Все новости

состоялась on-line Интернет-пресс-конференция Председателя Совета Федерации С.М.Миронова

29 марта 2002 года состоялась on-line Интернет-пресс-конференция Председателя Совета Федерации С. М.Миронова. Ниже следует текст конференции, опубликованный на сайте РИА «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru)

ИНТЕРНЕТ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ СЕРГЕЯ МИРОНОВА

( РИА «РосБизнесКонсалтинг» )

29 марта 2002 года состоялась on-line Интернет-пресс-конференция Председателя Совета Федерации

С. М.Миронова. Ниже следует текст конференции, опубликованный на сайте РИА «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru).

Ю.Ровенский (вступительное слово).

РИА «РосБизнесКонсалтинг» начинает прямую трансляцию интернет-пресс-конференции председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова. Прежде всего, хотелось бы отметить сам факт того, что третий по рангу российский государственный чиновник отвечает на вопросы пользователей Интернета. На наш взгляд, это свидетельствует о двух важных вещах. Во‑первых, это яркий пример того, что в нашей стране государственная власть стремится к открытому диалогу с обществом. Во‑вторых, сегодня один из ведущих представителей власти использует в качестве информационной среды глобальную сеть. Напомним, что совсем недавно Сергей Миронов заявил, что только наука и высокие технологии обеспечат России то положение в мире, которого она заслуживает. Сегодняшнее событие еще раз подчеркивает, что использование российскими государственными деятелями высоких технологий становится нормой. Все это внушает оптимизм, поскольку практика показывает, что речь идет не о моде, а о тенденции развития. Тема нашей сегодняшней конференции — «Перспективы деятельности Совета Федерации». Период выстраивания работы верхней палаты парламента завершен: принят регламент, утверждена новая структура аппарата, выбрано руководство, определены приоритеты деятельности. В результате Совет Федерации претерпел значительные изменения. В этой связи возникает, пожалуй, основной вопрос: как оценивает эти изменения председатель верхней палаты, насколько эффективнее будет работать преобразованный Совет Федерации? Кроме того, если останется сегодня время, надеюсь, будут затронуты и другие вопросы. Многие недавние заявления Сергея Миронова вызвали широкий общественный резонанс. Достаточно вспомнить отмену встречи с Ясиром Арафатом. Внешнеполитическая деятельность является одним из приоритетов Совета Федерации, поэтому эта тема также требует обсуждения. Наконец, в последнее время нередко можно услышать, что председатель Совета Федерации готов предложить собственную экономическую платформу. Если это действительно так (мы надеемся сегодня также услышать комментарий на эту тему) — это крайне интересно, особенно для сегодняшней аудитории РосБизнесКонсалтинга. А сейчас я хотел бы предоставить слово Сергею Михайловичу Миронову.

С.Миронов (вступительное слово).

Добрый день. Мне доставляет удовольствие принимать участие в такой интернет-конференции. Я уже имел возможность использовать Интернет для прямого общения с пользователями всемирной сети. Я уже имел возможность убедиться в том, что вопросы очень умные, очень интересные, вопросы людей, явно заинтересованных в том, чтобы получить ответы из первых уст. Поэтому я признателен РосБизнесКонсалтингу за предоставленную возможность пообщаться напрямую. Я считаю, это очень важно, без передачи: прямой вопрос — прямой ответ, в реальном режиме времени, в режиме on-line. И здесь уже нельзя каким‑то образом интерпретировать. И вообще, помятуя хорошую русскую пословицу: слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. И несмотря на то, что для политика это иногда бывает очень опасным и сложным, я говорю искренне: я люблю такие прямые интернет-конференции, пресс-конференции, когда есть возможность напрямую общаться с теми, кого интересует политика, кого интересует работа Совета Федерации, кого интересует мнение людей, работающих в федеральных органах власти. А теперь, я думаю, пора переходить к работе. Я готов к ответам на вопросы.

