Все новости

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНГРЕССА «ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ»: «ЗДОРОВЬЕ – ВЫСШЕЕ БЛАГО ЧЕЛОВЕКА. «ЗДОРОВЫЕ ГОРОДА» И СТРАТЕГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РФ»

Состояние здоровья работающего населения России определяет настоящее и будущее нашего общества. Только физически и духовно здоровые люди могут обеспечить успешное инновационное развитие страны. Во многом уровень здоровья работающего населения зависит от экологической обстановки, которая включает природные и социальные факторы.

В России в неблагополучной природной среде проживает свыше 40 миллионов человек. Из них один миллион живет в условиях с опасным уровнем загрязнения.

Социальные экологи, социологи и психологи утверждают о существовании прямой зависимости между социальным самочувствием населения и уровнем его заболеваемости. Ими доказано, что социальный пессимизм, отсутствие нравственных и духовных идеалов приводят к угнетению иммунной системы организма, способствуют развитию сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Социальная агрессивность и разобщенность населения ведут к значительному сокращению продолжительности жизни людей.

В тоже время духовный подъем, рост нравственности, чувство оптимизма и уверенности в будущем благоприятно сказываются на здоровье работающего населения.

Поэтому ключом к оздоровлению нации является улучшение качества жизни, как в материальной, так и в духовной сфере.

В Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию России поставлена глобальная задача модернизации страны. Для решения её необходимо осмыслить предшествующее социальное и экономическое развитие России и опыт передовых стран мира. На этой основе нам нужно выработать инновационные подходы для обновления всех сфер жизнедеятельности и повышения качества жизни людей. Важное место в данной работе должны занять вопросы улучшения здоровья наших сограждан.

Всемирная организация здравоохранения в своем ежегодном докладе, опубликованном в этом году, отмечает необходимость модернизации национальных систем здравоохранения. По заключению специалистов ВОЗ данная рекомендация актуальна для всех стран, в том числе и для Российской Федерации.

Успехи мировой медицины привели к значительному сокращению заболеваемости. И, как ни парадоксально, одновременно сделали очевидными пределы улучшения здоровья, обусловленные только лишь развитием медицинской помощи.

Организаторы здравоохранения, врачи и медицинские работники, политики и представители институтов гражданского общества во всем мире все больше стали осознавать, что здоровье зависит от целого комплекса социальных обстоятельств, начиная от условий, в которых человек живет и работает, его образа жизни и заканчивая состоянием окружающей среды.

В силу этого постоянно возрастает внимание, уделяемое немедицинским факторам здоровья. В «Докладе о состоянии здравоохранения в мире — 2008» вполне обоснованно утверждается, что социальная профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни способны оказать значительное влияние на уровень здоровья.

Например, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в последние годы в таких развитых странах, как США, Канада, Норвегия, Финляндия произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а главным образом в результате усилий по предупреждению этих болезней.

Мировой опыт показывает, что проблема здоровья и потерь трудовых ресурсов, обусловленных болезнями работающего населения разрешима не только благодаря лишь строительству новых высокотехнологических медицинских центров. Гораздо в большей степени это зависит от условий жизнедеятельности человека и возможностей для ведения здорового образа жизни всем населением страны. Именно на этой идее основаны рекомендации ВОЗ для модернизации национальных систем здравоохранения.

Сегодня России необходимы новые подходы к охране и улучшению здоровья людей. Они должны быть основаны на учете социальных факторов здоровья и возможности сотрудничества государственных структур и институтов гражданского общества. В результате формирования такого подхода произойдет переход от медицинской к социальной модели здоровья.

На протяжении восьми лет наш конгресс «Профессия и здоровье» и его рабочие органы — автономная некоммерческая организация и общероссийская общественная организация «Здоровье работающего населения» — разрабатывают методологию и инновационные методы улучшения здоровья работающего населения России.

Нам удалось объединить усилия общественных и научных организаций, федеральных и региональных органов власти для решения вопросов «работы и здоровья». Вместе с нами этим занимаются Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз менеджеров России, Конфедерация независимых профсоюзов, НИИ медицины труда, НИИ общественного здоровья и другие организации.

Участники конгресса изучали опыт по организации здравоохранения в Финляндии, Дании, Швеции, Китайской народной Республике и в Казахстане. На этой основе были сделаны рекомендации федеральным и региональным органам власти о разработке стратегии формирования здорового образа жизни и профилактической медицине, о создании системы психологической поддержки человека, о развитии массового спорта и физической культуры. Следует отметить, что большая часть из них учтена и нашла отражение в важнейших документах Российской Федерации.

Данные предложения можно увидеть в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации», в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» и в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Именно участники конгресса одними из первых стали не только говорить о необходимости повышения качества жизни, но и предлагать конструктивные способы достижения этого.

Великий древнеримский философ и политик Цицерон еще в первом веке до нашей эры написал: «Высшее благо достигается лишь на основе полного физического и умственного здоровья». Нам надо помнить эту мысль и всегда учитывать состояние здоровья людей как неотъемлемую часть качества современной жизни российского общества.

В рамках традиционных подходов к организации здравоохранения невозможно добиться прорыва в улучшении здоровья и качества жизни населения страны. На протяжении последних десятилетий мы были свидетелями того, как расширялось поле деятельности по охране и улучшению здоровья. Но существенных перемен не произошло. Показатели смертности и заболеваемости по‑прежнему остаются высокими, несмотря на значительно выросшие финансовые затраты на здравоохранение и медицинскую помощь.

Это еще раз подтверждает мысль о необходимости социальных инноваций в российском здравоохранении. Одной из таких инноваций является создание в стране комплекса социальных условий, способствующих укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. Об этом неоднократно говорили присутствующие в зале академик Николай Федотович Измеров, президент нашей общественной организации Анатолий Васильевич Сысоев, старейший член нашего конгресса, профессор Георгий Николаевич Сытин и другие участники.

Глубокий инновационный подход, основанный на этих принципах, присущ стратегии Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех» и проекту «Здоровые города». «Здоровье для всех» — глобальная стратегия, принятая всеми странами-членами ВОЗ, включая Россию.

Проект «Здоровые города», — цель которого вполне ясна из названия, — призван внедрять стратегию «Здоровье для всех» в городах, районах или поселках. Он нацелен на развитие социальных условий, способствующих здоровью и здоровому образу жизни всего населения.

Данный проект развивается во многих городах Европы. Сегодня в нём участвуют 30 национальных сетей и более 1400 городов, районов и поселков. Национальные сети работают в Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Израиле, Испании, Италии, Литве, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Турции, Украине, Финляндии, Франции, Хорватии, Чешской Республике, Швеции.

Движение «Здоровые города» получает распространение и в России. В нашей стране также создана и работает сеть «Здоровых городов». На базе Московской медицинской академии им. Ивана Михайловича Сеченова работает центр поддержки проекта «Здоровые города». В 2005 году российская сеть получила аккредитацию в Европейском региональном бюро ВОЗ.

В составе российской сети действует две региональные сети – в Вологодской области и Чувашской республике. Наиболее активно участвуют в этом проекте Череповец, Ижевск, Чебоксары, Ставрополь, Великий Устюг. Здесь в рамках проекта делается очень много полезного. Но особый интерес для нас представляет направление проекта «Здоровье на рабочем месте» и «Здоровые школы».

О них достаточно подробно рассказывали на предыдущем конгрессе мэр Череповца Олег Александрович Кувшинников и ректор Ставропольской медицинский академии Валентина Николаевна Муравьева. Также эти вопросы будут освещаться на последующих мероприятиях конгресса его другими участники. Поэтому не буду детально останавливаться на этом.

Большая заслуга в распространении движения «Здоровые города» в нашей стране принадлежит координаторам российской сети Юлии Евгеньевне Абросимовой и Людмиле Ефимовне Сырцовой. Мы должны поблагодарить их за бескорыстную и самоотверженную работу на протяжении почти 20 лет и активно включиться в неё.

Общероссийская общественная организация «Здоровье работающего населения» должна сделать своей приоритетной задачей дальнейшее распространение проекта «Здоровые города» в России и добиться его превращения в общенациональное движение. Возможности этого мы подробно обсуждали накануне конгресса с представителем ВОЗ в России господином Луиджи Мигриолини, координаторами российской сети и с членами Президиума нашей общественной организации. Все они поддержали данную идею.

Стратегия Проекта заключается в том, что здоровье населения перестает быть ведомственной проблемой здравоохранения и становится делом всего города: городских властей и политиков, деловых кругов и общественных организаций, и что очень важно — жителей города.

Демократичность и гражданская активность – отличительные особенности проекта «Здоровые города». Благодаря им формируется социальная сплоченность граждан в населенных пунктах, где реализуется данный проект.

О значении социальной сплоченности для стабильного развития общество подробно и обстоятельно говорилось в феврале этого года в Москве на первой конференции министров государств-членов Совета Европы, ответственных за социальное сплочение. К сожалению, идеи данной конференции не нашли должного отклика в нашей стране. После конференции словосочетание «социальная сплоченность» практически ни разу не встречалось в политической лексике российского общества и, тем более, об этом никогда не говорили организаторы отечественного здравоохранения.

Но социальная сплоченность как одна из стратегических целей присутствует в проекте «Здоровые города». Она заключается в общественном благополучии всех граждан, в создании для них гармоничных и стабильных условий и включения их на этой основе в жизнь общества.

