«Утвержденная около месяца назад Президентом Путиным Концепция демографической политики до 2025 года включает три основных направления. Это повышение рождаемости, снижение смертности и регулирование миграционных процессов. На мой взгляд, в этой демографической триаде стратегическое значение имеет все‑таки повышение рождаемости. Чтобы не повторять набивший оскомину еще с советских времен лозунг «Дети наше будущее», позволю себе переформулировать ту же мысль следующим образом: «Без детей у России нет будущего».
Действительно, регулируемый приток мигрантов и снижение смертности среди среднего и старшего поколения помогут решить нам наиболее острую на сегодня проблему трудовых ресурсов.
Но еще более важен другой, глобальный вопрос сохранится ли Россия через десятки и сотни лет как великая держава с ее историческими корнями, выдающейся историей и культурой. Это возможно лишь при одном условии условии динамичного роста рождаемости.
Я искренне благодарю пришедших сегодня на заседание Комиссии духовных лидеров четырех традиционных конфессий. Ведь проблема, которую мы сегодня обсуждаем, имеет к ним самое непосредственное отношения.
Несмотря на вероучительные различия, христианство, ислам, буддизм, иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, поскольку оно признается бесспорным благом для семьи. Чем больше детей в семье — тем более она, считается, отмечена Богом.
Готовясь к сегодняшнему заседанию, я наткнулся на суждение авторитетных экспертов-демографов, которое я полностью поддерживаю. Наблюдается очевидная зависимость между рождаемостью и религиозностью общества. Чем более религиозно общество или значительная его часть, тем выше рождаемость.
Позвольте привести несколько примеров. В частности, в Израиле наиболее высокая рождаемость у хасидов-ортодоксов, редко имеющих меньше 5 детей в семье. То же самое можно сказать и о мусульманах. Высокий прирост населения в мусульманских странах объясняется в первую очередь высокой религиозностью населения.
В то же время, многодетность не является привилегией какой‑то определенной религии. Христианские страны или сообщества, где сохранилась высокая религиозность, демонстрируют не меньший, чем в мусульманских странах, прирост населения. Так, в христианской части Боснии и Герцеговины рождаемость у православных-сербов выше, чем у их соседей мусульман. В семьях российских православных священников редко бывает меньше 3–4 детей, в то время как семьи с 10–15 детьми есть в каждой епархии.
Меня могут спросить: «А какое это имеет практическое значение?». Конечно, нельзя вот так запросто, волевым решением сверху повысить религиозность российского общества для повышения рождаемости. Но можно использовать в государственной информационной политике и пропаганде те традиционные семейные ценности, которые одинаково присущи всем конфессиям.
Прежде чем перейти к конкретным практическим предложениям, хотел бы сказать еще несколько слов о соотношении материальных и морально-этических стимулов для повышения рождаемости.
В прошлом месяце был проведен социологический опрос женщин в разных регионах России. Их спрашивали — сколько детей вы готовы родить, если все ваши бытовые и материальные проблемы разрешатся. Удивительно, но подавляющее большинство опрошенных ответили, что даже при таких идеальных условиях не готовы рожать больше двух детей.
Еще категоричнее о роли материальных стимулов высказался известный российский демограф Анатолий Вишневский. По его мнению, повышение уровня жизни без параллельного изменения системы ценностей вообще никак не влияет на рождаемость. Потому что повышая уровень жизни, вы одновременно стимулируете свои потребности. Захочется иметь другой автомобиль, другую квартиру или загородный дом, поменять стиль жизни на более престижный и роскошный.
Чтобы действительно повысить рождаемость, надо изменить всю систему нравственных ценностей, сделать так, чтобы дети были важнее карьерного успеха и материального благополучия.
И еще одно, короткое, но очень емкое высказывание. Цитирую Предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия: «В наших семьях мало детей, но это оттого, что мы эгоистичны, а не оттого, что бедны».
Каким образом можно повлиять на идеологию массового потребления и гедонизма, которой руководствуется сегодня большинство россиян?
К сожалению, государственной идеологии, пришедшей на смену коммунистической, пока нет. На сегодня религия самый мощный общественный институт, который может укрепить мораль, вернуть традиционные семейные ценности, поддержать многодетность.
Наступающий 2008 год Указом Президента объявлен Годом Семьи. Правительством России утвержден План основных мероприятий по проведению в 2008 году Года семьи.
Этот План включает исполнение 62 масштабных программ и мероприятий, ни в одном из которых напрямую не предусматривается участие религиозных организаций. Между тем, эффективное сотрудничество государства с традиционными конфессиями, по крайней мере, в двух областях представляется крайне важным.
Это, во‑первых, совершенствование нормативной правовой базы в области государственной семейной политики. Совет Федерации внес в Государственную Думу в середине октября проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в РФ». По мере прохождения закона в трех чтениях, в него, без сомнения будут вноситься серьезные изменения и дополнения, в разработке которых мы бы приветствовали участие религиозных организаций. Религиозный взгляд на проблемы семьи и семейные ценности был бы для нас, законодателей, очень важен.
На конец этого начало следующего года намечено проведение в Совете Федерации парламентских слушаний на тему «Гармоничное развитие семьи — залог процветания общества». Вскоре после парламентских слушаний Совет Федерации также планирует обсуждение темы семейной политики уже на международном уровне. Полагаю, что в подготовке и проведении этих форумов могли бы сыграть весомую роль традиционные конфессии России.
Вторая важнейшая составляющая правительственного плана это информационная поддержка и пропаганда семейных ценностей.
Необходимо признать, что сегодня у нас полностью отсутствует государственная информационная политика в создании культа многодетной семьи. Мы должны применять не столько материальное стимулирование рождаемости, сколько решать морально-этическую сторону проблемы, в том числе при помощи театра, литературы, кино, телевидения.
Позвольте мне привести цитату из одного выступления Председателя СФ Сергея Михайловича Миронова: «У нас сейчас герой современных фильмов — одинокий эгоист, я бы даже сказал, сволочь». Действительно, в России давно не выпускаются фильмы, которые рассказывали бы о счастливых семьях и радостях материнства.
Есть проблема и с телевизионной рекламой. Например, при анализе рекламных роликов на федеральных каналах, где используется образ семьи, более 50 процентов из них показывали неполную семью, остальные малодетную.
В этой связи в практическом плане можно предложить внесение по инициативе Совета Федерации вместе с традиционными конфессиями соответствующих изменений в федеральное законодательство в области СМИ, государственного телевидения и радиовещания, а также рекламы.
Повторюсь, если мы хотим добиться повышения рождаемости, нужна государственная информационная политика создания культа многодетной семьи.
В заключение хотел бы остановиться еще на одном моменте.
Сегодня усилия федеральных властей направлены в основном на повышение рождаемости с помощью масштабных социально-экономических мер. Религиозные организации делают главный акцент на возвращение к традиционным духовным ценностям, одной из которых, безусловно, является, семья и дети. Настало время объединить оба этих подхода.
В последнем Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин так сформулировал эту проблему: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».
Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение может стать важным шагом к решению стоящей перед нами всеми демографической задачи, от которой ни больше, ни меньше, зависит будущее России».
Публикации по теме: