ТЕЛЕЭФИР
REN TV, «24» — ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА, 15.12.2005, 19:30
ВЕДУЩИЙ: Сегодня Верховный суд Северной Осетии принял неожиданное для многих решение. Он отказался приобщить к делу Нурпаши Кулаева доклад комиссии республиканского парламента по расследованию теракта в Беслане, а также вызвать в качестве свидетелей президента республики Мамсурова и заместителя генпрокурора России Фридинского. Судьи согласились с доводами прокуратуры о том, что материалы, представленные парламентской комиссией, не могут служить доказательством по данному делу, а Мамсуров и Фридинский не являются свидетелями действий террористов. Сегодня же глава федеральной парламентской комиссии по Беслану Александр Торшин сообщил, что результаты ее работы будут обнародованы 28 декабря. При этом Торшин подчеркнул, что это не окончательный доклад. Для завершения расследования необходимы результаты еще трех экспертиз.
Александр ТОРШИН, вице-спикер СФ РФ, председатель парламентской комиссии по расследованию теракта: Мы планировали вообще‑то закончить в этом году, но не дождались вот этих документов, а без них не получается. Теракт такого масштаба, как беслановский, уникальный по жестокости и по замыслу, уникальный по исполнению, конечно, требует более тщательного расследования. Мы увидели доклад комиссии Северной Осетии — Алании. Не буду его сейчас критиковать.
ПЕРВЫЙ КАНАЛ, НОЧНОЕ ВРЕМЯ, 15.12.2005, 23:40
ВЕДУЩИЙ: 28 декабря парламентская комиссия представит доклад о предварительных результатах расследования прошлогоднего теракта в Беслане. Об этом сегодня сообщил председатель комиссии, сенатор Александр Торшин. Однако о скором завершении работы комиссии говорить пока не приходится. Парламентариям предстоит изучить еще много документов, которые помогут пролить свет на бесланскую трагедию.
Александр ТОРШИН, заместитель председателя СФ: У нас не хватает целого ряда документов, трех важнейших экспертиз, не хватает также информации, которая, возможно, поступит суда над Кулаевым, не хватает информации, которая еще не поступила из архивов Масхадова и Абудзейтова. Мы считаем, что без этих важных экспертиз и без этих материалов мы не можем делать обоснованные выводы.
ТВЦ, СОБЫТИЯ, 16.12.2005, 00:20
ВЕДУЩИЙ: В качестве послесловия одна из версий появления этих заявлений президента об иностранных банках. Перспектива вступления в ВТО предполагает равные условия работы в России иностранных и российских банков, иначе говоря, честной конкуренции. Российское банковское сообщество, привыкшее обогащаться на банковских пирамидах, типа ГКО, когда‑то, максимум на что способно сейчас — это частное кредитование и кредиты для уже действующих предприятий. Оно категорически не желает кредитовать вновь создающиеся предприятия чем, собственно, занимаются западные банки. А именно это проектное финансирование и есть база для благополучия государства. Без него две трети активного населения страны не могут начать свое дело и, значит, об экономическом прорыве можно забыть. Но банкиров это не волнует и они рассказывают президенту страшные истории о том, что если иностранный капитал придет в Россию, то он обязательно будет финансировать оппозицию и террористов. Странный довод. Все эти годы в стране не было филиалов иностранных банков, а теракты не прекращались.
КОРР.: Журналистов в Совете Федерации собрали, чтобы сообщить: в полдень 28 декабря в доме №19 по Новому Арбату их соберут снова, чтобы сообщить, что парламентская комиссия по расследованию причин Бесланской трагедии снова ничего не расследовала.
Александр ТОРШИН, председатель парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане: Там будет рассказано о том, какие действия были предприняты, кто заслушан, какими материалами комиссия располагает, какими не располагает. Очень много обстоятельств мешает работать. Прежде всего, у нас не хватает целого ряда документов трех важнейших экспертиз.
КОРР.: За год работы в комиссии было всякое: ее создали, ее всем показывали, 11 человек даже съездили в Беслан, походили по разрушенной школе, но главное — ее члены научились виртуозно ничего толком не отвечать на любые вопросы, даже о смысле работы своей комиссии, которая за год так и не смогла не только выяснить кто виноват в произошедшем, но даже не получила необходимых ей документов.
Александр ТОРШИН, председатель парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане: Мы планировали, вообще‑то, закончить в этом году. Но я говорю о том, что не дождались вот этих документов, а без них не получается. Понимаете, даже когда две машины на улице столкнутся, и то экспертиза нужна. Представьте себе теракт такого масштаба.
КОРР.: То, что коллеги сенаторов в Северной Осетии работу уже давно закончили, их совершенно не удивило. Эту работу не то, чтобы критикуют, но говорят, что документ, готовящийся в Совете Федерации, будет принципиально другим. По форме. Будет больше, объемнее и вообще значимее. Вот только когда будет — не скажут. Кто виноват — не назовут. Как сообщил Торшин, на мелочи комиссия не отвлекается: копают глубже, ищут причину терактов вообще и кому все это нужно, тоже оставят в секрете. Жители Беслана, по крайней мере, уже попросили членов комиссии не приезжать — не видят смысла.
Вера Кузьмина, Дмитрий Скворцов, Михаил Бойко, ТВЦ.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕССА
ПРАВД О БЕСЛАНЕ МНОГО. , Российская газета, 15.12.2005, №282, Стр. 1
Борисов Тимофей
Парламентская комиссия стремится установить истину, считает ее председатель Александр Торшин
СЕГОДНЯ НА ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ комиссии по БЕСЛАНУ АЛЕКСАНДР ТОРШИН НАМЕРЕН ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
Российская газета: Александр Порфирьевич, парламентское расследование близится к завершению. Как глава комиссии вы выяснили для себя, кто из чиновников и целых ведомств конкретно виноват в случившемся?
Александр Торшин: Вина за самый кровопролитный теракт в российской истории лежит на террористах. Исполнители уничтожены. Но главные убийцы — заказчики и организаторы — еще ходят по земле. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы они ответили за свои злодейства. Точка. Забывать об этом не надо, как не надо смещать акценты и передергивать факты. А то уже дошло до того, что про террористов никто и не вспоминает. Как будто они 1 сентября пришли в школу не с оружием и взрывчаткой, а с цветами на День знаний. Если разговор сегодня заходит о виновных, то их ищут только среди силовых ведомств.
РГ: Вина террористов очевидна, но только ли их?
Торшин: Нет, конечно, и это прозвучало в частности, в докладе Кесаева, который возглавлял североосетинскую парламентскую комиссию по расследованию теракта. Раз погибло столько детей, то вина власти безусловна.
РГ: За противодействие терроризму отвечают конкретные силовые структуры.
Торшин: У нас есть вертикаль власти, но нет вертикали исполнения нормативных актов. 24-го августа 2004 года, если я не ошибаюсь, Нургалиев дал телеграмму: <Обеспечить День знаний усилением>, и 31-го Чекалин продублировал ее: <Обеспечить охрану…>. Результат — одна из телеграмм вообще до Правобережного РОВД не дошла. Нет ее, как будто не было. А в результате обе схемы охраны школы не выполнены. По одной схеме школу должны были охранять 5 человек, по другой — 4. Вышли два человека, и то один где‑то болтался. После дал показания, что расстрелял две обоймы и побежал за подмогой. Лукавит, наверное. Или стрелять не умеет. В результате оказалось, что охрану школы осуществляла одна женщина-милиционер, которая туда пришла без пистолета и попала в заложники.