Д.Щукин (Москва): Сложилась ли у Вас своя команда в Совете Федерации?

С.Миронов: Я очень рассчитываю на то, что такая команда сложится, и своей командой я считаю и буду считать всех членов Совета Федерации. Мы единая команда, и у нас есть все основания полагать, что будет сформирована команда единомышленников, и в настоящее время она фактически формируется. Я бы очень хотел всегда работать именно с такой командой единомышленников, а выделять кого бы то ни было или какие‑либо группы считаю принципиально неправильным.

А.Донец (Санкт-Петербург): Видите ли Вы Совет Федерации в качестве инструмента по реализации провозглашенной Президентом РФ В.Путиным новой государственной политики по поддержке малого предпринимательства?

С.Миронов: К счастью, сегодня можно говорить, что наш Президент идет здесь впереди любого законодателя. То, о чем вы только что слышали во время его пребывания на Байкале, говорит о значимости малого и среднего бизнеса. Я согласен с мнением нашего Президента. Если такой закон будет принят, а я думаю, мы его обязательно поддержим, это действительно будет налоговая революция для малого бизнеса. И в данном случае нам остается только поддержать будущие инициативы и постараться максимально быстро в Думе пройти все три чтения, а Совету Федерации утвердить данный законопроект.

М.Иванова (Санкт-Петербург): Имеет ли право один из руководителей страны говорить «от своего имени», а не от имени государства? Если «да», то имеет ли он право быть руководителем этой страны?

С.Миронов: Ну, здесь, очевидно, все‑таки речь лично обо мне. Я являюсь руководителем страны, я — руководитель Совета Федерации — одной из палат Федерального Собрания. Это законодательный вид власти, предполагающий представительство и публичность политики. Поэтому, как публичный политик, я не только считаю, что могу, я обязан высказывать точку зрения на различные события у нас в стране и в мире. Но при этом, если нет специально принятого коллегиального решения Совета Федерации по какому‑либо вопросу, я обязательно должен подчеркивать, что это моя личная точка зрения либо мое личное мнение. В противном случае, возможно истолковывать мои слова как позицию всего Совета Федерации, который, в свою очередь, меня не уполномочивал на это. Я должен сказать, что в Совете Федерации сейчас отрабатываются механизмы получения такого коллегиального мнения по тем или иным вопросам. У нас вводится институт полномочных представителей в судах, в Генеральной прокуратуре, в правительстве, в Госдуме, Счетной палате, и наши полномочные представители, соответственно, выступая в этих органах, должны высказывать позицию Совета Федерации. И они будут наделены правом на каждом заседании либо Совета палаты, либо Совета Федерации ставить вопрос об отношении Совета Федерации к той или иной проблеме. Проводится голосование, и наш полномочный представитель (и не только он, а и я, прежде всего, мои другие коллеги) всегда может сказать, что Совет Федерации по такому‑то вопросу имеет такую‑то позицию. Дальше каждый из нас вправе добавить: «Но моя личная точка зрения такая‑то». Но до тех пор, пока не будет сформулирована позиция Совета Федерации, каждый из моих коллег, а не только председатель Совета Федерации, обязан подчеркивать и обращать внимание при высказывании на то, что либо это его личная точка зрения, либо точка зрения комитета, либо какого‑то другого органа Совета Федерации.

А.Кузьмин (Новосибирск): Готовятся ли в Совете Федерации законопроекты в поддержку малого и среднего бизнеса? Какие меры в этом смысле являются, на Ваш взгляд, первоочередными?

С.Миронов: С точки зрения первоочередных, мне кажется, то, что высказал наш Президент, это — прежде всего, нормальные налоги и нормальный подход к самой идее малого бизнеса. Вот это должно быть первоочередным. У нас в нескольких комиссиях и комитетах рассматриваются вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Конкретно сейчас не готов говорить, но просто знаю, что в наших планах это стоит, и когда комитеты либо комиссии подготовят законодательные инициативы, они будут вноситься в Госдуму.

