Вопрос: Существует ли необходимость законодательно закрепить привлечение работодателем иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в соответствии с конкретно поданными заявками о привлечении и использовании иностранной рабочей силы?
Ответ: Действующий в настоящее время порядок определения потребности в привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации и формирования квот, утвержденный Постановлением Правительства от 22 декабря 2006 г. №783, построен именно на этом принципе.
Работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Эти заявки обобщаются сначала в рамках определенного субъекта Российской Федерации, затем в рамках всей страны.
При этом формируется перечень работодателей, заявки которых учтены соответствующим уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В дальнейшем, при обращении иностранного работника в территориальный орган ФМС России за продлением разрешения на работу и представлением трудового или гражданско-правового договора, заключенного с конкретным работодателем, осуществляется проверка по упомянутому перечню на предмет участия данного работодателя в заявочной компании и учета его заявки в процессе определения величины потребности в иностранных работниках.
Кроме того, приказом ФМС России от 15 декабря 2008 г. № 399 в бланк разрешения на работу, которое выдается иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, добавлена строка, содержащая реквизиты работодателя, у которого данный иностранный работник будет трудиться.
Таким образом, сегодня имеются достаточные нормативно-правовые условия, закрепляющие привлечение иностранного работника именно за тем работодателем, заявка которого на привлечение иностранных работников была учтена при определении потребности.
Вопрос: Как Вы считаете, есть ли необходимость законодательно урегулировать оформление медицинского страхования иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию?
Ответ: Действительно, такая необходимость имеется, и сегодня работа в этом направлении уже ведется. Группой депутатов Государственной Думы разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Авторы законопроекта предлагают внести дополнительную статью «Медицинское обеспечение иностранных граждан на территории Российской Федерации».
Основной задачей разработки данного законопроекта является создание необходимых условий для организации целостной системы медицинского обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства путем введения в институт трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства требования о медицинском страховании, что нашему мнению и мнению других соавторов законопроекта, позволит устранить существующие пробелы в действующем российском законодательстве.
Вопрос: Какие изменения предполагается внести в законодательство Российской Федерации по принятию работодателями мер для ознакомления иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, с нормами и правилами страны пребывания, изучению основ русского языка и трудового законодательства?
Ответ: На законодательном уровне работа в данном направлении проводится под руководством члена Совета Федерации В.И. Слуцкера. По его инициативе подготовлен соответствующий законопроект.
В частности, предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон, предусматривающие определенные льготы иностранным работникам и их работодателям, которые заботятся о языковой и общеправовой подготовке нанятых иностранных работников. Если работодатель организовал обучение иностранного работника русскому языку, итогом которого явилось получение им документа, подтверждающего уровень владения русским языком, то срок действия разрешительных документов может составить не один год, как сейчас, а два года.
Срок действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников продлевается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании поданного работодателем заявления, документа, подтверждающего организацию работодателем обучения иностранного работника русскому языку и документа, подтверждающего уровень владения русским языком иностранным работником или его нотариально заверенную копию.
В практическом плане ФМС России предпринимает усилия по созданию в ряде государств — основных поставщиках рабочей силы центров по подготовке трудовых мигрантов к выезду на работу в Российскую Федерацию. В частности достигнуты договоренности с миграционными службами Таджикистана и Киргизии. В этих странах на базе бывших профтехучилищ создаются центры по подготовке трудовых мигрантов. Наши партнеры из этих стран понимают всю необходимость данной работы, готовы ей всячески содействовать. Однако, имеются трудности с обеспечением учебной базы — нет необходимойлитературы, учебных пособий, отсутствуют подготовленный преподавательский персонал.
Вопрос: Какие законодательные инициативы планируется разработать и внести в Государственную Думу в текущем году?
В настоящее время одним из приоритетных законопроектов, планируемых к скорейшему внесению в Государственную Думу, является проект федерального закона « О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации „.
Законопроект разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Д.Медведева Федерального Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2009г. № ВП-П4-1725 в целях выполнения поручений оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации (протокол от 6 марта 2009г. № Пр-658).
Указанный законопроект направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и создание условий для адекватного учета потребностей национального рынка труда в привлечении иностранной рабочей силы, в том числе с учетом меняющихся социально-экономических условий.
Законопроектом предлагается законодательно выделить основные потоки внешней трудовой миграции.
Первый поток лица, въезжающие для осуществления трудовой деятельности из тех стран, с которыми Российская Федерация имеет визовой режим (предлагается оставить существующий порядок без изменений).
Второй поток — лица, въезжающие из стран, с которыми Российская Федерация имеет безвизовый режим, получившие в стране проживания, как правило, от представителей ФМС России документ, аналогичный европейской «синей карте».
Разрешение на работу в рамках данного потока, выдается иностранному гражданину на срок действия трудового или гражданско-правового договора с пригласившим его работодателем. На территории Российской Федерации на основании данного разрешения на работу иностранным гражданам и членам их семей (супругу и детям) оформляется вид на жительство, также на срок действия соответствующих договоров.
Данное право предлагается предоставить иностранным гражданам, являющимся квалифицированными рабочими (специалистами), имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, а также научно-педагогическим работникам.