РГ: Кто же тогда стрелял по террористам в первые минуты захвата?
Торшин: Стрелял один парень не из робкого десятка, который оказался там совершенно случайно. Он из оперсостава, был на больничном, но взял с собой пистолет. Во время захвата просто проходил мимо.
РГ: Хорошая привычка ходить с оружием.
Торшин: Я как‑то поднял эту тему в одной из телепрограмм, предложил: дайте возможность офицерам запаса носить табельное оружие. Но многие считают, что нельзя.
РГ: Скажите, перед вами как перед руководителем комиссии и перед комиссией в целом стоит дилемма — обнародовать в будущем докладе истину или не навредить? Понимаете, о чем я говорю?
Торшин: Понимаю. Мы заинтересованы в правде. Но какой? Поясню, мы могли бы не работать с огнеметами. Для этого есть прокуратура и следствие. Работа комиссии заключается в анализе причин и выработке рекомендаций, чтобы подобной трагедии не повторилось. В этом наша задача и одновременно самое слабое место. Ведь посмотрите, 13 сентября 2004 года президент РФ издал указ, в котором четыре конкретных порученческих пункта по усилению борьбы с терроризмом. Как вы думаете, сколько из этих пунктов выполнено на сегодняшний день? Полностью — ни одного. Так что мы хотим тогда от этих выводов?
РГ: И все же общество ждет, что комиссия назовет конкретных виновных.
Торшин: Почему общество так заинтересовано в наказании виновных чиновников, а не аресте, скажем, заказчиков и организаторов теракта? Басаев‑то еще на свободе, и неизвестно, не планирует ли он новое злодеяние. Вот какие претензии следовало бы предъявлять к силовикам, хотя объективно поимка главарей террористов всегда очень сложна. Сколько американцы уже ловят бен Ладена, но пока безрезультатно. Кроме того, я не согласен с точкой зрения, что никто не наказан. Уволен министр внутренних дел республики Казбек Дзантиев, начальник УФСБ Валерий Андреев. Уволен заместитель директора Владимир Анисимов. Скоро будут судить осетинских и ингушских милиционеров за халатность. А сколько еще тихих отставок в недрах спецслужб, о которых мы не знаем. Еще целый ряд людей пониже рангом тоже были наказаны.
РГ: Как вы думаете, последуют ли еще наказания и отставки после опубликования итогового доклада комиссии?
Торшин: Это прерогатива Верховного главнокомандующего. Хотя произошедшее — совсем не черно-белая картинка. Вот матери Беслана говорят, что по школе стреляли танки, огнеметы… Но разве отцы Беслана по школе не стреляли? Стреляли. Жители города, которых называют ополченцами, тоже вели огонь по школе, хотя они говорят: «Нет, мы стреляли по террористам». Да, но ведь, как говорят, пуля дура, она могла попасть не только в террористов, но и в детей, спецназовцев… Или вопрос с огнеметами. Давайте раз и навсегда снимем его. 21 сентября члены комиссии впервые приехали в Беслан. И уже 22-го в Беслане мы запротоколировали шесть контейнеров от огнеметов. Копия этого протокола у меня есть. Пускай кто что хочет говорит, хотя меня это первенство не радует. И мы сразу поставили вопрос так, что мы это скрывать не будем.
РГ: Каким образом будет обнародован доклад комиссии? Вы выйдете на трибуну, зачитаете, опубликуете его в «Российской газете» или передадите в информагентство? Как это будет?
Торшин: После того как текст доклада будет подписан всеми членами комиссии, он может быть опубликован в том числе и в «Российской газете».
РГ: Решение о публикации доклада будет только за комиссией?
Торшин: Да.
РГ: Много говорилось, что члены комиссии должны провести отдельную встречу с президентом.
Торшин: Мы намерены встретиться с президентом. Но сделаем это, когда работа комиссии будет почти закончена, чтобы идти, когда будут на руках все результаты и выводы.
РГ: А почему работа комиссии носит изначально закрытый характер? Вы боитесь утечки информации или правды?
Торшин: Закрытый характер работы комиссии полностью себя оправдал. Комиссия работает с версиями. Версий прошло через комиссию огромное количество. В том числе и тех, которые могли бы вызвать социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями. А потом если бы версия не подтвердилась, поздно было бы говорить, мол, извините, мы ошиблись.
РГ: Какого объема будет доклад?
Торшин: Сейчас у нас порядка 280 страниц.
РГ: А вы не лукавите, когда говорите, что, мол, надо дождаться результатов трех недостающих экспертиз и только тогда публиковать доклад? Ведь прокуратура назначила их, насколько известно, только после жалоб матерей Беслана президенту, то есть через год после трагедии. Что можно найти через такое время, тем более что тогда ваши выводы гарантированно совпадут с версией прокуратуры?
Торшин: Лучше поздно провести экспертизы, чем никогда, тем более что проводят их не в прокуратуре. Комплексная ситуационная экспертиза делается группой независимых экспертов. Комплексная пожаро-техническая и взрыво-техническая выполняется министерством юстиции. Я видел этих экспертов. Вряд ли на них можно повлиять. Ребята честные. На прошлом заседании был просто серьезнейший конфликт между экспертами Минюста и представителями Генпрокуратуры. Эксперт говорит свое, Генпрокуратура — свое.
РГ: Можно предсказать, что всех результаты вашей работы не удовлетворят. И в любом случае вы окажетесь под жесточайшим напором критики, независимо от выводов комиссии.
Торшин: Безусловно. По докладу американской комиссии 9/11, расследовавшей теракт 11 сентября, было немало отрицательных заключений. Теперь что касается критики и критиков. Дело в том, что мы все заседания ведем под запись. Видеозапись. Для потомков останется много интересного. Кто что рассказывал, какие показания давал. А всего нам дали показания около 80 официальных лиц, некоторых из них по два раза опрашивали.
РГ: Вы считаете, там есть и их вина?
Торшин: Я имел в виду другое. Я о том, что черно-белых картинок не бывает. В Израиле на похоронах великого человека Симона Розенталя я поговорил с официальными спецслужбами Израиля. Получил интересные комментарии. Вот, например, были упреки, что в Беслане не велись переговоры с бандитами. Мол, вот, помните, как Черномырдин в Буденновске… А мне израильские офицеры говорят: вы что, с ума сошли? С террористами вообще разговаривать нельзя. Ведь в этом квинтэссенция терроризма — шантаж смертью. Любая уступка рождает новые теракты и так до конца, пока террористы не добьются своих целей. Буденновск и Комсомольское породили Хасавюрт. Поэтому у израильтян принцип — руки вверх или огонь на поражение. Потом спрашивают: сколько у вас процентов заложников погибло? Я говорю — 27. Вы бы видели их реакцию. О! Награждать надо. Я растерялся, кого? Ведь наши 27 процентов погибших — это 318 человек, большинство из которых дети! Выясняется, что, по мнению западных спецслужб, при любой террористической акции закладывается количество потерь — сто процентов и любая операция, при которой гибнут меньше 30 процен тов заложников, считается успешной. Это мировая практика.
РГ: Проблема заключается в том, что российское и израильское — это два разных общества.
Торшин: Хотя живем в одинаковых ситуациях. Беда в том, что весь мир быстро делает выводы из своих бед, а мы — нет. Я категорически не согласен с высказываниями, что после Беслана мы проснулись в другой стране. Мы как спали в той стране, так и остались, и нападение на Нальчик — печальное тому подтверждение.