Сергей (Липецк): Кто, по Вашему мнению, прав в ближневосточном конфликте — Израиль или Палестина?

С.Миронов: К сожалению, в этом конфликте нельзя сказать однозначно о правоте либо неправоте той или другой стороны. Слишком глубоко и слишком давно назрели эти проблемы. То, что в эти часы происходит в Рамалле, — это трагедия, трагедия Палестины и трагедия Израиля, кому бы ни казалось обратное. Я всего несколько часов назад произнес фразу: «Сеющий ветер, пожнет бурю». К сожалению, эта известная фраза относится и к той, и к другой стороне. Говорить о правоте в этом конфликте не приходится, поскольку есть очень большие ошибки как со стороны Израиля, так и со стороны Палестины. Проблема должна решаться за столом переговоров, а не танками, тем более не террористическими актами, которые недопустимы, несмотря ни на что. Заявления палестинской стороны по поводу возможности отстаивать свои интересы и независимость, бороться с оккупантами не дают права на использование любых средств. Это неправильно, нельзя допускать использование любых средств даже в таком святом деле, как защита независимости своей родины.

А.Костенюк (Украина): Как Вы оцениваете нынешний уровень развития отношений Украины и России? Каково Ваше отношение к решению горсовета Ивано-Франковска о признании украинцев-солдат дивизии СС «Галичина» участниками боевых действий за свободу и независимость Украины?

С.Миронов: По второй части вопроса: отношение резко отрицательное. И другого ответа от человека, чей отец воевал в Великую Отечественную войну, он у меня был орденоносец, он умер в мирное время. Мои родственники погибли в блокаду в Ленинграде. Другого ответа быть не может. И это совершенно очевидно. Что же касается наших отношений с Украиной, считаю, что у нас традиционно дружеские, братские отношения и других быть не должно. А если возникают какие‑то трения, какие‑то шероховатости, то как раз парламентарии должны здесь сказать свое слово и всегда говорят. И я думаю, нет никаких оснований, никаких поводов, никаких фактов, которые мешали бы нормальному, дружескому существованию двух братских славянских народов.

С.Ранов (Санкт-Петербург): Скажите, правда ли, что с Вашим приходом в Совет Федерации рабочий день там начинается в 5 часов утра?

С.Миронов: Нет, конечно. А я вдруг подумал, почему слишком рано, в 5 утра. Я приезжаю на работу в 8 утра. А вообще у нас рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается в 18:00. В 9:00, кстати, все коллеги уже на местах, так что если мне нужно с кем‑то связаться — проблем не возникает, ну прежде всего, я имею в виду руководителей комитетов или комиссий. И я вот подумал, эта необычная цифра — 5 утра — она вот откуда возникла: для того, чтобы утром иметь сводку новостей по публикациям и по лентам ИТАР-ТАСС, Интерфакса и так далее, группа сотрудников аппарата (они работают в режиме: сутки работают — двое дома) вынуждены приезжать рано утром, чтобы делать такую сводку. Но это, естественно, не весь Совет Федерации, не весь аппарат, а специальная структура, которая занимается специально подготовкой для руководства Совета Федерации таких справок.

Н.Петров (Самара): Есть ли у Вас охрана?

С.Миронов: Охрана мне положена по закону. Скажу откровенно, не испытываю никакого восторга от этого. Мирюсь как с неизбежным фактом.

П.Васильев: Вы выступали за создание при СФ совещательного органа по координации законотворческой деятельности субъектов федерации. Как Вы считаете, когда он будет создан? Какие инициативы и предложения поступают на этот счет от субъектов РФ, и что, прежде всего, интересует регионы?

