Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто не ноет, что у нас все плохо, а переустройство мира начинает с себя! С вами в эфире программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Как я вам и обещал, на вопросы «Автоликбеза» отвечает Сергей Миронов, председатель Совета Федераций России.
—Сегодня я хотел бы спросить вас о том, что интересует многие и многие миллионы автомобилистов. Но для начала первый вопрос в какой степени вы сами автомобилист?
—Наверное, чтобы объективно говорить и уж тем более правду автомобилист я все‑таки, скорее всего в прошлом. Хотя в душе всегда остаюсь таковым. Вот сейчас в машине я всегда на заднем сидении езжу, а когда на переднем, то у меня все равно нога работает на педали — даже на месте пассажира. На заднем я документы читаю. А права я получил профессиональные первые мои права были категории «С» — в 1987 году, я тогда уже работал геофизиком, и у нас в геологии существовала такая хорошая практика: если инженер-геофизик осваивает вождение машины и официально водит в полях машину, то 30 процентов зарплаты водителя доплачивается инженеру. Ну, естественно, это были неплохие деньги. Я учился на водителя пять месяцев, с отрывом от производства. Это было на Ленинском проспекте, в Питере автошкола, учились мы на ГАЗ-51
-С двойным выжимом сцепления
—Да, да, с перегазовочкой, это все песня наша. И еще были такие фишечки у нас инструктор был хороший ну, например, очень же много в Питере, в крупных городах, витрин. Он говорит, ты используй их, ты встал на перекрестке оглянись, посмотри, кто у тебя где, в витрине же все видно
-Хороший совет, кстати, для городской езды.
—Да, хороший. Когда я работал в геологии, а у меня было восемнадцать полевых сезонов, самое для автомобилистов время это лето, а я по ноябрь в экспедициях и полях. Первая моя машина, может быть, кто‑то уже и не знает, был такой автобус КАВЗ.
-Пылесос!
—Да, он был с двумя мостами, такой мощный, и мы туда загружали все наши палатки, все барахло, людей поверх палаток. Три сезона я на нем отъездил хорошая, надежная машина. Максимальная скорость, как сейчас помню, у меня была 55 километров в час. Причем, я ее получил без колес, вся проржавевшая, последний раз на ней ездили, наверное, лет 6–7 назад. Я ее полностью ручками всю
—Ну так, Сергей Михайлович, тогда вы — нормальный автомобилист, раз своими руками всю машину делали
—Да.
—Тогда мы можем продолжать разговор, как два автомобилиста.
—Конечно.
—Вот, пожалуй, главный вопрос: считаете ли вы возможным наводить порядок на дорогах, принимать законы, обязательные для выполнения 99% граждан страны, оставив 1% «неприкасаемых вы знаете, о чем я говорю — НАД законом?
—Моя позиция простая, и пускай кто‑нибудь не подумает, что меня это не касается, так как я лицо охраняемое: сопровождение ГАИ и прочее. На самом деле должно быть 100-процентное исполнение законов. Вы знаете, что когда едет кортеж президента или премьера и дорога освобождается это необходимо. Я реально могу сказать и поверьте это не от того, что нравится с шиком прокатиться график и режим, и постоянный цейтнот этого требуют. Вот у меня и Бориса Грызлова есть сопровождение ГАИ, но я стараюсь, и мои, так называемые, прикрепленные ребята это знают: любая частная поездка и я говорю все, ребята, ГАИ впереди едет, но без маячков, спокойно, в общем потоке, чтобы никого не пугать, не шарахаться.
То, что развелось огромное количество этих спецсигналов
—И спецномеров.
—Да, во‑первых, они у кого надо и у кого не надо. А во‑вторых, даже у кого и надо их слишком много. Ну, хорошо, пускай там какая‑то особая машина будет отмечена, но давайте мы для них же установим тоже правила. Кстати, в правилах сказано, что машина со спецсигналом может нарушить, но при этом должна убедиться, что все водители в данный момент ее видят и показывают это либо поворотником, либо своими действиями, что да, они ее увидели, они уступают дорогу.