РГ: Вы неоднократно заявляли, что на комиссию нет никакого давления.
Торшин: И сейчас могу заявить то же самое. Что за все это время — год и три месяца — не было ни одного звонка, ни одного вопроса. Даже президент ни разу не высказался относительно работы комиссии.
РГ: Что вас лично в ходе расследования больше всего удовлетворило в работе комиссии?
Торшин: Что расследование комиссии не превратилось в политический базар. А еще я горжусь чисто по‑человечески, что мы старались помочь жителям Беслана чем могли в первые, самые трудные дни, в их безутешном горе. Мы просто встречались с родственниками погибших по 14 – 16 часов в день. И конечно, мы в долгу перед этими людьми. Все вопросы, которые их гложут, все их пожелания к властям мы обязательно постараемся донести в своем итоговом докладе.
РГ: Александр Порфирьевич, в Совете Федерации вы курируете Северный Кавказ. Не раз доводилось слышать, что нужен специальный закон о Кавказе. Нужно ли какое‑то особое законодательство для этого региона?
Торшин: Если коротко, то нужно.
РГ: Что это за закон и каким он должен быть?
Торшин: Он должен быть для Северного Кавказа. Вот только мы еще сами толком не понимаем, что такое Северный Кавказ, где он начинается и заканчивается. Дагестан — это Северный Кавказ. А Ставропольский край? Часть Северного Кавказа? Надо четко определить географические границы и одновременно понять, что мы хотим от Северного Кавказа. Я совершенно согласен с утверждением, что Россия будет прирастать Сибирью и Дальним Востоком, но расти богатство будет на Юге. Как очень правильно говорил в известном фильме товарищ Саахов: Кавказ — это кузница, здравница и житница. Эти слова остаются не только правильными, но и очень актуальными до сегодняшнего дня.
РГ: Правда, судя по дотационности, это бедный регион…
Торшин: Вот это‑то и удивительно. Но что такое бедность для Северного Кавказа? Если смотреть по собираемости налогов и уровню безработицы, то да, бедный. Но вот самый большой объем в стране меняемой наличной валюты — это Дагестан. Самый высокий уровень жилищного строительства — тоже Дагестан. Самое большое количество иномарок на 100 тысяч населения — тоже там.
РГ: Это связано с криминалом?
Торшин: Конечно. Невольно приходится признать, что там вовсю процветает теневой сектор экономики. И дотационные деньги из федерального бюджета уходят, к сожалению, и туда тоже.
Если президент республики говорит, что у него 80 процентов безработных, то это вопрос к нему. А не к ситуации в регионе. Почему у тебя все есть: земля, солнце, вода, масса свободных рук, и у тебя ничего не работает? Интересное дело, как так?
РГ: Тем не менее федеральный центр сейчас предпочитает давать туда приличные деньги. На ваш взгляд, это правильная позиция?
Торшин: Совершенно неправильная. Ситуация в регионе не улучшается. Это позиция тупиковая. Что я имею в виду? Необходим комплексный план развития Северо-Кавказского региона, утвержденный на уровне закона. У нас есть бюджет Российской Федерации, который утверждается в виде закона. Давайте в виде закона утвердим и комплексный план развития Северного Кавказа.
РГ: Но у нас есть план, целый национальный проект, который так и называется — «Юг России».
Торшин: Программа «Юг России» — это моя субъективная точка зрения, не программа вовсе, а перечень «хороших дел» и отдельных инвестиционных проектов. Концептуальных стратегий там нет. А главное, все это не завязано в единый комплекс.
Бюджетное планирование в целом по России страдает одним серьезнейшим недостатком. Нет взаимоувязки конкретных задач. Например, в области сельского хозяйства есть лозунг — увеличить поголовье крупного рогатого скота и избавиться от импорта мяса из других стран. Сказать сказали. Деньги выдали. Дальше что? Надо посмотреть, где это развивать можно, а где это развивать нельзя. Где у нас скотина жить не будет, да и людей уже нет, чтобы там ее разводить, и, наоборот, бюджетные деньги выделять туда, где наиболее оптимальные условия для развития животноводства.
РГ: В ведущих капиталистических странах давно наряду с рынком есть планирование.
Торшин: В условиях рыночной экономики, конечно, тяжелее, чем в условиях плановой строить определенные планы по размещению производительных сил. Но потребность в этом есть, чтобы отдача от государственных проектов была максимально эффективной. Смотрите, большое количество людей, живущих в северных регионах России, нуждается в ежегодном отдыхе. А на Северном Кавказе есть все условия для создания курортов, которые могут быть ничуть не хуже зарубежных. По законам рынка, гражданам России должно быть выгоднее отдыхать на собственных курортах, но мы упорно летаем летом в Турцию, Египет, а зимой в Швейцарию и Андорру.
РГ: Надо сделать так, чтобы курорты Дагестана и Чечни были бы дешевле Турции и Швейцарии.
Торшин: Это понимают все. Но порой выгоднее воровать бюджетные деньги, чем строить. Или начинают вкладывать деньги в мертвые проекты. Вот уже несколько лет как восстановили ТЭЦ в чеченском городе Аргуне, а тепло от нее никому не нужно. Планировали подавать пар на местный мясокомбинат, но его так и не построили. Даже если его запустить, у него сырья не будет, потому что с соседними республиками по мясопродуктам конкуренция дикая. Зато там же, в Чечне, строят сахарный завод. Так это вообще авантюра, потому что его восстановили, даже не поинтересовавшись, что чеченцы давно сахарной свеклы не выращивают. Ее ввозить приходится. А почему нет в Чечне домостроительного комбината? Он же нужен, надо же восстанавливать Грозный, но на его постройку нет денег. Должны быть предусмотрены жесткие санкции за экономические просчеты.
РГ: Полпред президента Дмитрий Козак предлагает вводить в дотационных регионах внешнее управление.
Торшин: Идея внешнего экономического управления была выдвинута года три назад Сергеем Кириенко, хотя именно Козаку сейчас достаются все шишки за это в виде жесткой критики от региональных лидеров. Это ведь не от хорошей жизни придумано. Просто экономическая ситуация в северокавказских республиках настолько критична, особенно в смысле коррупции, что внешнее управление как самую крайнюю меру вводить, конечно, целесообразно.
РГ: Тогда и во всей стране надо вводить внешнее управление, потому что в России коррумпировано все.
Торшин: Борьба с коррупцией ведется пока недостаточно системно. Но если в отдельных регионах взяточников все же ловят, то в Ингушетии, например, за 2004 год статистика свидетельствует: ни одного возбужденного уголовного дела по коррупции. Словно там ее вообще нет.
РГ: То есть вы поддерживаете предложение Козака о внешнем управлении?
Торшин: Поддерживаю.
РГ: Именно в жестком варианте Козака или в смягченном, который на днях предложили сами региональные лидеры? В их трактовке закона должно быть не внешнее управление, а просто из федерального центра приедет человек, финансист, который будет параллельно действовать с лидером региона, а после того как регион выберется из долгов, уедет…
Торшин: Я поддерживаю Козака. Командировки финансовых консультантов, помощников, наблюдателей неэффективны. Что касается денег бюджета, там их есть кому контролировать — Федеральное казначейство, Счетная палата… А вот если региональные лидеры будут знать, что могут лишиться власти, если будут неэффективно хозяйствовать — это уже серьезно и действенно.
РГ: Вы сами для себя, наверное, отвечали на вопрос, как можно эффективно хозяйствовать на Кавказе? Что должно быть основное?
Торшин: На Кавказе должен быть комплекс мер по развитию экономики. Как только мы начинаем говорить о частных проблемах, то неизбежно натыкаемся на общие. Приведу в пример проблему курортов Адыгеи и Краснодарского края. Природные условия идеальные, а административные барьеры не дают развиваться экономике, потому что горнолыжные трассы спуска — на территории Адыгеи, а сами горнолыжные базы можно построить только внизу, а это уже территория Краснодарского края. То есть туристический комплекс Краснодарский край — Адыгея заработает, если соединить трассы и базы в одно целое. Но административно-территориальные препоны не дают этого сделать. В результате туристическая индустрия не работает, накапливается социальная напряженность, растет преступность и экстремистские настроения. Попытались предложить объединить два региона и чуть не получили социальный взрыв. А все потому, что мы себя в России сегодня идентифицируем прежде всего по национальному и конфессиональному признакам. Если спрашивать человека, кто ты, он ответит, что адыг, татарин или русский. Потом может сказать — православный или мусульманин, и лишь с третьей попытки может вспомнить, что он просто гражданин России.
РГ: Но как можно решить проблему Северного Кавказа без межнациональных отношений?
Торшин: Вообще‑то сосуществование многочисленных наций и народностей на территории России — это наше конкурентное преимущество перед другими странами. Эти качества во времена Советского Союза были громадным плюсом. Сколько у нас в стране национальных диаспор, с помощью которых мы могли бы влиять на процессы в их государствах. Была бы нормальная работа, например, с выходцами из Грузии здесь в России, многих проблемных вопросов с Грузией удалось бы избежать. Но мы свое конкурентное преимущество никак не конвертируем в реальную пользу. Наоборот, могучий плюс превратился в не менее могучий минус. Была у нас страна многонациональная, да перешла в другое качество — межнациональное. Если не будет комфортного проживания различных наций на одной территории, может случиться большая беда.
РГ: А такая опасность как раз и есть.
Торшин: Потому что мы межнациональные отношения сейчас низвели до уровня трудовых мигрантов. Вообще, хочется иногда сказать: да отстаньте от босяков этих, которые цемент таскают. Чего привязались? На самом деле от них, трудовых мигрантов, меньше всего неприятностей.У нас неприятности от других. Поискали бы лучше наркокурьеров.
Когда будет целенаправленная работа по укреплению дружбы наций и народностей, по созданию общества, когда все мы — прежде всего граждане России, а уж потом татары, башкиры, марийцы и прочие, вот тогда можно будет говорить о каком‑то прогрессе в национальном вопросе.
РГ: Национальный вопрос сейчас не слишком популярен среди российских политиков.
Торшин: Объяснение очень простое. Межнациональные отношения — это настолько хлопотная и неблагодарная работа, что кроме неприятностей от нее ничего не получишь. Это не нефть, не алюминий, не сельское хозяйство — ни денег, ни карьеры не сделаешь. Министров по делам национальностей меняли раз в год, пока вообще не ликвидировали само министерство.
РГ: А что по этому поводу думает президент?
Торшин: 7 декабря состоялась встреча руководства Совета Федерации с Владимиром Путиным. Президент поддержал нашу инициативу по национальным проблемам, с которой выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В 2006 году будет создана своего рода «площадка» для решения межнациональных проблем на основе Совета Федерации и Совета законодателей. В Совет законодателей входят председатели всех региональных парламентов, которые, кстати, представляют 22 национальности. В Совете Федерации также представлены известные политики из всех регионов. Вместе мы представляем собой голос и интересы большинства национальностей Российской Федерации.
РГ: Вернемся к Северному Кавказу. Насколько сегодня опасна ситуация в этом регионе?
Торшин: Да о чем тут рассуждать. Кавказ — это тот ящик с динамитом, который может в любой момент рвануть. Забудем про царскую Россию, обратимся к новейшей российской истории. Развал СССР как многонационального государства начался с Нагорного Карабаха — выпустили джинна из бутылки. Затем война в Абхазии, осетино-ингушский конфликт 1992 года. На национальном вопросе и религиозном фанатизме стали активно паразитировать террористы, мы пережили чеченскую кампанию 1994года, нападение на Дагестан, вторую контртеррористическую операцию в Чечне. Мы почти выбили террористическую заразу из Чечни, но она расползлась по всему Кавказу — соседним республикам Ингушетии, Дагестану, Карачаево-Черкесии. Почему террористы захватили школу N 1 в Беслане? У организаторов этого чудовищного кровопролития была одна из главных целей, если не самая главная, — спровоцировать новый межнациональный конфликт между осетинами и ингушами. Их замысел не удался благодаря выдержке родственников погибших. Нашей парламентской комиссии со своей стороны также стоило огромных усилий, чтобы не допустить вспышки кровной вражды между народами-соседями. Если мы не будем заниматься решением межнациональных проблем сегодня, то потом будем расхлебывать последствия межнациональных конфликтов. У нас немало таких тлеющих огоньков и немало желающих разжечь огонь.
РГ: Нередко раздаются высказывания типа: а нужен ли нам вообще Северный Кавказ? Взять и отделить Чечню, если они так хотят независимости, и будем жить нормально. Вы поддерживаете такую точку зрения?
Торшин: Конечно, нет. Во‑первых, если брать Чечню, то чеченцы на всенародном референдуме проголосовали в пользу России, и отделяться там хотят единицы. Во‑вторых, мы, конечно, богатые, но чтобы разбрасываться территориями? Северный Кавказ — это жемчужина. Там есть все — металлы, нефть, профессиональные людские ресурсы, промышленная инфраструктура, великолепный климат, теплые моря. В‑третьих, отрезая Северный Кавказ, мы получим, грубо говоря, еще одного бедного родственника. Все равно они от нас никуда не уйдут. Пример Грузии перед глазами. Большой забор мы построить не сумеем. А их экономика и сейчас загнанная, все равно будет ориентироваться на житье-бытье за счет российского бюджета. Поэтому это и политически невыгодно, и экономически, да и стратегически просто ошибочно. Ни в коем случае. К тому же надо иметь в виду, что мы уже «отпускали» Чеченскую Республику и получили нападение на Дагестан плюс весь букет, — начиная фальшивыми банковскими авизо и кончая похищением людей и разборками непосредственно в Москве.
РГ: Судя по вашим ответам, вы вообще не за отделение, а, наоборот, за максимальное укрупнение регионов.
Торшин: Не максимальное, а разумное. Например, Чеченская Республика и Республика Ингушетия, они ведь неспроста раньше были одной Чечено-Ингушской. Умные люди делали. Ингушетия в основном сельскохозяйственная, Чечня по преимуществу промышленная республика.
После того как их разделили, у одних не стало села, у других — промышленности, потому что одним невыгодно стало производить, так как негде перерабатывать, а вторым нечего перерабатывать, потому что нет производства овощей. Теперь мучаемся, хотя сельское хозяйство Ингушетии могло бы быть ориентировано в том числе и на выращивание сахарной свеклы. Сахарная свекла дает четыре рабочих места на один гектар. Тогда и чеченский сахарный завод бы пригодился. Нам нужна единая стратегия, и нужно понимать, что мы хотим получить в стране и каждом регионе в частности, скажем, через 10 – 15 лет. Мне кажется, мы подходим к какой‑то своего рода национальной идее, а национальная идея, я думаю, — совершать осмысленные поступки.
РГ: Что может быть осмысленным поступком по Чечне?
Торшин: Необходим отдельный план, чтобы заложить показатели и изложить план развития этой республики с выходом на конечный результат. Сколько раз слышал о том, что ночью нефтедобыча работает на боевиков, идет спекуляция нефтью, ее воровство. А у нас есть комплексный план развития нефтедобычи и нефтепереработки в Чеченской Республике?
РГ: План есть у Рамзана Кадырова, причем простой — всю нефть передать из федеральной подведомственности в республику.
Торшин: Для того чтобы нефтекомплекс работал, мало передать права собственности. Необходима квалифицированная рабочая сила, которая в республике пока еще есть. Но в целом с кадрами у нас беда. Квалифицированной рабочей силы в России, как говорит Николай Иванович Рыжков, а я ему верю, всего 5 процентов. Сварщика, жестянщика, кровельщика не найти. После того как систему ПТУ отдали на региональный уровень, система рухнула. Уверен, если сейчас кто‑то из молодых активных бизнесменов додумается создать частные ПТУ, обогатится сказочно. Но мы сейчас должны понимать: нужны специалисты. Их надо учить. Кстати, процесс стихийно все равно идет. Вы посмотрите, какое большое количество чеченцев учится в Губкинском институте нефти и газа. Там конкурс потрясающий. А это говорит о многом.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ. , Россия, еженедельник, 15.12.2005, №051, Стр. 1
«… угадайте, сколько выполнено пунктов из так называемого бесланского указа президента РФ, который был подписан Путиным сразу после теракта? Ни одного».
Александр ТОРШИН, заместитель председателя Совета Федерации, глава Комиссии по расследованию террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года
НЕОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД ПО БЕСЛАНУ, Время новостей, 16.12.2005, №235, Стр. 1
Председатель парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин выступит с докладом о работе комиссии 28 декабря, сообщает ИНТЕРФАКС. Это будет неокончательный доклад, и комиссия продолжит свою работу. «Доклад не может быть окончательным без трех экспертиз — пожарной, повторной взрывотехнической и комплексной», — считает председатель комиссии. Кроме того, он отметил, что дополнительные данные могут поступить из суда над единственным оставшимся в живых участником захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаевым, а также из захваченных архивов Аслана Масхадова и Абу-Дзейта.
«ОПЕРАТИВНО ВЫДВИНУЛСЯ К МЕСТУ ПРОИСШЕСТВИЯ И ДОЛОЖИЛ РУКОВОДСТВУ». , Коммерсантъ, 16.12.2005, №237, Стр. 6
Фарниев Заур
Руководитель оперативного штаба в Беслане пришел в суд
Вчера в Верховном суде Северной Осетии продолжился процесс по делу единственного оставшегося в живых террориста Нурпаши Кулаева. Были допрошены четыре свидетеля обвинения. Показания дали бывший руководитель УФСБ Северной Осетии Валерий Андреев, заявивший, что у оперативного штаба не было руководителя до 2 сентября, глава МЧС республики Борис Дзгоев, заявивший, что генерал Андреев не пускал пожарных к горевшей школе, а также участковый милиционер и осужденный за терроризм.
«Люди высказывали эмоции в адрес ингушского народа»
Напомним, что в прошлый вторник, когда не состоялось очередное заседание суда, потерпевшие во главе с лидером бесланских матерей Сусанной Дудиевой потребовали явки в качестве свидетелей бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова и экс-начальника УФСБ республики Валерия Андреева. Вчера в суд явился лишь один из них — Валерий Андреев. Господин Андреев рассказал, что как только узнал, что произошло в Беслане, он «оперативно выдвинулся к месту происшествия и доложил о нем руководству ФСБ».
— В ПТУ, где мы находились 1 сентября, было принято решение об усилении блокирования, — рассказывал свидетель.- Обсуждался вопрос о ведении переговоров и поставлена задача перед нашим штатным переговорщиком. Кроме того, была поставлена задача по установлению точного количества заложников.
Однако, судя по рассказу генерала Андреева, ни того, ни другого сделать не удалось: боевики не выходили на переговоры, а точное количество заложников так и осталось неизвестным до окончания штурма.
— Из школы поступила записка, в которой боевики требовали Дзасохова, Зязикова, Рошаля и Аслаханова в качестве переговорщиков , — продолжал свидетель Андреев.
— Все другие попытки переговоров бандиты отвергали и при попытке приблизиться к школе открывали огонь на поражение.
Контакт с террористами был установлен только после того, как они с одной из заложниц передали записку с номером телефона.
— Второго числа в переговорный процесс вступил Аушев (бывший президент Ингушетии Руслан Аушев.- «Ъ»), — вспоминал Валерий Андреев.- Боевики обеспечили его проход к школе, и некоторое время он с ними общался. Вместе с ним из школы вышли 26 заложников.
— А когда был создан оперативный штаб? — спросил у свидетеля гособвинитель Аслан Черчесов.
— 2 сентября в 14.45 пришел нормативный документ о создании штаба и назначении меня его руководителем. До этого времени действия в основном координировал президент Дзасохов.
Валерий Андреев показал, что среди вариантов предполагаемых действий был «вопрос о компенсации за всех заложников и Гуцериев (глава „Русснефть“ Михаил Гуцериев.- „Ъ“) готов был предоставить на это свои средства»; кроме того, рассматривался и вопрос «выезда террористов с места захвата после освобождения заложников». Для этого были подготовлены автобусы.
— Второго ночью мы затронули вопрос о вывозе тел погибших из школы, — рассказал Валерий Андреев.- Террористы согласились, и третьего с утра разговор был продолжен. Около 11 часов они дали согласие. Был организован инструктаж сотрудников МЧС, найдена подходящая машина. Но при попытке погрузить первое тело раздался взрыв. После него вышедший нашим людям навстречу боевик вел себя спокойно и лишь после второго бросился внутрь школы. Из здания начали выбегать дети, а террористы открыли по ним огонь на поражение. Тогда мной был дан приказ о начале операции по освобождению заложников.
Валерий Андреев поделился своими предположениями относительно цели террористов.
— Мы предполагаем, что одним из возможных планов террористов было разжечь в очередной раз осетино-ингушский конфликт. Были данные, что некоторые люди высказывали эмоции в адрес ингушского народа и готовы ответить соответствующими действиями. Угроза была реальной.
— О чем говорил Аушев с боевиками? спросила одна из потерпевших.
— Ему было высказано требование, которое не может являться объектом переговоров, — отчеканил Валерий Андреев.- О выводе с территории Чечни войск и о выходе ее из состава России.
— А почему вы говорили, что заложников 354? — снова спросили из зала.
— Мы понимали, что заложников больше, но это были лишь наши догадки. Все наши дальнейшие действия мы планировали, исходя из этой цифры.
— Почему начали стрелять танки? — задал вопрос один из потерпевших.
— Поступила информация, что заложников в школе больше нет и что для уничтожения боевиков и подавления их огневых точек необходимо использовать тяжелую технику.
Отвечая на вопрос, почему на переговоры не пошли все четверо, кого требовали террористы, Валерий Андреев ответил:
— Мы не могли найти одного из них — Зязикова.
В разговоре с Аушевым террористы сказали, что посредником на переговорах может выступить Масхадов, — продолжал господин Андреев.- Гуцериев и Дзасохов вышли на связь с Закаевым, который находится в международном розыске, и он после колебаний согласился поговорить с Масхадовым. Но больше на связь он не выходил.
«На момент начала пожара живых в школе не оставалось»
Следующим на допрос был вызван глава МЧС Северной Осетии Борис Дзгоев, которого многие из потерпевших обвиняют в том, что из‑за нерасторопности его подчиненных при тушении пожара заложники сгорели заживо. Однако министр так не считает.
—После 14.50 3 сентября начала поступать информация, что в школе начал обваливаться потолок, — рассказал господин Дзгоев-Но на момент начала пожара живых в школе не оставалось. В15.10 поступила команда на выезд пожарных бригад, и уже через 20 минут пожар был локализован. Мы потушили пожар за 30 минут, и никаких проблем ни с водой, ни с машинами у нас не было.
Представитель интересов потерпевших Сослан Кочиев после этих слов свидетеля задал вопрос Эдуарду Багаеву — одному из потерпевших, принимавших участие в эвакуации заложников из горящей школы, и тот опроверг показания министра.
—Два пожарных шланга были закинуты в гимнастический зал и не доставали до спортзала, — рассказал потерпевший Багаев.
— Если бы они доставали, мы бы сами этот пожар потушили. Мы забегали в зал и выносили детей, горящих заживо. Так что ваши слова, что на начало пожара в спортзале не было живых, — неправда.
— Это не мои слова, это говорят заключения судмедэкспертов, — заявил в ответ господин Дзгоев.- Я не согласен с Багаевым! То, что говорит Багаев, это что — факт?
В зале раздались возмущенные выкрики потерпевших, которых с трудом успокоил судья Тамерлан Агузаров. Борис Дзгоев между тем продолжил свое выступление. На этот раз он опроверг слова свидетеля Андреева, заявившего ранее: «Исходя из того, что пожарные прибыли с опозданием, получается, что член штаба, министр МЧС Северной Осетии Дзгоев, наверное, свои полномочия не выполнил».
— Расчеты выдвинулись сразу же и приступили к тушению. Раньше они выдвинуться не могли, потому что не было соответствующей команды, — подчеркнул глава МЧС.
А команду о тушении ему, как выяснилось, давал начальник оперативного штаба генерал Андреев.
— Раньше они пойти не могли, потому что их бы не пустили. Люди пошли добровольно, потому что шла стрельба. За Бес-лан ни один пожарный деньги не получил, была сделана выплата только семье погибшего сотрудника МЧС, посмертно награжденного орденом Мужества, — закончил свидетель.
«Гуражев, может, вы сопроводили террористов?»
Когда суд вызвал для дачи показаний майора милиции Султана Гуражева, которого, по материалам дела, боевики захватили в селении Хурикау и на его машине сопровождали ГАЗ-66 с основной группой, в зале раздались крики.
— Не поворачивайся к нам — это все такие ингуши, как ты, сотворили! Сволочь!
Судье Агузарову едва удалось успокоить потерпевших.
Свидетель Гуражев рассказал, что 1 сентября 2004 года в 7 часов утра он ехал в Моздок, когда увидел въезжающую в село неизвестную ему машину ГАЗ-66.
— Я догнал ее и спросил у водителя, куда он едет, — сообщил свидетель.- Он не ответил. И тут сзади ко мне подбежали люди в камуфляже и в масках и закинули меня в мою же машину. Вместе со мной сели четверо. Один из них на вайнахском языке приказал забрать у меня оружие. Машина тронулась, а за ней и ГАЗ-66. Я не знал, где мы и куда меня везут. Но на большом бесланском мосту я понял, где нахожусь.
Султан Гуражев рассказал, что, когда машина остановилась, раздались выстрелы и два бандита, между которыми он сидел, бросились наружу. Тогда он воспользовался случаем, выпрыгнул из машины и, забежав в один из домов, позвонил в милицию и сообщил о случившемся.
— Почему они вас прямо там, где захватили, как говорится, не порешили? — спросила у свидетеля гособвинитель Мария Семисынова.
— Дорогу они сами знали, машину забрали. Там (среди террористов.- «Ъ») ваши родственники были?
— Не знаю, — ответил свидетель.
Тогда Сусанна Дудиева озвучила показания свидетельницы, которая утверждает, что видела майора Гуражева за рулем, а рядом с ним «сидел мужчина в гражданском».
— Не было такого! — ответил ей свидетель Гуражев.
— Гуражев, может, вы сопроводили (террористов.- «Ъ»)? — тихо спросил судья Агузаров.- Впереди вас видели, на переднем сиденье.
— Я не знаю, как это доказать, но меня там не было, — сказал майор.
Тогда судья обратился к подсудимому.
— Кулаев, что говорили о Гуражеве боевики?
—Я слышал, что он ушел или убежал, — ответил Нурпаши Кулаев.- Что‑то говорили, что он чей‑то то ли знакомый, то ли родственник. Сейчас точно не помню.
«Я три месяца у Ямадаева охранником был»
В конце заседания Тамерлан Агузаров вызвал последнего на вчерашний день свидетеля — отбывающего пожизненное наказание за организацию взрыва в Моздоке автобуса с персоналом военного аэродрома, Рустама Ганиева.
— Знакомы ли вы с подсудимым? — спросила его гособвинитель Мария Семисынова.
— Знаком? С ним лично не знаком. Я у них дома жил почти год. Знаком с его братом Ханпаши (он был убит в бесланской школе.-»Ъ»).
— А брата откуда знаете?
— На войне вместе были.
— А дома у них было оружие?
— Дома не было. У Ханпаши был пистолет и гранаты.
Тогда Мария Семисынова огласила показания, где свидетель Ганиев рассказывает о том, что оба брата Кулаевых были боевиками.
— Что вы обманываете?! — почти закричал свидетель Ганиев.-Я такого никогда не говорил!
— Ганиев! — повысил голос судья.
— Ну явно обманывает она, — смягчился свидетель.- Читать не умеет, наверное…
Задать вопрос свидетелю попросил подсудимый.
— Ты когда‑нибудь слышал, что я был боевиком?
Оружие у меня было?
— Нет, не видел, — ответил Рустам Ганиев.
— Так вы, Кулаев, переводчиком, что ли, в школу пришли?-спросил судья Агузаров.
— Нет, меня туда привезли, потому что я три месяца у Ямадаева (кого из трех авторитетных в Чечне братьев Ямадаевых, получивших звания Героев России за вторую чеченскую войну, имел в виду подсудимый, так и осталось неизвестно.- «Ъ») охранником был. Когда Ханпаши с Басаевым был, я был у Ямадаева, а потом еще документы готовил, чтоб к Кадырову поступить…
Следующее заседание пройдут во вторник. «Ъ» продолжит следить за процессом.
***
Комиссия по Беслану отчитается начерно
Вчера в Совете Федерации прошло очередное заседание совместной комиссии СФ и Госдумы по расследованию теракта в Беслане. Как сообщил ее председатель, вице-спикер Совета Федерации (СФ) Александр Торшин, комиссия обнародует доклад о своей работе 28 декабря. Однако эти выводы не будут окончательными: комиссия продолжит свою работу, так как на сегодняшний день «нет результатов трех важных экспертиз — технико-пожарной, пиротехнической и ситуационной» и информации из архива лидера сепаратистов Аслана Масхадова. Отчет о работе комиссии, по словам ее председателя, прозвучит в открытом режиме, и его смогут услышать «все желающие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и представители общественных организаций».