С.Миронов: Ожидаю, что такой орган будет создан в ближайшие недели. Поступают сообщения от наших коллег, прежде всего, председателей законодательных органов власти субъектов федерации с поддержкой в целом такого предложения. Есть иногда разночтения, при каком органе федеральном должен создаваться вот этот консультативный орган: либо при двух палатах, либо при Госдуме, либо при Совете Федерации. Но мы, я имею в виду членов Совета Федерации, моих коллег, исходим из того, что половина СФ представлена как раз представителями законодательных органов власти. Кому как ни нам создать такой координирующий совещательный орган. План у такого органа — это, прежде всего, координация всех законотворческих, законодательных инициатив как субъектов федерации, так и на федеральном уровне.

И.Калиниченко (Минск): Вы как глава верхней палаты парламента России поддерживаете контакты с парламентами других государств. Планируете ли Вы в ближайшее время посетить Минск? Как Вы расцениваете ущемление демократических прав граждан Белоруссии, например, последний разгон мирного митинга ОМОНом?

С.Миронов: В планах моей международной деятельности посещение Минска значится. У меня есть приглашение от моих коллег из двух палат парламента Белоруссии. Я обязательно туда поеду. Думаю, что эта поездка состоится где‑то в мае. Я думаю, что в ходе этой же поездки приеду с визитом и в Киев. Что касается нарушения демократических прав в Белоруссии, то могу сказать, что они есть. Более того, эти проблемы аукаются для Белоруссии ее временным «нечленством» в Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Петербурге я говорил с генеральным секретарем ОБСЕ Яном Кубишем и другими представителями этой международной организации по существующей проблеме. Думаю, что изоляция страны не приводит к конечному ожидаемому результату. Если мы хотим, чтобы все права человека и гражданина в полной мере были защищены в Белоруссии, то это легче и проще делать, если это государство будет вовлечено в общедемократический процесс в рамках парламентских процедур международных организаций, чем в изоляции. Поэтому я думаю, что чем скорее Белоруссия станет полноправным членом ОБСЕ, тем лучше будет для всего европейского сообщества и для белорусских граждан, в частности.

А.Никитин (Москва): Как Вы расцениваете итоги прошедшей в Санкт-Петербурге Межпарламентской ассамблеи СНГ?

С.Миронов: Рассматриваю как успешные ее итоги. Я напомню, что в Санкт-Петербурге проходила не только юбилейная 19-я ассамблея, посвященная 10-й годовщине Межпарламентской ассамблеи (МПА), но и еще проходил крупнейший межпарламентский форум по борьбе с терроризмом. И то, и другое мероприятия удались. Более того, на нашем юбилее мои коллеги из стран Содружества (причем, все только первые лица — руководители парламентов стран Содружества) отмечали, что 10 лет назад было принято абсолютно правильное решение, и я хочу сейчас обратить внимание на уникальность Межпарламентской ассамблеи стран Содружества, что их отличает от всех других межпарламентских организаций мира: при ее формировании была поставлена главная цель — создание единого правового поля, и эту функцию за 10 лет МПА СНГ, с моей точки зрения, выполнила блестяще. 155 модельных законов разработаны. В качестве примера могу привести один из самых мощных — Гражданский кодекс, который принят у нас, принят в 10 странах СНГ, первый модельный Гражданский кодекс был разработан в стенах МПА.

Л.Огуряев (Москва): Каково Ваше мнение по вопросам, касающимся Крыма?

С.Миронов: В настоящее время Крым — неотъемлемая часть Украины. Там есть демографические проблемы, и нужно при любых высказываниях, при любых попытках урегулировать ситуацию в этом регионе помнить о том, что эти проблемы там существуют. В целом же, с точки зрения международного права, Крым — неотъемлемая часть Украины.

И.Полетаев (Москва): Г-н Миронов, по Вашему мнению, возможно ли дальнейшее укрепление президентской вертикали власти в стране, в частности, укрупнение субъектов федерации и уменьшение их числа? Прообразом таких процессов можно было бы считать создание федеральных округов.