Социальная сплоченность предполагает социальную справедливость в доступности медицинской помощи и равные социальные условия для ведения здорового образа жизни и сохранения здоровья. В настоящее время крайне велики различия в возможностях получения квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и социально-профессиональной принадлежности. Существования системы многоканального финансирования медицины, наличие ведомственной и частной медицины, кадровые проблемы здравоохранения – все это создает предпосылки для серьезной социальной несправедливости в данной сфере.

Наиболее ущемлёнными в доступности медицинских услуг оказываются сельские жители. Это одна из причин того, уровень смертности в сельской местности на 20% больше чем в городе, а средняя продолжительность жизни на 5 лет меньше. В сельской местности более остро стоят вопросы алкоголизации населения, а помощь квалифицированных врачей-наркологов для многих сельских жителей просто недоступна.

В ряде субъектов Российской Федерации руководители стремятся учитывать эту специфику села. Как самостоятельное направление, сельское здравоохранение имеется в структуре исполнительных органов, например, в Волгоградской и Самарской областях. Но его нет на федеральном уровне – в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Как следствие, в высших исполнительных органах власти нет должного представления о специфике сельской медицины и её проблемах.

В этом мы могли наглядно убедиться на парламентских слушаниях в ноябре прошлого года в Совете Федерации. Заместитель министра здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова с пониманием отнеслась к нашему предложению о создании в структуре министерства специального подразделения, которое будет заниматься проблемами сельской медицины и здравоохранения. В октябре этого года мы специально обсуждали с ней данный вопрос. Будем надеяться, что в 2010 году такое структурное подразделение будет создано.

В целом же, одной из главных задач модернизации российского здравоохранения должно стать справедливое и финансово устойчивое распределение медицинских услуг и создание одинаковых условий для укрепления здоровья населения. Справедливое распределение медицинских услуг нужно понимать как обеспечение равного доступа к медицинской помощи. Также это предполагает введение комплекса обязательных профилактических медицинских мер для всех категорий населения. Но главным является создание возможностей для ведения здорового образа жизни всеми гражданами страны.

Без решения этих вопросов, программы модернизации здравоохранения не будут содействовать достижению социальной сплоченности в нашем обществе, а значит, не будут соответствовать целям и задачам социального государства, каким по Конституции является Российская Федерация.

В течение 5 лет участники конгресса активно добивались включения положений о здоровом образе жизни в основополагающие документы Российской Федерации. Теперь же наша задача – добиться массового привлечения населения к участию в программах формирования здорового образа жизни и профилактической медицины. Для этого необходимо подключить институты гражданского общества к распространению знаний о здоровом образе жизни и созданию условий для его ведения.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития в стране начинает реализовываться долгосрочная программа формирования здорового образа жизни.

В соответствии с программой и правительственными постановлениями на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения создаются Центры здоровья. Они предназначены для повышения уровня знаний и приобретения практических навыков по ведению здорового образа жизни. Здесь планируется информировать людей о факторах риска, обучать правильному питанию и профилактике различных заболеваний.

До конца этого года планируется создать и оснастить 502 центра здоровья в 83 регионах. Каждый центр здоровья будет рассчитан на 200 тыс. человек. На наш взгляд, в этом кроется недоработка. Нельзя делать один стандарт для всей страны. У нас сильно различаются регионы по социально-экономическому положению, наличию транспортных коммуникаций, пространственной протяженности и плотности населения. Стандарты приемлемые для мегаполисов не должны распространяться на малые города и сельскую местность. Нужны разные стандарты для Южного Федерального Округа и Сибирского и Дальневосточного Федеральных Округов. В противном случае хорошая идея создания Центров здоровья из‑за ошибок реализации окажется малоэффективной в Сибири и на Дальнем Востоке.

Также будет стратегической ошибкой, если вся работа по формированию здорового образа жизни станет вестись в рамках лишь одних медицинских учреждений. Уже сегодня очевидно, что центры здорового образа жизни, создаваемые в поликлиниках на местах нередко носят формальный характер. Кроме того, они по своему статусу и возможностям не в состоянии выполнять в полном объёме социальную функцию формирования здорового образа жизни среди всех категорий населения.

Прежде всего, нам нужны здоровое жилье, здоровые школы и ВУЗы, здоровые рабочие места, здоровая окружающая среда, здоровое питание. А самое главное – здоровый и доброжелательный, нравственный, наполненный духовностью климат в обществе.

Наивно полагать, что всё это смогут обеспечить центры здорового образа жизни при поликлиниках. Их работу надо поддерживать и следует им активно помогать. Но при этом мы должны понимать, что их создание и деятельность лишь первый шаг на сложном и длительном пути создания нового общества XXI-го века, обладающего высокой степенью социальной сплоченности, свободного от социальных пороков и имеющего возможности для создания физического и духовного здоровья всего населения.