Указанным иностранным гражданам будет предоставлен налоговый режим резидента со дня въезда на территорию Российской Федерации (налогообложение полученных от осуществления трудовой деятельности доходов по ставке 13%).
Количество иностранных граждан, которые могут быть привлечены в рамках рассматриваемого механизма к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, не ограничивается квотами, поскольку одним из обязательных условийих привлечения будет выступать заключение органа занятости субъекта Российской Федерации.
Другим обязательным условием для привлечения иностранных работников станет принятие на себя работодателем дополнительных гарантий по их обустройству.
Третий поток — лица, законно въехавшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вставшие на учет по месту пребывания и осуществляющие поиск работы на её территории самостоятельно. Данный миграционный поток предлагается разделить посредством двух различных механизмов регулирования трудовой деятельности: у работодателей — хозяйствующих субъектов и у работодателей — частных лиц, не преследующих цели извлечения прибыли (»частный сектор»).
Для осуществления трудовой деятельности у работодателей — хозяйствующих субъектов иностранный гражданин получает в ФМС России разрешение на работу. Срок действия такого разрешения не будет превышать срока разрешенного временного пребывания (как правило, не более 90 суток со дня въезда).
Дальнейшее продление возможно на срок действия трудового договора при представлении в ФМС России письменного трудового или гражданско-правового договора, декларации об источниках и размере дохода, полученного за время осуществления трудовой деятельности по выданному ему разрешению на работу, сведений о постановке на миграционный учет.
В случае расторжения трудового договора до истечения срока действия разрешения на работу иностранный гражданин в течение десяти рабочих дней вправе заключить новый договор и обратиться в ФМС России за продлением срока действия разрешения на работу. В противном случае иностранный гражданин должен будет выехать из Российской Федерации.
Для осуществления трудовой деятельности в «частном секторе» иностранные граждане должны будут приобретать в территориальных органах ФМС России специальный патент, стоимостью не более одной тысячи рублей в месяц.
Срок действия патента продляется без обращения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем ежемесячного внесения иностранным гражданином платы в размере стоимости выданного ему патента. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, освобождаются от уплаты подоходного налога, а привлекающие указанных иностранных граждан физические лица от уплаты единого социального налога.
С целью усиления мер контроля за осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, предлагается возложить на работодателей обязанность уведомления не только о привлечении иностранного работника, но и о расторжении с ним трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Данное требование позволит получать актуальную в кризисный период информацию о фактическом высвобождении иностранных работников, без расторжения трудовых договоров. Закрепляются полномочия ФМС России по ведению информационных банков данных о документах, выдаваемых иностранным гражданам в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В целях обеспечения соблюдения интересов работодателей всю информацию об аннулированных разрешениях на работу (патентах), а также о разрешениях на работу с истекшим сроком действия предлагается сделать общедоступной за счет размещения ее в информационных системах общего пользования.
Законопроектом предусматривается возложение на организации, занимающиеся трудоустройством иностранных граждан на территории Российской Федерации, обязанности в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства уведомлять об этом территориальный орган ФМС России.
Практическая реализация положений законопроекта позволит упорядочить регулирование трудовой миграции, создаст благоприятные условия для привлечения в Российскую Федерацию, в первую очередь, квалифицированных специалистов, будет способствовать выходу из тени мигрантов, занятых в «частном секторе» (составляют до 40% всех иностранных работников), снизит заинтересованность работодателей и иностранных работников в уклонении от уплаты налогов, а также будет способствовать социализации иностранных работников.
Вопрос: Какова результативность реализации Государственной программы?
Ответ: К настоящему времени система оказания содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из‑за рубежа в основном сформирована и функционирует в интересах России и переселенцев.
В реализации Государственной программы участвуют свыше 70 уполномоченных государственных органов, работа ведется в более чем 40 странах.
География государств, из которых в Россию переселяются соотечественники, достаточно обширна. Здесь не только обладающие наибольшим, миграционным потенциалом страны СНГ, но и благополучные Германия, Бельгия, Израиль и другие.
Процесс переселения постепенно набирает силу. За рубежом от соотечественников принято свыше 20 тысяч анкет для участия в Программе, выдано свыше 7400 свидетельств участника Государственной программы (по которым переселяются свыше 19 тыс. человек). На территорию России уже прибыли свыше 11 800 участников Государственной программы и членов их семей. Если за 2007 год по Программе переехали всего 682 человека, то, начиная с мая 2008 г. в среднем динамика переселения составляет свыше 1000 человек ежемесячно.
Среди субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, наибольшей привлекательностью у соотечественников пользуются Калининградская, Калужская и Липецкая области, что говорит о создании в них удовлетворительных условий для приема и обустройства переселенцев.
С 2009 года к участию в Программе подключились Новосибирская и Курская области. Таким образом, в настоящее время переселение соотечественниковвозможно в 13 субъектов Российской Федерации. Ожидается, что до конца 2009 года еще не менее 15 регионов смогут утвердить свои региональные программы переселения и начнут принимать соотечественников, причем Нижегородская, Воронежская, Пензенская и Курганская области включатся в Программу уже в первом полугодие 2009 г.