C.Миронов: Я думаю, что такой процесс укрупнения возможен. Более того, напомню, что существует федеральный закон, который открывает дорогу для таких возможностей. Здесь самое главное в обязательном порядке, а это заложено в законе, учитывать интересы граждан, проживающих на тех или иных территориях, в тех или иных субъектах РФ. Представляется совершенно очевидным, что 89 субъектов федерации — это много. Понятно, что у нас огромная страна, но более крупными блоками намного проще управлять. Думаю, что 7 федеральных округов — это слишком крупно, но идти, скажем, к этому идеалу потихоньку надо.

Р.Федоров (Москва): Вы выходец из Санкт-Петербурга, но живете в Москве. За какую футбольную команду Вы болеете?

С.Миронов: Я живу в Петербурге, работаю в Москве, я был, есть и остаюсь петербуржцем, поэтому, безусловно, болею за «Зенит».

С.Кащеев (Астрахань): Вы сказали, что собираетесь посетить в ближайшее время Минск и Киев. А какие международные контакты по линии СФ планируются в этом году?

С.Миронов: Только что утвержден план межпарламентской деятельности Совета Федерации. План очень большой. Планируются визиты в Италию, Словакию, Ирландию. Планируется визит в Соединенные Штаты Америки по взаимодействию с сенатом США, а также в Китай — с Всекитайским собранием народных представителей Китая. В планах также налаживание контактов с такими федеративными государствами, как Бразилия, Индия, ЮАР, и в этом плане самый главный принцип, на котором строится вся международная деятельность Совета Федерации, может быть изложен в нескольких словах: «Мы против парламентского туризма». Мы за то, чтобы каждая поездка приносила реальную пользу, прежде всего, России, и во вторую очередь — нашему парламенту. Из этих соображений и формируется план всех международных поездок как отдельных членов Совета Федерации, так и председателя Совета Федерации.

А.Семчев (Ростов): Сергей Михайлович, как Вы оцените шансы «Зенита» в нынешнем российском чемпионате вообще и в предстоящем в эти выходные матче с «Ростсельмашем»?

С.Миронов: Вы знаете, к стыду своему, я не очень большой специалист в футболе, хотя, безусловно, болею за свою родную команду, поэтому как дилетант скажу, что, конечно, шансы самые большие и, конечно, «Ростсельмаш» мы победим.

Л.Огуряев (Москва): Возможно ли в принципе, на Ваш взгляд, объединение России и Украины в единое государство на примере Белоруссии и России?

С.Миронов: Решать нашим народам. История и время рассудят. Сейчас, безусловно, право каждого народа на самоопределение на свое собственное государство, а история рассудит, что выгоднее нашим народам: быть каждому в дружеском, но самостоятельном государстве либо объединяться в какой‑либо союз. Только время и народ скажут свое окончательное слово.

М.Коваль (Ульяновск): Как Вы оцениваете перспективы развития российско-грузинских отношений в свете последних событий в зоне абхазского конфликта? В связи с этим не планируете ли Вы посетить Тбилиси?

С.Миронов: В Петербурге я встречался с Председателем парламента Грузии Нино Анзоровной Бурджанадзе, и мы обсуждали проблемы межпарламентских отношений и проблемы отношений между Россией и Грузией. Мы считаем (я могу говорить в этом случае не только о своей позиции, но и о позиции главы грузинского парламента), что российский и грузинский народы связывают многовековая дружба и добрососедские отношения. По‑другому быть не должно. Если возникают какие‑то проблемы, то необходимо их решать, прежде всего, используя максимальную информированность друг друга о любых шагах, а тем более о каких‑либо намерениях. Здесь парламентарии могут сыграть свою роль. Мы договорились с главой парламента Грузии о создании прямой телефонной «горячей линии», и такая линия работает, и в любой момент у нас есть возможность напрямую связаться и обсудить любые возникающие проблемы. А проблемы есть. Я должен сказать, что в разговоре с лидером грузинского парламента (я не скажу конкретно, о чем шла речь), выяснилось, что по некоторому эпизоду, имевшему место некоторое время назад, не было нормальной полной информации у грузинского парламента и не было такой информации у российского парламента. В этом случае грузинская сторона интерпретировала это событие одним образом, а российская — другим. И вот в разговоре двух спикеров выяснилось, что имело место недоразумение, а мы делали неверные оценки, потому что использовали неполную информацию. Буквально, один из таких острых вопросов тут же был разрешен путем обмена мнениями. Сразу хочу сказать, что разговор был с глазу на глаз, приватный и касался непростых вопросов, и мы договорились, что мы не будем раскрывать суть обсуждаемых проблем. Мы вместе с Нино Анзоровной давали пресс-конференцию, и на ней я рассказал об этом происшествии, и глава парламента Грузии подтвердила, что это недоразумение было снято просто путем обсуждения проблемы.