Кстати, по сути мы с вами и познакомились по этому поводу Да, Олег Щербинский не видел и не мог видеть «Мерседес» Евдокимова. Это моя точка зрения, потому что я был на этом месте аварии, буквально этой осенью ездил в республику Алтай. Я остановился, и местные гаишники мне все очень подробно рассказали. Рассказали правдиво, как есть, и я делаю вывод, что ну, о покойных у нас говорят либо хорошо, либо ничего, но тем не менее, я думаю, что, кроме того, что виновата местная милиция, которая не дала губернатору сопровождения, виноват еще и водитель губернаторского «Мерседеса», который не учел всех обстоятельств. Поэтому, пользуясь случаем, еще раз хочу сказать — считаю, что суд был несправедлив, что были нарушены законные права Олега Щербинского. Надеюсь, что более высокая инстанция все‑таки по справедливости и по закону рассудят это дело.
Вы знаете, что я написал письмо генеральному прокурору с просьбой, имея возможность прокурорского надзора, еще раз посмотреть, изучить это дело по закону и вмешаться. Понятно, что если идет скорая или пожарная это один случай. А вот эти, так называемые, машины, которые возят чиновников, для них необходимо ограничить скорость, ввести определенные правила, где что‑то можно, а где категорически нельзя.
—Сергей Михайлович, так думают все, а законодательное собрание собирается что‑нибудь предпринимать?
—Вы знаете, в том числе после этой трагической истории, в Совете Федерации и в том числе в комитете по обороне и безопасности мы готовим, рассматриваются у нас разные предложения. Дело в том, что у нас правила дорожного движения законом не принимаются, они принимаются распоряжением правительства. В этой связи я думаю, что мы будем обращаться туда и готовить такие предложения. А вот с точки зрения спецмашин, может быть, и надо принять какой‑то даже федеральный закон на эту тему и показать в том числе и депутатам Государственной Думы, и нашим членам Совета Федерации, что мы понимаем опасность для многих водителей и для людей наличие таких исключений из правил, если мы думаем о человеческой жизни и в том числе о человеческой судьбе, применительно уже к Олегу Щербинскому. Потому что судьба его изломана, я представляю, что человек испытывает буквально в эти минуты и все эти месяцы после случившегося. Поэтому надо принимать то или иное решение. У нас в окончательном виде, скажу честно, на сегодняшний день ничего нет. Мы встречались с Виктором Николаевичем Кирьяновым и обсуждали эти вопросы. Он тоже считает, что какой‑то порядок должен быть во всем, в том числе для таких машин.
—Сергей Михайлович, известно, что наши машины по качеству не особо отличаются в лучшую сторону может быть, нам не производить собственные автомобили, а пользоваться продукцией мирового Автопрома?
—Я думаю, что можно. Только не покупая за рубежом, а производство перенося сюда, что мы, собственно, и видим с «Фордом» в Ленинградской области, «Тойота» там же будет, в Таганроге я там был кстати, я на многих автозаводах был. Во‑первых, это рабочие места, во‑вторых, это Но моя точка зрения нам все‑таки нужен наш, отечественный Автопром. Россиянам, большинству россиян нужна надежная, легкая в эксплуатации, легкая с точки зрения купить запчасти и надежная машина, и доступная по цене.
—То, что вы перечислили производство иномарок на российской территории это во многом отверточное производство, когда комплектующие производятся вне России.
—Да, к сожалению, это так, да.
—Но это путь, который позволяет быстро насытить спрос на качественные автомобили. А теперь пора взяться за отечественный Автопром.
—Пора, да. И то, что у нас с ВАЗом происходит, с ГАЗом это печально, но нужно стараться, нужно идти вперед. Вообще мысль о том, что мы откажемся от своих машин это неправильный путь, должен быть, все‑таки, свой Автопром.
—Почему, на ваш взгляд, Россия так отстала от европейских стран в области безопасности дорожного движения? И по смертности на дорогах мы находимся в группе африканских стран.
—К сожалению, это так. Здесь, наверное, много причин и статистика печальная: если во всем мире в год примерно два миллиона человек гибнет в ДТП, то 300 тысяч из них это Россия. Конечно, это огромные, страшные цифры и вы знаете, кроме того, что я председатель Совета Федераций, я возглавляю партию жизни. И у нас вопрос демографии ключевой. И когда мы видим, что ежегодно население нашей страны уменьшается на 700 тысяч человек, потому что смертность выше, чем рождаемость, — в том числе и преждевременная смертность от ДТП там чуть ли не первом месте стоит, — то это страшно.