Вместе с тем, результаты переселения нельзя назвать вполне удовлетворительными.
Пока, количество переселившихся соотечественников составляет всего около 4 % в общем миграционном приросте населения. Случайность это или нет, но именно 4 % территории России отнесено к территориям вселения. Очевидно, что выбор достаточно невелик. Это существенно ограничивает реализацию права соотечественников на выбор места предстоящего проживания в России.
Как показывает мониторинг, почти 80 процентов соотечественников, первоначально обратившихся в уполномоченные органы за рубежом, отказываются от участия в ней лишь по одной причине: они хотят переехать в субъекты Российской Федерации, которые пока не участвуют Программе.
Следует заметить, что предлагаемые территории вселения характеризуются низким уровнем миграционной привлекательности, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и Забайкалье.
Механизм реализации Программы таков, что основные социальные проблемы (жилищное обустройство и трудоустройство) возложены на субъекты Российской Федерации. Но они не проявляют должной активности в этом процессе. Это выражается в необоснованных отказах соотечественникам в предоставлении им статуса участника Госпрограммы.
Возможность переселения только в рамках трудовых вакансий, резко ограничивает качественный состав переселенцев. Мы считаем, что следует привлекать соотечественников и с помощью других стимулов, а также расширить категорию лиц, которые могли бы принять участие в Государственной программе.
Кроме того, и самими соотечественниками, и правозащитниками постоянно поднимается вопрос о возможности распространения Программы на тех, кто уже переехал в Россию самостоятельно, в какой‑то мере обустроился, но не может урегулировать свой правовой статус.
Существующий порядок согласования региональных программ переселения не обеспечивает оперативного управления ходом реализации Программы. Процедура согласования и утверждения проектов программ занимает слишком большой промежуток времени.
Негативное или сдержанное отношение ряда государств (Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других) к проведению на их территории мероприятий по реализации Госпрограммы также затрудняет работу с потенциальными переселенцами. Власти стран-доноров не заинтересованы в потере части населения, являющейся наиболее профессиональной. По этой причине до сих пор не открыты представительства ФМС в Казахстане и Узбекистане.
Несмотря на имеющиеся трудности, считаем, что сама Госпрограмма себя оправдывает, в совершенствовании и упрощении нуждаются ее механизм и процедуры реализации. Для повышения результативности Программы и активизации переселенческого процесса принципиальное значение приобретают скорейшее подключение к ней новых регионов, а также расширение категорий потенциальных переселенцев.
ФМС России инициирован процесс внесения изменений в Государственную программу, предусматривающих:
—расширение категорий участников Программы за счет включения в них предпринимателей, студентов, квалифицированных рабочих, лиц, переезжающих к родственникам, заключивших контракт для прохождения военной службы в Российской Армии, а также соотечественников, уже находящихся на территории России;
—упрощение процедуры согласования региональных программ переселения и предоставление субъектам Федерации права вносить изменения в региональные программы без согласования их в Правительстве в случаях, не требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета;
—принятие дополнительных мер по повышению привлекательности регионов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья для потенциальных переселенцев, включая отнесение всех территорий вселения в этих районах к категории «А», увеличение размеров пособий на обустройство («подъемных»), субсидирование для переселенцев процентов по ипотечным кредитам;
—внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающихся снижения ставок налогообложения работодателей, использующих труд переселенцев, а также признания участников Госпрограммы налоговыми резидентами, установив для них налоговую ставку 13% (т. е. приравняв их к гражданам Российской Федерации).
—более активное использование возможностей частного капитала и коммерческих организаций, особенно в трудоустройстве и переселенцев и обеспечении их жилье.
Полагаю, что осуществление предлагаемых и иных мер организационного, административного и правового характера позволит повысить эффективность реализации Государственной программы.
Вопрос: Планируемые меры по пресечению нелегального пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации?
Ответ: В целях пресечения нелегальной миграции на территории Российской Федерации ФМС России предпринимаются меры по усилению иммиграционного контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации.
В 1 квартале 2009 года сотрудниками территориальных органов ФМС России проведено 84 673 оперативно-профилактических мероприятия по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства, что на 24 614 мероприятий или на 41% больше аналогичного периода прошлого года (2008 год — 60 059).
За 1 квартал 2009 года сотрудниками территориальных органов ФМС России составлено по различным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) 556 916административных протоколов, что на 14 075 протоколов или на 2,6% больше аналогичного периода прошлого года (542 841 протокол).
Территориальными органами ФМС России вынесено 524 347 решений о наложении административных штрафов (АППГ — 521 228, рост 0,6%), на общую сумму 1 млрд. 321 млн. 182 тыс. 600 рублей, что на 2,1% меньше АППГ (1 млрд. 350 млн. 201 тыс. 800 рублей).
Достаточно серьезные изменения претерпевает ситуация, связанная с привлечением к ответственности по статьям 18.9 и 18.15 КоАП РФ должностных и юридических лиц.
Справочно:
Статья 18.9. КоАП РФ — нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.