Г.Трунов (Санкт-Петербург): Каковы результаты расследования, начатого три недели назад, по фактам попадания биографий членов СФ в средства массовой информации?

C.Миронов: Ну, согласитесь, факт попадания биографий в СМИ и по этому поводу расследование, это был бы какой‑то нонсенс. Надо пояснить, в чем тут дело. Появилась публикация в газете «Коммерсантъ Власть», и там были обнаружены некоторые биографические данные — мои и моих коллег, которые наводили на мысль, что эти данные могли быть получены только из отдела кадров, из трудовых книжек. И волновало моих коллег и меня, нет ли утечки из отдела кадров. Утечки никакой не было и нет. Отдел кадров работает в нормальном режиме государственной структуры, а журналисты из этого издания просто молодцы. Они поработали блестяще, они раскопали все, что было в регионах, все, что было опубликовано где бы то ни было, все это свели воедино. И самое интересное, каждый из нас, проходя процедуру утверждения, представлял документ субъекта федерации, который размножался и имел свободное хождение в стенах СФ. Этот документ мог быть и в пресс-центре совершенно спокойно, потому что он не является закрытым. Эта информация, в том числе, использовалась. Поэтому никакой утечки не было. И главная цель расследования ведь была не в том, чтобы кого‑то наказать или то же издание, сказать, что вы незаконно достаете информацию. Главной целью было понять, не было ли утечки из отдела кадров. Утечки не было, а журналисты работают профессионально.

Вопрос: Сергей Михайлович, согласны ли Вы с мнением о том, что Ясир Арафат уже не в состоянии контролировать ситуацию и не в состоянии обуздать проявления террора со стороны палестинских экстремистов?

С.Миронов: Моя личная точка зрения: Ясир Арафат является признанным лидером палестинского народа, прежде всего, проживающим на оккупированных территориях. В то же время, факты, которые мы имели в последнее время, свидетельствуют о том, что господину Арафату не всегда удается контролировать часть экстремистски настроенных палестинцев. Такие проблемы возникают. Но в то же время, если мы говорим о проблемах переговоров, о том, с кем садиться за стол переговоров, пока другого лидера у палестинцев нет, есть признанный лидер Я.Арафат, и только с ним нужно вести переговоры.

 

Г-н Леонидов: Как Вы относитесь к планируемому повышению пошлин на ввоз иномарок, и на какой машине ездите сами?

С.Миронов: Служебная машина у меня «Мерседес», сам я не езжу. Что касается вопроса о повышении пошлин на ввоз «иномарок», здесь как всегда присутствуют две позиции, и хотелось бы найти «золотую середину». Я прекрасно понимаю проблемы нашего отечественного автомобилестроения. В то же время, я прекрасно понимаю и пользователей, которые хотят за небольшие деньги купить совершенно нормальную машину, которая и внешне выглядит прекрасно, и ходовые качества у нее хорошие, и лет пять она еще поработает, несмотря на то, что она уже работала столько же, если не больше. К этому вопросу нужно очень взвешенно подходить. На одной чаше весов — интересы наполнения бюджета, занятости, российской автомобилестроительной промышленности, а на другой — интересы наших граждан-потребителей. Трудно найти «золотую середину», но найти ее нужно.

Е.Драгунов (Москва): В своей речи на открытии Санкт-Петербургского Межпарламентского форума по борьбе с терроризмом Вы заявили, что международное сообщество должно выработать приоритеты в борьбе с международным терроризмом. В связи с этим не выглядит ли целесообразным ограничение прав и свобод граждан, подозревающихся в совершении и организации терактов, такое как отказ в предоставлении адвоката этим лицам, отказ от моратория на смертную казнь в отношении лиц, приговоренных судами за совершение терактов к высшей мере наказания, и т. д.?

С.Миронов: На МПА эта тема обсуждалась, высказывалось очень много точек зрения. Были выступления и представителей европейских стран, азиатских стран, России. Если суммировать, суть самая главная — если в борьбе с терроризмом путем внесения изменений в законодательство либо просто предоставления каких‑либо определенных новых полномочий силовым ведомствам мы пойдем по пути нарушения коренных прав гражданина и человека, тогда терроризм победит. Терроризм и рассчитывает на то, мы будем говорить на их языке, мы будем действовать их методами. И это, в принципе и в корне недопустимо. Поэтому, да, действительно, при явных проявлениях терроризма допустимы в том числе и силовые меры, и было бы странно об этом не говорить или замалчивать эту проблему, потому что со злом в ярком его проявлении необходимо бороться эффективными методами, но идти по пути ужесточения, в том числе и законодательства, и идти по пути ущемления в чем‑либо прав человека и гражданина — это путь неверный и нерациональный.

Д.Попов (Москва): Я слышал, что в 2000г. приказом министра внутренних дел России Сергей Миронов был награжден именным оружием. Скажите, пожалуйста, если не секрет, каким именно оружием и за что?

С.Миронов: Пистолетом Макарова — боевым оружием. Формулировка из приказа министра внутренних дел звучит следующим образом: «За содействие органам внутренних дел во время проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации».

Вопрос: Сергей Михайлович, сегодня на заседании Вы сказали такую фразу: «Коллеги, кворум на пределе». В это время в голосованиях участвовал 101 сенатор. В зале не хватало более 80 человек. Не пугает ли Вас тенденция к снижению посещаемости сенаторами своих рабочих мест?

С.Миронов: У нас кворум — это 90 человек. Сегодня пятница. У нас заседания проходят по вторым и четвертым средам каждого месяца. В связи с тем, что 39 членов СФ находились 27 марта в Петербурге на Межпарламентском форуме по борьбе с терроризмом, было принято решение о переносе на два дня заседания СФ. Многие коллеги уже планировали поездки, встречи и так далее. Поэтому, вы видели это прекрасно, сегодня в зале не было 170 человек. Но 140 человек при регистрации утром были. И в рабочем режиме 110 человек, причем, если вы обратили внимание, голосовали все своими карточками. У нас принята такая регламентная норма, что обязан голосовать каждый персонально. Никаких проблем не было. Я просто обратил внимание на табло: прошло голосование, и на табло — 95 голосов при 0 воздержавшихся. А я вижу, что людей больше сидит. Я сказал, будьте внимательнее. Просто некоторые отвлеклись, кто‑то читает документы. Тут же следующее голосование, сразу 110, то есть дополнительно 15 человек сразу включились в работу.

Н.Корнеева (Брянск): Верите ли Вы в то, что когда‑нибудь Россия приблизится по своему развитию к ведущим странам мира? Возможно ли это в принципе с учетом развала, произошедшего в стране в 90-е годы?

С.Миронов: Уверен абсолютно, что будущее за сильной, процветающей, уважаемой всеми в мире и, прежде всего, своими гражданами Россией.

С.Дмитриев (Санкт-Петербург): Возможно ли вступление отдельной Калининградской области в ЕС?