Как уже говорилось, огромный потенциал для формирования здорового образа жизни и создания условий для его ведения содержится в проекте Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровые города». Полагаю, будет правильным, если мы расскажем о нём на парламентских слушаниях в Совете Федерации в 2010 году.

Необходимо придать новый импульс развитию проекта и распространить это движение в сельской местности. Координаторам российской сети совместно с общественной организацией «Здоровье работающего населения» надо разработать специальную стратегию внедрения проекта в сельской местности.

После её апробации и отработки на практике в нескольких регионах нужно будет рекомендовать Министерству сельского хозяйство сделать проект «Здоровые села» составной частью Федеральной целевой программы «Социальное развитие села».

Общероссийская общественная организация «Здоровье работающего населения» при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития должна помочь российским трудовым коллективам приступить к созданию здоровых рабочих мест в рамках проекта «Здоровые города». Также нужно обязательно отразить в «Концепции развития российского здравоохранения до 2020 года» участие институтов гражданского общества в решении задач формирования здорового образа жизни.

Полагаю, будет правильным, если мы от имени конгресса предложим Министерству регионального развития Российской Федерации довести до сведения каждого муниципального образования информацию об этом проекте и организационно помочь участию в нём. Это станет хорошим примером модернизации деятельности исполнительных федеральных органов власти и перехода к эффективному сотрудничеству с гражданским обществом.

Самому же движению нужен приток свежих идей и людей. Необходимо привлечь к нему врачей и педагогов, экологов и работников коммунальных служб, спортсменов и журналистов — всех тех, кто неравнодушен к своему здоровью или по долгу профессии обязан помогать людям беречь его. В России много активных граждан, готовых бескорыстно трудиться на общее благо. Надо объединить их и организовать совместную работу в рамках движения «Здоровые города». Следует активизировать информационную работу, активнее используя возможности электронных СМИ. Ассоциация малых городов России, Национальный общественный комитет «Российская семья», Лига здоровья нации должны принять деятельное участие в пропаганде этого движения и распространении его в российских регионах.

С их участием мы должны разработать гражданскую стратегию «Здоровье России». Разрабатываемая «Концепция развития здравоохранения до 2020 года» нацелена на совершенствование важного, но всего лишь одного ведомства. Стратегия «Здоровье России» будет содержать методологию модернизации гражданского общества для улучшения качества жизни всего населения. Без этого сегодня невозможно решить проблемы физического и духовного оздоровления России.

Мы рассчитываем на помощь в активизации движения со стороны Российского Государственного социального университета, который может рассматривать проект «Здоровые города» как экспериментальную социальную площадку для внедрения инноваций в сфере формирования здорового образа жизни.

Президент России в Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в отношениях с другими странами нам не следует «надувать щёки». Мы заинтересованы в притоке в Россию новых технологий и передовых идей. Нужно лучше и больше изучать опыт стран, добившихся существенных результатов в росте продолжительности жизни, сокращении смертности и заболеваемости. На их примере можно увидеть и понять взаимосвязь социальных и медицинских аспектов здоровья населения.

Автономной некоммерческой организации «Здоровье работающего населения» следует изучить и распространить опыт «Национальной стратегии Норвегии по сокращению неравенства в уровне здоровья». В рамках данной стратегии разрабатываются меры, направленные на устранение финансовых, географических и социальных барьеров для доступа к медицинским услугам в интересах лиц, которые более всего нуждаются в медицинской помощи.

Два года назад мы с Вами направляли рабочую делегацию конгресса во главе с ответственным секретарем конгресса, генеральным директором автономной некоммерческой организации В.К. Беляковым в Финляндскую Республику для изучения опыта организации национальной системы здравоохранения. Сделанные членами делегации выводы использовались при формировании концептуальных документов на федеральном и региональном уровнях.

Полагаю, будет правильным, если мы поручим ему организовать и отправить в Норвегию делегацию общероссийской общественной организации «Здоровье работающего населения» для изучения опыта реализации названной стратегии. Итогом этой работы должны стать предложения, направленные на модернизацию российского здравоохранения. Оно должно способствовать достижению равенства и социальной справедливости в отношении здоровья и обеспечивать всеобщий охват населения здравоохранительными мероприятиями, а также способствовать созданию социальных условий для ведения здорового образа жизни всем населением страны.

В завершение своего выступления хочу особо подчеркнуть, что мы должны изменить Россию. Для этого нам надо измениться самим. Нужно по‑новому взглянуть на происходящие вокруг нас процессы и понять, что очень много зависит лично от нас, от нашей гражданской позиции.

Нам всем необходим новый стиль жизни, благодаря которому каждый сможет физически и духовно совершенствоваться. Только так мы сможем достичь поставленных Президентом России целей – построить современное, процветающее и демократическое общество.