Статья 18.15 КоАП РФ — незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Соответственно, в отчетном периоде по ст. 18.9 привлечено к ответственности 1 964 должностных лица и 615 юридических лиц, а по ст. 18.15 — должностных лиц 3 766 (+58%) (АППГ — 2 384), юридических лиц — 3 227 (в 1,5 раза) (АППГ-1285).
За рассматриваемый период сотрудниками территориальных органов ФМС России направлено 132 материала для возбуждения уголовных дел по статье 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», что на 68 материалов больше, чем за АППГ (64).
Справочно:
Статья 322.1 — организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
По всем направленным материалам возбуждены уголовные дела. Восемь лиц привлечены к уголовной ответственности (АППГ — 2).
Особое значение в деле противодействия незаконной миграции и предотвращения преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеют меры, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Так, в настоящее время к процедуре второго чтения готовятся два законопроекта, разработанные при участии ФМС России:
1. проект федерального закона № 147652–5 «О внесении изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный проект направлен на совершенствование порядкапривлечения к административной ответственности виновных в нарушении миграционного законодательства Российской Федерации лиц, и предусматривает возможность проведения административного расследования в случае выявления указанных правонарушений. Принятие проекта федерального закона позволит повысить эффективность деятельности ФМС России и ее территориальных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере миграции;
2. проект федерального закона № 198176–4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», касающейся регулирования порядка депортации и административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вопрос: Какова оценка ФМС России проявившихся издержек в регулировании миграционных процессов в связи с кризисными явлениями на рынке труда и их влияния на криминогенную ситуацию в целом по стране и по субъектам Российской Федерации в отдельности?
Ответ: Анализ состояния преступности в Российской Федерации за последние семь лет показывает, что удельный вес совершаемых иностранцами преступлений в общем объеме преступности на протяжении последних лет составляет около 3 процентов.
Вместе с тем, в абсолютном выражении количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, возрастает. Если в 2002 году указанной категорией лиц совершено 35,7 тысячи преступлений, то в 2008 году — 53,9 тысячи. Более 90% из них приходится на граждан государств — участников СНГ, составляющих основную долю от числа въезжающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан. Рост количества совершаемых преступлений связан с ростом количества въезжающих на территорию Российской Федерации граждан этих государств.
В 2007 году в связи с либерализацией миграционного законодательства, позволившей значительному числу мигрантов урегулировать свой правовой статус, произошло снижение числа совершенных иностранцами преступлений на 5,4%.
В 2008 году наблюдалась обратная картина, связанная с определенными затруднениями в вопросе квотирования иностранной рабочей силы. Явная недостаточность выделенной квоты (была распределена по субъектам Российской Федерации в конце февраля 2008 года) привела к тому, что к апрелю — маю месяцу в большинстве экономически развитых регионов она была полностью исчерпана, что привело к росту нелегальной миграции и увеличению числа совершаемых иностранцами правонарушений и преступлений. Так, в течение апреля — июля прошлого года наблюдалось увеличение числа совершаемых мигрантами преступлений в среднем на 9–10% по сравнению с аналогичными периодами 2007 года, и к концу года общее увеличение доли совершенных иностранцами преступлений составило 7,5%. На это повлияли ивозникшие в конце прошлого года экономические трудности, вызванные мировым финансовым кризисом.
Структурный анализ преступности показывает, что основными видами преступлений, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства за прошедшее пятилетие являются кражи (43879), незаконный оборот наркотических средств (25010), грабежи (12028), разбойные нападения (5942), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (4215), убийства (3366) и хулиганство (1280). Ежегодно около 3% из общего числа криминальных деяний совершается иностранными гражданами в отношении своих соотечественников.
Анализ показывает, что преступность иностранных граждан тесно связана с уровнем социально-экономического развития регионов.
Почти половина всех преступлений регистрируется в столичном регионе, более четверти — в индустриально развитых центрах (г. Санкт-Петербург, Иркутская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ). Надо отметить, что аналогичная ситуация складывается и в крупнейших столицах мира.
Удельный вес преступлений с участием граждан зарубежных государств по итогам четырех месяцев 2009 года в общей структуре преступности составил 3,8%, в отношении иностранцев — 0,5%.
С учетом изложенного, ФМС России предпринимаются меры по усилению иммиграционного контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, увеличению количества проверочных мероприятий, в том числе с участием органов внутренних дел.
В 1 квартале 2009 года сотрудниками территориальных органов ФМС России проведено 84 673 проверочных мероприятия по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства, что на 24 614 мероприятий или на 41% больше аналогичного периода прошлого года (2008 год — 60 059), из которых 33 468 проведено совместно с органами внутренних дел (АППГ −27700).
Вопрос: Какие меры предпринимает руководство ФМС России по исключению факторов коррупции в процессе оформления разрешений на привлечение и использование трудовых мигрантов? Подобная диверсификация мест выдачи этого документа, по нашему мнению, резко снизит возможности на этом участке в части коррупции.
Ответ: Антикоррупционному противодействию в ФМС России в целом уделяется повышенное внимание. Создана и на плановой основе действует комиссия по противодействию коррупции, инспекция по личному составу.