Напомним, парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств трагедии в Беслане была создана в сентябре 2004 года. В нее вошли 11 членов СФ и 10 депутатов Госдумы. Работа комиссии проходила в закрытом режиме. Предполагалось, что ее доклад будет опубликован весной этого года, но сроки постоянно продлевались: члены комиссии ссылались на то, что в их распоряжении оказываются все новые данные, требующие тщательной проверки. По словам вице-спикера, на сегодняшний день комиссия допросила 48 чиновников федерального уровня, и черновик доклада уже содержит 248 страниц. На вопрос журналистов, отличаются ли выводы федеральной и североосетинской парламентских комиссий, вице-спикер ответил лаконично: «У нас была более широкая фактологическая база, чем у осетинских коллег».
Наталья Городецкая
ИСТИНА НЕ ТЕРПИТ СПЕШКИ. , Парламентская газета, 19.12.2005, №224, Стр. 1
Ржешевский Александр
Сроки обнародования «бесланского» доклада вновь отодвинуты
Окончательный доклад по итогам работы Парламентской комиссии по расследованию обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1 – 3 сентября 2004 года не будет обнародован 28 декабря, как планировалось ранее.
Об этом сообщил после очередного заседания комиссии ее руководитель, заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Впрочем, он назвал дату совместного открытого заседания двух палат Федерального Собрания, где будет озвучен промежуточный доклад.
«У нас было очень непростое заседание комиссии, — подчеркнул сенатор. — Были высказаны разные точки зрения. В итоге принято решение — 28 декабря в 12 часов в здании Совета Федерации по адресу Новый Арбат, 19 провести совместное открытое заседание». На нем Александр Торшин и пообещал обнародовать информацию о результатах работы комиссии с 20 сентября прошлого года по 28 декабря нынешнего. После чего комиссия еще продолжит свою работу.
В настоящее время, по словам руководителя комиссии, для того чтобы выйти на окончательный вариант текста итогового доклада, не хватает целого ряда документов. Например трех важнейших экспертиз (пожаротехнической, повторной взрывотехнической и комплексной ситуационной экспертизы). Нет у членов комиссии и материалов суда над Паши Кулаевым, а также информации из архивов Аслана Масхадова. «Без этого мы не можем пока сделать обоснованные выводы», — заявил Александр Торшин.
При этом он заметил, что сегодня обществу не нужны доклады с непроверенными фактами и легковесными выводами. Однако прошли уже год и три месяца с момента начала работы комиссии, а поэтому, по мнению зампреда палаты, общественность имеет право знать, чем занималась комиссия в течение этого времени.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА и ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
48 ЧИНОВНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ ДАЛИ ПОКАЗАНИЯ В РАМКАХ ПАРЛАМЕНТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ, СООБЩИЛ АЛЕКСАНДР ТОРШИН, ИТАР ТАСС, 15.12.2005, 0:00:00
48 чиновников федерального уровня дали показания в рамках расследования теракта в Беслане, которое проводит парламентская комиссия. Об этом сообщил сегодня журналистам председатель комиссии, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. По его словам, предварительные итоги работы парламентариев по расследованию теракта будут обнародованы 28 декабря. «Мы планировали завершить работу в этом году, но не дождались важных документов, а без них невозможно составление полноценного доклада», — сказал Торшин, уточнив, что не хватает, в частности, пожарно-технической, взрыво-технической и комплексной экспертиз. Теракт такого масштаба, отметил председатель комиссии, — уникальный по замыслу и исполнению, и тут требуется более тщательное расследование и более широкая фактологическая база. «У нас за каждой строчкой — документ, показания», — подчеркнул Торшин. На вопрос журналистов о том, последуют ли какие‑либо «кадровые выводы» по результатам работы парламентской комиссии, он сказал, что «пока, не имея на руках текста доклада, вообще трудно говорить на эту тему». Торшин отметил также, что комиссия по расследованию теракта в Беслане начала свою работу в условиях, когда еще не было закона о парламентском расследовании.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ БУДУТ ОБНАРОДОВАНЫ 28 ДЕКАБРЯ, ИТАР ТАСС, 15.12.2005, 0:00:00
Заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин 28 декабря в 12:00 мск выступит с докладом о результатах работы парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Как сообщил сегодня Торшин, выступая перед журналистами в Совете Федерации, «это будет не окончательный доклад, комиссия продолжит работу». Председатель комиссии отметил, что парламентариям не хватает целого ряда документов и информации, которая еще не поступила из архивов, в том числе Масхадова. Без этих материалов, по его словам, «мы не можем делать выводов». «Ни вам, ни нам, ни обществу не нужны сенсационные доклады, не подтвержденные фактами», — сказал Торшин. Он отметил, что для представления окончательных результатов работы комиссии не хватает также пожарно-технической взрыво-технической и комплексной экспертиз. Доклад будет направлен президенту и обеим палатам парламента, отметил вице-спикер Совета Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО БЕСЛАНУ ОБНАРОДУЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ 28 ДЕКАБРЯ — ТОРШИН, РИА Новости, 15.12.2005, 0:00:00
Федеральная парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане обнародует результаты своей работы 28 декабря текущего года, сообщил журналистам глава комиссии вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
По его словам, обнародование доклада комиссии пройдет по адресу Новый Арбат, 19 — в конференц-зале Совета Федерации.
Торшин уточнил, что доклад будет не окончательным, и комиссия после первого оглашения итогов работы продолжит деятельность.
«Без архивов Аслана Масхадова и Абу Дзейта мы не можем делать обоснованные выводы», — сказал он, добавив, что ФСБ еще не предоставило парламентариям эти документы.
По словам председателя бесланской комиссии, ее работа не может быть завершена еще и потому, что не готовы результаты важнейших экспертиз.
«У нас нет результатов пожаро-, взрывотехнической и ситуационной экспертиз», — констатировал Торшин.
Однако, подчеркнул он, поскольку с момента создания комиссии прошло уже больше года, ее члены приняли решение обнародовать то, что у них есть.
«Прошел уже год и три месяца с момента создания комиссии, и общественность имеет право знать, как идет работа, какими материалами мы располагаем», — считает он.
В настоящее время доклад бесланской комиссии, сообщил ее глава, насчитывает 284 страницы.
«В 14.00 28 декабря на Новом Арбате мы обнародуем результаты своей работы, а затем текст предварительного доклада направим президенту и обеим палатам парламента», — объявил вице-спикер Совета Федерации.
Он напомнил, что за время работы комиссии были заслушаны 48 чиновников федерального уровня, в том числе глава правительства Михаил Фрадков.
Отвечая на вопросы журналистов, Торшин особо отметил, что комиссия не ставила и не ставит своей целью поиск виновных.
«Мы не расследуем деятельность силовиков, мы изучаем причины и обстоятельства произошедшего в Беслане теракта», — сказал Торщин.
«Столь жестокий теракт требует глубокого изучения, и никому не нужен доклад с легковесными выводами», — добавил он.
Террористы 1 сентября 2004 года захватили бесланскую школу номер один. В результате теракта погиб 331 человек, в том числе 186 детей.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ ОБНАРОДУЕТ СВОЙ ДОКЛАД 28 ДЕКАБРЯ 2005Г, Росбизнесконсалтинг, 15.12.2005, 0:00:00
Парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане обнародует свой доклад 28 декабря с. г. Об этом сообщил журналистам глава комиссии вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Он пояснил, что в этот день он выступит с отчетом о работе комиссии за период с 20 сентября 2004г. до 28 декабря 2005г. После обнародования этого отчета комиссия по Беслану продолжит свою работу, сказал А.Торшин, поскольку в настоящее время не хватает информации для окончательного отчета. В частности, еще не поступила информация из архивов Аслана Масхадова и арабского наемника Абу-Дзейта. А.Торшин подчеркнул, что решение обнародовать предварительные итоги работы комиссии было принято на ее сегодняшнем заседании, «которое было непростым». «Никому не нужен доклад с легковесными выводами, однако общественность имеет право знать, как идет работа комиссии», — сказал он.
Доклад 28 декабря будет сделан в открытом режиме в здании Совета Федерации на Новом Арбате, д.19.
А.Торшин не стал комментировать аналогичный доклад комиссии парламента Северной Осетии. При этом он сказал: «У нас будет совсем другой документ, даже по объему (уже сейчас написано 248 страниц). У нас больше возможностей, более широкая фактологическая база». А.Торшин напомнил, что на заседании комиссии в разное время побывали премьер-министр РФ Михаил Фрадков, вице-премьер Александр Жуков, 48 чиновников федерального уровня и некоторые из них даже дважды.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ СОБЫТИЙ В БЕСЛАНЕ ПРЕДСТАВИТ ДОКЛАД 28 ДЕКАБРЯ, ИА «Regnum», 15.12.2005, 17:15:00
28 декабря парламентская комиссия по расследованию событий в Беслане под руководством Александра Торшина представит доклад по результатам своей работы с 20 сентября 2004 года по 28 декабря 2005 года. «Это не окончательный доклад, — отметил Торшин, выступая сегодня, 15 декабря, на брифинге в Совете Федерации, — нам не хватает трех важных экспертиз: пожаротехнической, взрывотехнической и комплексной ситуационной. Нет информации из архивов Масхадова и Абу Мазана».
Как передает корреспондент ИА REGNUM, Торшин отметил, что комиссия работала больше года. «Поэтому, — по его словам, есть потребность рассказать, кто заслушивался на заседаниях комиссии, какие есть материалы, и чего не хватает, чтобы подготовить итоговый доклад». Глава комиссии сообщил, что за время ее работы дали показания 48 чиновников федерального уровня, некоторые из них по 2 раза. Среди них были председатель правительства РФ Михаил Фрадков вице-премьер РФ Александр Жуков.
Говоря о докладе комиссию по расследованию причин бесланской трагедии, созданной парламентом Северной Осетии, Торшин подчеркнул, что доклад парламентской комиссии Госдумы и Совета Федерации будет в особом положении: «У нас уже сейчас 280 страниц, более широкая фактологическая база». Доклад будет направлен в обе палаты российского парламента и президенту РФ Владимиру Путину.
АЛЕКСАНДР ТОРШИН: «НЕПРОВЕРЕННЫЕ СЕНСАЦИИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ», Страна.ру, 15.12.2005, 0:00:00
Окончательный доклад по Беслану парламентская комиссия сделает после получения дополнительных материалов
Федеральная парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане объявит о результатах своей работы в открытом режиме 28 декабря. Как передает корреспондент Страны.Ru Айдын Мехтиев, об этом в четверг в Совете Федерации заявил глава комиссии, вице-спикер СФ Александр Торшин. Вместе с тем он уточнил, что окончательный доклад комиссия сделает только в будущем году, поскольку до сих пор не хватает результатов важнейших экспертиз.
Говоря о причинах, по которым парламентская комиссия по Беслану не успевает подготовить свой итоговый доклад до Нового года, Александр Торшин заявил: «К сожалению, есть очень много обстоятельств, которые мешают этому. Прежде всего, у нас отсутствует целый ряд документов. В частности, не хватает результатов трех важнейших экспертиз, а также информации, которая поступит на основе материалов суда над Кулаевым (Нурпаши Кулаев — боевик, участвовавший в захвате школы в Беслане, суд над ним продолжается во Владикавказе, — Страна.Ru). Также до сих пор не поступила информация из архивов Масхадова».
По мнению Торшина, без материалов этих экспертиз делать окончательные выводы нельзя. «Никому не нужны сенсационные доклады с непроверенными фактами и легковесными выводами, — подчеркнул он. — Мы понимаем, что с момента трагедии уже прошел год и три месяца, и общество имеет право знать, как идет работа комиссии: какие действия были предприняты, какие официальные лица были заслушаны».
Торшин также напомнил, что доклад готовился в условиях, когда еще не был принят закон о парламентских расследованиях. «Как вы знаете, лишь вчера Совет Федерации проголосовал за одобрение этого документа, и ожидается, что он скоро будет подписан», — пояснил он. Кроме того, по словам вице-спикера, «теракт такого масштаба является уникальным по своей жестокости и требует более тщательного изучения».
Вице-спикер сообщил, что за период работы комиссии было заслушано 48 чиновников федерального уровня, при этом некоторые вызывались на заседание по два раза. Он также отметил, что в одном из заседаний принимал участие премьер-министр Михаил Фрадков, и участники комиссии выслушали его выступление.
В ответ на просьбу журналистов сравнить уже опубликованный доклад североосетинского парламента с готовящимся докладом федеральной парламентской комиссии, Александр Торшин заявил: «Наш доклад пока не опубликован, и поэтому сравнения преждевременны. Но уже сейчас можно сказать, что он будет намного больше по объему, в нем будет присутствовать значительно более широкая фактологическая база, а также будут содержаться показания должностных лиц федерального уровня».
Отвечая на вопрос о возможном наказании для должностных лиц, виновных в том, что трагедия в Беслане не была предотвращена, Александр Торшин подчеркнул: «Пока нет доклада, нельзя говорить о том, кто понесет наказание. Наш доклад будет направлен президенту страны, в обе палаты парламента, и лишь после этого будет определена степень ответственности тех или иных должностных лиц».
ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД КОМИССИИ ПО БЕСЛАНУ ЗАСЛУШАЮТ В «ОСОБОМ РЕЖИМЕ», РИА Новости, 16.12.2005, 18:33:00
Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане будет обнародован 28 декабря, сообщил на пленарном заседании Госдумы в пятницу первый вице-спикер палаты Олег Морозов.
По его словам, слушания по этому вопросу пройдут в «особом режиме в 12 часов дня».
Накануне глава комиссии вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин сообщил, что обнародование доклада комиссии пройдет по адресу Новый Арбат, 19, в конференц-зале Совета Федерации.
Торшин уточнил, что доклад будет не окончательным, и комиссия после первого оглашения итогов работы продолжит деятельность.
Однако, подчеркнул он, поскольку с момента создания комиссии прошло уже больше года, ее члены приняли решение обнародовать то, что у них есть. В настоящее время доклад бесланской комиссии насчитывает 284 страницы.
Отвечая на вопросы журналистов, Торшин особо отметил, что комиссия не ставила и не ставит своей целью поиск виновных. «Мы не расследуем деятельность силовиков, мы изучаем причины и обстоятельства произошедшего в Беслане теракта», — сказал Торщин.
Террористы 1 сентября 2004 года захватили бесланскую школу номер один. В результате теракта погиб 331 человек, в том числе 186 детей.