Конечно, нужно наводить порядок. В чем мне представляется проблема? Может быть, я сейчас скажу непопулярные слова для автомобилистов, но мне кажется, что нужно более предметно и в чем‑то даже более жестоко подходить к нарушителям дорожного движения. Давайте по штрафам посмотрим, на примере зарубежных стран. В Англии въезд под запрещающий знак 920 долларов штрафа. В Японии 420. В Израиле, если вы не остановились на знаке «Стоп», а проехали этот знак все: вас лишают прав пожизненно. Сурово? Сурово. Но я думаю, что за этой суровостью в конце-концов забота о человеческих жизнях как автомобилистов, так и ни в чем не повинных пассажиров. И законодатель здесь может и должен сказать свое слово. В том числе и по ужесточению правил дорожного движения.
Но я бы еще одну тему поднял, и думаю, что все автомобилисты со мной согласятся. Каждое второе ДТП — с водителем, у которого стаж меньше года. Каждое третье у водителей со стажем до трех лет. Мы же знаем сейчас в стране 8000 автошкол
—Вот начинать откуда надо.
—Конечно, давайте мы правду скажем: многие просто права покупают.
—Они стали, по сути, посредниками при получении прав.
—Да-да, абсолютно верно!
—Сергей Михайлович, а опыт Николя Саркози, министра внутренних дел Франции вам знаком? Когда буквально за несколько месяцев французы сумели снизить количество жертв на дорогах на треть. Путем жестких мер и применения техники.
—Да, я думаю, что пример Франции здесь очень уместен для нас, потому что там — роботы-радары с видеокамерами, которые установлены на любом отрезке, где есть ограничения скорости. И превышение скорости автоматически фиксируется, фотографируется, все это идет в общую систему-картотеку. Автоматически, в течение нескольких секунд. Человек нигде не участвует, автоматически видеокамера зафиксировала, сфотографировала номер, зафиксировала, какое нарушение, на сколько километров, где, время, дату, место пересылает все это в картотеку. Через несколько секунд адрес нарушителя известен. Автомат печатает штрафную квитанцию, автоматически посылает ее на почту и вот только уже почтальон, вживую, идет по этому адресу и приносит штраф. И интересная ситуация — штраф за нарушение скоростного режима 135 евро. И дальше, мне это очень понравилось такой тонкий психологический ход: если нарушитель в течение семи дней штраф оплачивает, то он уже платит не 135, а 90. А если любой день после семи, то эти 135 начинают очень быстро в прогрессии расти.
—Последний вопрос, Сергей Михайлович. По просьбе большого количества автолюбителей и профессионалов-автомобилистов. Очень плохой бензин у нас в России. Причем такой плохой, что треть бензина в Москве не выдерживает никакой критики. Что же говорить о регионах? Что‑нибудь с этим можно сделать?
—Три предложения от Совета Федераций, над которыми мы сейчас работаем: первое акцизы за качественный нефтепродукт уменьшать. Понятно, да? То есть высокая перегонка, высокое качество и чем выше качество, тем ниже акцизы. То есть, чтобы была прямая выгода для нефтяных компаний. Второе необходимо, конечно, отменить пошлину на ввоз современного технологического оборудования для нефтеперегонных заводов, чтобы они могли действительно качественный бензин производить и
— И увеличить, кстати, выход бензина из тонны сырой нефти.
—Конечно, конечно, у нас очень низкая переработка. И третье штрафовать и жестко штрафовать нефтяные
—Штрафы не помогают, Сергей Михайлович.
—Знаете, штрафы не помогают, когда штраф 10 тысяч рублей, значит, это тьфу. А если сделать штраф такой, чтобы больно бил по карману
—А если при повторных нарушениях лицензию отбирать?
—Тоже можно, тоже можно. Но, кстати, есть и такая идея, это наверное, четвертое предложение на самом деле более, чем уместно создать специальную федеральную службу, которая бы работала только по качеству бензина. Все.
—Спасибо, Сергей Михайлович все вопросы исчерпаны, вы на все ответили. Спасибо от автолюбителей, от Авторадио, от всей нашей аудитории.
—Всем удачи на дорогах и соблюдайте правила дорожного движения, берегите свою жизнь, вы все нужны семьям, родным и близким. И не дай Бог, что еще и чья‑то жизнь пострадает, поэтому будьте внимательны на дорогах!