Если же говорить конкретно о процессе выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, то 11 января 2008 г. подписан приказ, утверждающий Административный регламент, который регулирует этот процесс. 21 апреля т. г. в этот Регламент внесены изменения, согласно которым указанный разрешительный документ теперь будет оформляться в территориальных органах ФМС России, а не как раньше — только в Москве в Центре обращений граждан по паспортно-визовым вопросам.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФМС России ведется работа по созданию федерального государственного унитарного предприятия, которое будет оказывать населению информационные, консультационные услуги и услуги по обеспечению бланочной продукцией (анкетами, заявлениями, квитанциями и т. д.).
Данная деятельность создаст конкуренцию недобросовестным фирмам, которые паразитируют на посреднических услугах населению и будет способствовать созданию условий по повышению качества обслуживания населения.
Мы также принимаем меры по сокращению количества сотрудников органов внутренних дел, занятых оформлением разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации и оформлением паспортов гражданина Российской Федерации, в том числе удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами. Российской Федерации. Подготовлен и согласован с МВД России проект Указа Президента Российской Федерации, предусматривающий в штатной численности ФМС России замену 6,5 тысяч должностей сотрудников органов на должности государственной гражданской службы.
Вопрос: Какова роль ФМС России в оценке экономической обоснованности запросов регионов о выделении квот на привлечение иностранной рабочей силы?
Ответ: Во‑первых, в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 территориальные органы ФМС России участвуют в рассмотрении заявок работодателей и принятии по ним соответствующих решений.
Указанные заявки работодателей рассматриваются в территориальных органах ФМС России с учетом имеющейся в этих органах следующей информации:
а) использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и
соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;
б) допущенные работодателями нарушения порядка привлечения иностранных работников и их устранение;
в) страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
Территориальные органы до 15 июня направляют заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.
Что касается федерального уровня, то представитель ФМС России принимает участие в работе соответствующей межведомственной рабочей группы при Минздравсоцразвития России, занимающейся рассмотрением и распределением по регионам квот на привлечение иностранных работников.
Вопрос: Учитывает ли ФМС России баланс трудовых ресурсов конкретного региона при формировании квот и оформлении разрешений на трудовую деятельность иностранным работникам?
Ответ: Согласно Правилам определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 задача определения и установления баланса трудовых ресурсов в конкретном субъекте Российской Федерации является, прежде всего, компетенцией администрации этого субъекта.
Процедуры, начиная от определения потребности в иностранных работниках в субъекте Российской Федерации и до утверждения потребности в целом по стране и последующим распределением по квоты по регионам, занимают несколько этапов и довольно продолжительны по времени (с января по ноябрь-декабрь). В этом процессе участвуют различные государственные и общественные структуры (государственные органы субъектов Российской Федерации, трехсторонние комиссии, федеральные органы исполнительной власти, Российская трехсторонняя комиссия).
В настоящее время, с учетом воздействия мирового финансового кризиса, в субъектах Российской Федерации реализуются антикризисные программы, включающие в том числе меры, направленные на обеспечение баланса национальных и иностранных трудовых ресурсов.
Что касается ФМС России и ее территориальных органов, то мы являемся правоприменительным ведомством. В частности, нашей функцией является выдача в каждом конкретном субъекте Российской Федерации такого количества разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию для иностранных гражданам, которое соответствует установленной для данного субъекта величины квоты. В этом заключается основная роль ФМС России в регулировании баланса трудовых ресурсов.
Вопрос: Какие меры принимаются ФМС России по созданию условий для привлечения трудовых ресурсов на территории со сложными климатическими условиями (Сибирь, Дальний Восток). Как регулируются миграционные процессы?
Ответ: ФМС России наряду с другими федеральными органами исполнительной власти участвует, в сфере своей компетенции, в регулировании миграционных процессов, связанных с привлечением трудовых ресурсов на территории со сложными климатически условиями. Указанное участивключает, прежде всего, подготовку соответствующих предложений на этапе определения величины потребности в иностранных работниках с учетом факторов, входящих в компетенцию миграционной службы. Например, экспертную оценку уровня нелегальной миграции, количество зафиксированных правонарушений в сфере трудовой миграции, количество аннулированных разрешений на работу, количество полученных уведомлений о трудоустройстве и увольнении иностранных работников и другое.
Что касается специфики Сибири и Дальнего Востока, то в этих регионах мы с повышенным вниманием отслеживаем китайскую и корейскую трудовую миграцию. Территориальные органы ФМС России в субъектах Российской Федерации в указанных федеральных округах принимают меры по противодействию нелегальной миграции, осуществляют контроль и надзор за соблюдением работодателями и трудовыми мигрантами норм миграционного законодательства.
В настоящее время на основе данных мониторинга миграционной ситуации и движения рабочей силы нами выявленная тенденция перемещения иностранной рабочей силы из трудоизбыточных регионов России (ЦФО, ЮФО) в трудонедостаточные (ДФО и СФО). Об этом доложено Правительственной комиссии для принятия необходимых мер.
Вопрос: Считаете ли Вы необходимым создание и деятельность центров координации взаимодействия государственных и негосударственных структур по вопросам обмена трудовыми ресурсами в пределах Российской Федерации?
Ответ: Вопрос усиления мобильности трудоспособного населения, в том числе для перенаправления трудовых ресурсов из одного региона Российской Федерации (где их излишек) в другой (где их недостаток), безусловно, является важной государственной задачей.
Очевидно, координация взаимодействия государственных и негосударственных структур, деятельность которых связана с трудовой миграцией, является необходимой. В ФМС России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации прорабатывается вопрос создания федерального государственного унитарного предприятия, которое займется оказанием услуг населению в этой области деятельности, включая оформление правоустанавливающих документов иностранным гражданам для пребывания на территории Российской Федерации.
Вопрос: Какие меры предполагается предпринимать для создания условий для привлечения высококвалифицированных кадров в развитие экономики, науки и культуры Российской Федерации?
Ответ: В настоящее время разрабатываются изменения и дополнения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которыми предполагается существенно упростить порядок привлечения в РоссийскуюФедерацию высококвалифицированных рабочих (специалистов), имеющих среднее или высшее профессиональное образование, либо являющихся научно-педагогическими работниками.
В частности, для данной категории иностранных граждан устанавливается порядок облегченного въезда в Российскую Федерацию, получения разрешений на работу. При этом на работодателя, приглашающего работника указанной категории, возлагается ряд обязанностей, связанных с его въездом, обеспечением комплекса вопросов по его пребыванию в период трудовой деятельности и выездом. Иностранные работники данной категории смогут получать разрешения на работу вне зависимости от установленной величины квоты.
Предполагаются также меры по повышению правового статуса высококвалифицированных иностранных работников и членов их семьи путем выдачи им вида на жительство на период действия трудового или гражданско-правового договора. Они приобретут статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан. В дальнейшем этот статус позволит им претендовать на получение российского гражданства.
Вопрос: Что нужно сделать для законодательного решения вопросов по адаптации переселяющихся граждан в Российскую Федерацию?
Ответ: Практическая реализация тех механизмов, которые заложены в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации „, позволит упорядочить регулирование трудовой миграции, создаст благоприятные условия для привлечения в Российскую Федерацию, в первую очередь, квалифицированных специалистов, будет способствовать выходу из тени мигрантов, занятых в „частном секторе“ (составляют до 40% всех иностранных работников), снизит заинтересованность работодателей и иностранных работников в уклонении от уплаты налогов, а также будет способствовать социализации иностранных работников.
Кроме того, как я уже говорил принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части изучения иностранными гражданами русского языка) будет способствовать минимизации данной проблемы.
Вопрос: Предусмотрено ли увеличение финансирования Государственной программы добровольного переселения соотечественников?
Ответ: В 2008 году были осуществлены важные мероприятия, направленные на стимулирование переселения соотечественников в рамках Государственной программы, защиту их прав и интересов.
В 2 раза увеличен размер единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы (с 60 до 120 тыс. рублей) и членам их семей (с 20 до 40 тысяч рублей), переселяющимся на территории вселения категории «А» в районы Дальнего Востока и Забайкалья. Увеличен (с 1.5 до 2.0) размерсубсидий из федерального бюджета, передаваемых регионам на частичное возмещение расходов, связанных с реализацией региональных программ переселения.
Определен порядок выплаты переселенцам компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации» (за выдачу разрешения на временное проживание, вида на жительство, за оформление гражданства, за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.
В целях обеспечения прав и законных интересов переселенцев издан нормативный правовой акт, которым предусмотрена процедура выдачи паспорта транспорта средства участнику Государственной программы в случае несоответствия экологического класса ввезенного в Российскую Федерацию транспортного средства требованиям технического регламента (ниже стандарта «евро-3»).
Внесены изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», которыми установлена возможность приобретения участниками Государственной программы и членами их семей, гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке (без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком).
Все это свидетельствует о развитии Программы как в организационно-правовом плане, так по финансовому обеспечению.
Мировой экономический кризис, безусловно, сказывается на решении программных задач, которые формулировались в условиях экономического роста и увеличивающейся потребности регионов в трудовых ресурсах. В условиях кризиса отдельные регионы вынуждены сокращать первоначально заявленный для соотечественников банк вакантных рабочих мест.
Вместе с тем, мы считаем, что это не дает оснований для уменьшения темпов реализации Государственной программы. Необходимо в кратчайший срок внести изменения в Программу, сделать механизм ее реализации адекватным существующим реалиям.
Исходим из того, что произошедшее в 2009 году уменьшение расходов на Госпрограмму от ранее планируемых цифр, не отразится на реализации Государственной программы. С учетом ожидаемой численности переселенцев в 2009 году и на период до 2011 года обязательства Российской Федерации перед переселенцами, в том числе по выплате компенсаций, предоставлению государственных гарантий и мер социальной поддержки будут выполнены в полном объеме. Соответствующие средства в федеральном бюджете заложены. Вопрос об увеличении финансирования Госпрограммы будет ставиться в повестку дня с учетом динамики переселенческого процесса.
В 2009 году ФМС России инициировала принятие дополнительных мер по повышению привлекательности регионов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья для потенциальных переселенцев, предусматривающих в том числе дальнейшее увеличение размера пособия на обустройство («подъемных») в размере 180 тысяч рублей на участника Государственной программы и 60 тысяч рублей на каждого члена его семьи, а также субсидирование для участников Государственнойпрограммы процентов по ипотечным кредитам. Нами подготовлен также проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий индексацию размера выплачиваемых переселенцам компенсаций (с учетом темпов) инфляции, а также выдачу свидетельства участника Государственной программы на территории Российской Федерации.
Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы утвержден комплекс дополнительных мер по активизации программных мероприятий, которые подлежат осуществлению в 2009 году.
Таким образом, реализация Государственной программы остается в числе приоритетных направлений государственной миграционной политики.
Вопрос: Считаете ли Вы необходимым принятие федеральных законов «О репатриации» и «О реституции»?
Ответ: В настоящее время одним из механизмов переселения соотечественников в Россию является принятая в 2006 году Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в которой, по сути, заложена вся нормативная база для переселяющихся.
Таким образом, надо понимать, что речь, в настоящее время, идет не о стимулировании переселения граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, а о помощи государства тем людям, которые этнокультурно близки с российским народом или неразрывно связаны с ним, и планируют свое дальнейшее будущее построить в России.
Опыт других стран, принимавших такие законы, говорит о том, что их целью было возвращение на родину представителей этносов, оказавшихся в силу различных причин (как правило, не добровольно) за ее пределами. Представляется, что для России такая проблема на сегодня не стоит.
Вопрос: Как Вы относитесь к возможности создания общероссийской системы миграционного мониторинга, а также в рамках Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества?
Ответ: В структуре ФМС России с октября месяца 2008 г. организован и по настоящее время проводится мониторинг миграционной ситуации и движения иностранной рабочей силы по территории Российской Федерации. На основе его анализа готовятся соответствующие доклады Руководству государства, используемые для принятия управленческих решений.
ФМС России в соответствии с положениями международных соглашений осуществляет на двусторонней основе и с учетом принципа взаимности обмен статистическими данными в сфере миграции с некоторыми партнерскими организациями в государствах-участниках СНГ (Таджикистан, Киргизстан, Узбекистан, Молдова).
Предпринимаются шаги по созданию в рамках ЕврАзЭС межгосударственного банка данных трудящихся-мигрантов. Данный вопросактуален и рамках ШОС, тем более что речь, фактически, идет о подключении к этой информационной системе только Китая.
Вопрос: Как взаимодействуют ФМС России и общественные институты грааданского общества по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере миграции?
Ответ: Общественный совет при Федеральной миграционной службе был создан в соответствии с приказом ФМС России от 10 апреля 2006 г. в целях привлечения представителей общественных объединений и специалистов в области миграции населения к выработке мер по совершенствованию государственной миграционной политики.
Согласно Положению об Общественном совете при Федеральной миграционной службе Общественный совет является совещательно-консультативным органом при ФМС России и создается с целью оказания содействия ФМС России в подготовке предложений по выработке и реализации мероприятий по совершенствованию государственной миграционной политики в Российской Федерации, а также в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства в пределах компетенции ФМС России. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер.
Первое заседание Общественного совета состоялось 16 февраля 2007 года. Всего за два года существования состоялось 9 заседаний Общественного совета, в которых принимали участие как члены Совета ученые, журналисты, общественные деятели, так и руководители ФМС России. Протоколы заседаний размещаются на официальном сайте ФМС России.
Одновременно, летом 2007 года, Общественно-консультативные советы были созданы при У ФМС России в субъектах Федерации. Среди важнейших задач, поставленных перед ними:
«…контроль за исполнением обязательств государства, предусмотренных законом о беженцах и вынужденных переселенцах;
доброжелательный прием и обустройство возвращающихся соотечественников;
содействие регуляризации положения мигрантов, не имеющих никакого правового статуса;
содействие формированию и развитию в РФ цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции…»
За время существования Общественного совета при Федеральной миграционной службе было проведено несколько выездных заседаний Совета в территориальных ФМС с участием членов Общественного совета при ФМС России. В частности, члены Общественного совета при ФМС России выезжали в Приморский край и в Свердловскую область.
Среди положительных примеров работы региональных Общественно-консультативных советов можно назвать работу Общественно-консультативного совета при УФМС Свердловской области — только за 2008 год им проведено 9 заседаний, подготовлен проект постановления Правительства Свердловской области об упорядочении работы посреднических организаций в сфере миграции, о чемпредставители Совета сообщили на заседании Общественного совета при ФМС России 27 марта 2009 года.
Кроме того, ФМС России активно сотрудничает с другими неправительственными, общественными организациями, в частности, постоянный контакт поддерживается с Общественной Палатой Российской Федерации. Руководители ФМС России регулярно принимают участие в проводимых Общественной Палатой мероприятиях, например, 18 марта текущего года в слушаниях «Мигранты и принимающее сообщество в условиях кризиса» участвовал директор Службы. По итогам мероприятия были обобщены предложения участников и подготовлены рекомендации, которые направлены в ФМС России для ознакомления. Председателем Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы А.Г. Кучереной высказано предложение провести обсуждение рекомендаций на заседании Общественного Совета при Федеральной миграционной службе с участием экспертов Общественной Палаты Российской Федерации.
Также следует отметить взаимодействие ФМС России с международными организациями: Международной организацией по миграции (MOM) и Управлением Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ ООН).
Вопрос: Про частные агентства занятости
Ответ: Развитие сектора частных услуг в сфере занятости мы в целом поддерживаем.
Вместе с тем, не представляется возможным конкретно оценить проект федерального закона «Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов», подготовленный в Комитете Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, поскольку в в ФМС России он не поступал.
При этом, на мой взгляд, в условиях финансового кризиса, в вопросах регулирования сферы занятости приоритетным должно быть обеспечение трудоустройства российских граждан.
Вопрос: Про реадмиссионные соглашения
Во взаимодействии с МИД России ФМС России осуществляет необходимые мероприятия по продвижению российских инициатив в области реадмиссии с государствами-участниками СНГ.
Так, вопрос о начале экспертных переговоров по реадмиссионной проблематике активно прорабатывался с азербайджанскими, киргизскими и таджикскими партнерами. В декабре 2008 года — начале 2009 года в упомянутые государства были направлены предложения о проведении в Москве экспертных консультаций по текстам проектов межгосударственных соглашений о реадмиссии и исполнительных протоколов к ним.
С азербайджанской стороной данный вопрос был поднят в рамках состоявшихся 25–26 февраля 2009г. в Баку межмидовских консультаций. При этом партнерам были переданы проекты соглашения о реадмиссии и исполнительного протокола к нему. Вместе с тем, азербайджанские коллеги подчеркнули, что данный вопрос может быть решен окончательно только после завершения Правительством Азербайджанской Республики процедуры выработки национальной стратегии по реадмиссии, не обозначив конкретных сроков принятия решения.
Прилагаются значительные усилия по вовлечению в переговорный процесс по реадмиссионной проблематике киргизских партнеров. Однако до настоящего времени перейти к заключительной стадии подготовки к подписанию российско-киргизского Соглашения о радмиссии не удается. Киргизские коллеги затягивают согласование проекта соглашения, обосновывая это ограниченностью финансовых возможностей в случае приема граждан третьих государств и лиц без гражданства.
В целях активизации работы по проектам соглашения и исполпротокола к нему 29 декабря 2008 года в Бишкек было направлено обращение директора ФМС России К.О. Ромодановского на имя Министра внутренних дел Киргизской Республики М.Т. Конгантиева с предложениями российской стороны по порядку дальнейшей работы на реадмиссионном направлении. При этом на рассмотрение киргизской стороне были переданы актуализированные проекты международных договоров о реадмиссии, а также предложение об организации в Москве либо Бишкеке переговоров по данным документам.
ФМС России обратилась в Минэкономразвития России с просьбой затронуть вопрос об активизации работы по заключению российско-киргизского реадмиссионного соглашения в рамках предстоящего 11-го заседания Межправительственной российско-киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству.
В предварительном порядке достигнута договоренность о проведении в мае т. г. экспертных переговоров по вопросам о реадмиссии с таджикистанской стороной.
Что касается армянских партнеров, то начало экспертного обсуждения реадмиссионной проблематики было положено в рамках состоявшегося в декабре 2007 года рабочего визита в Ереван делегации ФМС России.
В апреле т. г. в Ереване состоялся уже второй раунд переговоров по согласованию текстов проектов российско-армянского соглашения о реадмиссии и исполпротокола к нему, на котором эти документы сторонами были в целом согласованы.
Некоторых успехов в области реадмиссии удалось достичь с молдавскими коллегами. Так, на экспертном уровне проекты реадмиссионного соглашения и исполнительного протокола к нему были впервые обсуждены в рамках состоявшегося 10 апреля 2008г. визита в город Кишинев директора ФМС России К.О. Ромодановского. По итогам обсуждения удалось достичь договоренностей строить дальнейшую работу на основе проектов, подготовленных российской стороной.
В развитие пункта 8.3. решения 10-го заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Молдова в феврале т. г. в Москве 19–20 февраля 2009г. состоялись полноформатные переговоры по данным документам.
Доработанные с учетом достигнутых договоренностей проекты соглашения и исполнительного протокола проходят согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Одновременно проекты этих документов направлены на рассмотрение молдавской стороне. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 января 2009 года № Пр-182, одобрившего План совместных действий России и Казахстана на 2009–2010 гг., обеспечивается завершение работы по подготовке к подписанию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии и Исполнительного протокола к нему.
В частности, в марте т. г. ФМС России приступила к согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти пакета документов, необходимых для подписания российско-казахстанского соглашения о реадмиссии и исполнительного протокола к нему.
Проекты указанных документов в марте т. г. переданы на рассмотрение казахстанской стороне с просьбой официально проинформировать российскую сторону о приемлемости их текстов.
На стадии согласования находится и проект исполнительного протокола к российско-украинскому соглашению о реадмиссии.