговлей. «Если компании сегодня продали около 2 % от общего объема продукции через биржу, это уже неплохо. Но необходимо продавать на бирже не менее 10%. И в этом году нужно достигнуть этого результата», — подчеркнул И.Артемьев.

Важная тема и одна из главных проблем нефтяного рынка России — создание искусственного внутреннего дефицита. По мнению И.Артемьева с этой «бедой» надо бороться, идя по пути ужесточения штрафных санкций. «Нужно регулирование данного процесса с помощью больших штрафов», — сказал он.

Говоря в целом о законодательном совершенствовании ценообразования на рынке нефтепродуктов, Игорь Артемьев отметил: «Главное лекарство, на мой взгляд, это биржевая торговля и разработка законопроекта, запрещающего совмещение оптовых и розничных цен, что позволит сделать прозрачным процесс ценообразования». В настоящее время эта система, по словам И.Артемьева, начинает работать, но с большим трудом. «А ведь наши предложения могут дать экономию в миллиард долларов бюджетных средств», — заметил глава ФАС.

Еще одним предложением ФАС стала идея введения обязательности предоставления услуг по хранению нефтепродуктов в крупных региональных нефтепродуктохранилищах, и одновременно с этим запрета на совмещение одним лицом деятельности по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами. Озвучил И.Артемьев и предложение ФАС о запрете на приобретение и строительство АЗС на территории муниципального образования для хозяйствующих субъектов, доля которых на локальном рынке превышает 35%.

* * *

После окончания выступления руководителю ФАС Игорю Артемьеву членами Совета Федерации было задано около десяти вопросов.

Наибольший интерес вызвала тема коллективного доминирования крупнейших нефтяных компаний, а также содержание предписаний нефтяным компаниям. Кроме того, отдельное внимание сенаторов вызвал вопрос составления раздельного учета затрат и доходов по оптовым и розничным продажам и по основным видам нефтепродуктов.

Основными темами для дискуссии на «Правительственном часе» в Совете Федерации стали следующие вопросы:

— формирования цен на внутреннем нефтяном рынке России;

— различия ценообразования в регионах и федеральном центе;

—сравнительный анализ цен на нефтепродукты на мировых рынках;

—особенности развития отраслевых рынков;

—нарушения антимонопольного законодательства;

—разделение рынка по «регионам присутствия»;

— повышение ликвидности биржевой торговли;

— налоговая составляющая и налоговое стимулирование производителей нефти и нефтепродуктов;

—механизмы субсидирования затрат непосредственных потребителей нефтепродуктов;

—вопросы развития биржевой торговли нефтепродуктами;

—изменения в законодательстве, направленные на разделение аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий;

—ограничения по совмещение деятельности ТЗК по хранению, заправке и реализации авиатоплива в аэропортах.

* * *

Сенатора Вячеслава Новикова (Красноярский край) интересовал вопрос о мерах, предпринимаемых для повышения конкурентоспособности отечественной нефтяной отрасли, создания конкурентоспособного отечественного рынка нефтепродуктов. Сенатор считает, что сегодня это процесс идет слишком медленно и неоправданно медленно.

Член СФ Бато-Жарглал Жамбалнимбуев (Агинский Бурятский АО) задал вопрос о возможности установления новой законодательной нормы — принудительного разделения компаний, которые чрезмерно доминируют на региональных рынках.

Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова (Кемеровская область) отметила важность развития электронных торгов в сфере газомоторного топлива. «Считаю, что сегодня слишком мало производится электронных закупок в сфере газомоторного топлива», — высказала свою точку зрения С.Орлова.

Сенатор Валерий Кадохов (Республика Северная Осетия — Алания) внес предложение об ужесточении контроля за качеством работы отрасли и введении более жестких мер ответственности за их нарушение. Это будет содействовать и процессу пополнения федерального бюджета, заметил сенатор. «Вы сказали, что за 2009 год ФАС оштрафовал нефтяные компании на 26 миллиардов рублей. Однако в бюджет поступило всего 144 миллиона», — задал вопрос В.Кадохов.

Глава Совета Федерации Сергей Миронов обратил внимание на недостатки схемы по расчетам нормативов, и предложил ужесточить наказание за повторные нарушения антимонопольного законодательства. Игорь Артемьев полностью согласился с Сергеем Мироновым в этом вопросе, отметив, что это поможет избежать повторных нарушений и злоупотреблений.

Член СФ Олег Пантелеев (Курганская область) рассказал о препятствиях, которые чинят конкуренты для запуска нового нефтеперерабатывающего завода, построенного в его регионе – Курганской области.

 

МАТЕРИАЛЫ 269-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ :