Основной недостаток реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) населения выражается в том, что все большее количество людей отказывается от бесплатных лекарств в пользу денежной компенсации, отмечалось на заседании «круглого стола», прошедшего в Совете Федерации.
В очередной раз законодатели, представители федеральных исполнительных органов власти, а также представители более 30 субъектов Российской Федерации собрались, чтобы совместными усилиями провести анализ сложившейся в стране ситуации с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан и выработать пути по преодолению кризисной ситуации, возникшей в этой отрасли.
Учитывая крайнюю важность данной проблемы, Председатель СФ Сергей Миронов поручил Комитету СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии проводить мониторинг реализации законодательства по вопросам льготного лекарственного обеспечения граждан, отметил, открывая заседание ведущий «круглого стола», член Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Хусейн Чеченов. По его словам, в Совет Федерации поступают многочисленные жалобы из регионов России, связанные с проблемами реализации данной программы. «Количество «проколов» в части льготного обеспечения лекарствами превышает все разумные пределы», — сказал Х. Чеченов. По его мнению, ответственность за сложившуюся ситуацию несут все вовлеченные в процесс реформирования отрасли здравоохранения уровни власти.
Система дополнительного лекарственного обеспечения начала функционировать в 2005 году, по принципу «солидарной системы» — тогда еще у населения не было выбора добровольно участвовать в программе или отказываться от нее, подчеркнул в своем докладе Владимир Стародубов, заместитель министра здравоохранения и социальной защиты РФ. В тот период, по его словам, денег на ДЛО хватало. В 2006 году ситуация изменилась денег катастрофически не хватает. За этот период около половины получателей государственной социальной помощи в виде ДЛО отказались от нее. Вместе с тем, расширился перечень препаратов, выписываемых бесплатно.
Израсходовано 57 млрд. рублей, при том, что в федеральном бюджете на эти цели было заложено 29 млрд. рублей. Еще 5 млрд. рублей остались с предыдущего года, Государственная Дума приняла решение выделить на эти цели дополнительно еще 10 млрд. Наблюдаемая тенденция этого года значительное увеличение количества выписываемых препаратов (в некоторых случаях количество различных лекарств, выписываемых на одного льготника составляет около 100 наименований, отметил В. Стародубов), в том числе, в несколько раз увеличилось количество рецептов на дорогие лекарства.
Средняя стоимость рецепта на сегодняшний день, по словам заместителя министра здравоохранения и социальной защиты РФ, составила 536 рублей; количество выписанных в 2005 году рецептов составило 145,6 млн. штук, а за 11 месяцев 2006 года свыше 110 млн. «Несмотря на значительное сокращение количества льготных категорий граждан, количество выписанных рецептов вполне сопоставимо с предыдущим годом», — прокомментировал приведенные данные В. Стародубов.
«В полной мере нам так и не удалось реализовать контроль за обоснованностью выписки лекарственных средств», — так обозначил одну из основных проблем ДЛО Рамил Хабриев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Комментируя изменения в списке бесплатных лекарств, он сказал, что часть препаратов исключены из‑за того, что они используются в стационарах, другие лекарства были исключены из‑за их высокой стоимости по сравнению с аналогами, и, некоторые лекарства исчезли из списка, поскольку производители не были согласны на предложенные цены.
Что касается ценовой политики, то, как отметил Р. Хабриев, результаты мониторинга цен на лекарства по субъектам РФ на октябрь 2006 показывают, что в среднем цены на ДЛО на 14 процентов ниже средних розничных цен.
Проведенные проверки в 38 субъектах РФ выявили расхождение в количестве использованных средств и предварительными заявками о потребностях субъектов. Причем зачастую эти расхождения составляли порядка 50 процентов. Кроме того, в целом ряде регионов система управления товарными запасами была признана неэффективной. Это значит, что где‑то был дефицит определенных лекарственных средств, а где‑то их переизбыток. При этом не была создана система перемещения лекарств в аптечных пунктах.
Важной психологической проблемой ДЛО можно назвать боязнь людей лишиться жизненно важных препаратов, из‑за чего потребители вынуждены создавать многомесячные запасы лекарств, что не может способствовать стабилизации ситуации с ДЛО.
Счетная палата РФ по поручению Федерального Собрания РФ тщательно изучала ситуацию с дополнительным лекарственным обеспечением, сказал аудитор Счетной палаты РФ Валерий Горегляд. «Работу в течение 2005 года удалось в значительной степени наладить, к концу года отмечались неплохие успехи, в 2006 году ситуация изменилась, система стала давать сбои, по сути перестала работать», — отметил он. Особое внимание, по словам В. Горегляда, следует обратить на принципы ценообразования. Многие лекарства в рамках ДЛО стоят больше, чем в розничной сети, а этого быть не должно, отметил В. Горегляд. Наблюдается тенденция снижения доли недорогих препаратов и резкого увеличения количества выписанных дорогостоящих лекарств. «На существенное увеличение спроса влияют интересы дистрибьютеров, но не интересы пациентов», считает аудитор. Счетная палата РФ констатирует увеличение потребления ряда лекарств в несколько раз и более, кроме того, вызывает вопросы схема распределения средств из Фонда обязательного медицинского страхования по регионам.
Программа ДЛО превратилась в импортную, отечественная фармацевтическая продукция занимает небольшое место в списке льготных лекарств, отмечают участники «круглого стола».
Отдельная тема фальсифицированные лекарственные средства. По важности в России «проблему фальсифицированных лекарств можно приравнять к террористическим угрозам», сказал Х. Чеченов, подводя итоги встречи. Он отметил, что Совет Федерации поддержал проект закона об уголовной ответственности за производство, ввоз, продажу поддельных лекарственных средств.
Общий вывод участников заседания несмотря на существенные сложности, программа работает. В дальнейшем необходимо учесть предыдущий опыт и сделать все возможное для обеспечения прозрачности всей цепочки реализации программы дополнительного лекарственного образования, считают участники заседания.
На встрече было принято решение принять за основу проект рекомендаций, предложенный Комитетом СФ, в числе которых разработка совместно с профильными комитетами Государственной Думы необходимых изменений в нормативно-правовую базу, а также продолжение ведения мониторинга реализации федеральных законов.
Комитет СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии также обобщит поступившие от участников «круглого стола» предложения и включит их в проект рекомендаций. Х. Чеченов внес предложение провести очередное заседание по данному вопросу по итогам первого полугодия 2007 года.