С.Миронов: Невозможно в принципе, потому что Калининградская область — это неотъемлемая часть России. Однако ход мысли очень интересен. Мне кажется возможным на опыте этого региона апробировать изменения в законодательство с учетом норм, действующих в Евросоюзе. Рано или поздно Россия будет вступать в Европейский союз. Это совершенно очевидно для всех: не может быть Европы без России и наоборот. Представьте себе нашу огромную страну и насколько трудна и сложна будет интеграция в ЕС! Если же мы смоделируем в нашем же субъекте законодательство, соответствующее законодательству Европы, то получится очень интересный алгоритм. Однако Калининградская область была и будет неотъемлемой частью Российской Федерации.

Н.Гуляева (Лангепас): Что Вы можете сказать относительно порядка формирования СФ, надо ли его менять? Если да, то когда и как? Не потребуется ли для этого вносить изменения в Конституцию РФ? Когда можно рассчитывать на прямые выборы в Совет Федерации?

С.Миронов: Как вы знаете, в рамках действующей Конституции уже третий раз менялся порядок формирования СФ. Это говорит о том, что порядок можно менять, не меняя Конституции. Пользуясь случаем, я еще раз хочу подчеркнуть мою позицию, с которой, кстати, согласны очень многие мои коллеги по Совету Федерации, не наступило время для внесения каких‑либо поправок в Конституцию. Сегодня — сначала кандидат, а потом уже назначенный конституционный судья КС Сергей Казанцев, как раз отвечая на такой же вопрос, сказал, что нельзя трогать сейчас Конституцию во имя даже самых благих намерений. Если внесем хотя бы одну поправку — процесс пойдет лавинообразно, и здесь будет очень трудно остановиться. Есть возможности прямых выборов членов СФ. Я считаю, что за этим методом формирования Совета Федерации будущее. Я сторонник всенародных выборов. Для этого не надо менять Конституцию. Такие возможности есть. Думаю, что через некоторое время такой закон будет принят и, может быть, начиная с 2004-2005гг. по очереди, по мере того как те или иные выборы будут проходить в субъектах федерации — одновременно с выборами губернаторов или с выборами депутатов в законодательное собрание — всенародно будут избираться члены Совета Федерации. Будущее за этим, но в таком составе, в каком работаем мы сейчас, я думаю, что 2–3 года мы проработаем.

А.Крылов (Москва): Как Вы расцениваете нынешнюю кадровую политику, продвигаемую президентом Путиным? Я имею в виду прием на работу и назначение на ответственные посты в ключевые ведомства людей с питерской пропиской?

С.Миронов: Согласитесь, что это не главное условие, и я здесь не согласен, что кадровая политика нашего президента заключается только в том, чтобы выдвигать на любые должности людей, как Вы сказали, с питерской пропиской. Многие — и члены правительства, и люди, занимающие другие должности, не родились в Питере, никогда там не жили. Но в конечном счете главный критерий — это профессионализм. Если человек отвечает тем запросам и тем требованиям, которые предъявляются к нему при занятии того или иного поста, то какая разница, откуда он родом и какая у него прописка. Если есть какие‑то претензии по существу, опять же никакого значения не имеет, земляк ли это нашего Президента или нет. Если не справляется человек, он должен быть освобожден, а если рабоатет нормально — не должно быть никаких вопросов.

Юлия (журналистка из Казани): Как Вы могли бы охарактеризовать нынешнее состояние отношений между федеральным центром и регионами?

С.Миронов: Отношения вполне нормальные, соответствующие нашему федеративному государству. Учет интересов регионов происходит, в том числе и через формат работы Совета Федерации. Мы представляем регионы, и мы как раз занимаемся увязыванием и соотношением интересов субъектов и федерального центра. Мне кажется, что когда мы говорим об укреплении вертикали федеральной власти, это не означает, что умаляются в чем‑то властные полномочия в субъектах федерации, там полномочий вполне достаточно. Сейчас идет процесс по приведению регионов к единому правовому полю, чтобы у нас не было ни таких исключений в региональных законодательствах, чтобы не было противоречий ни федеральному законодательству, ни Конституции. Этот процесс очень правильный и позитивный. Скоро закончит работу комиссия Дмитрия Козака, будут наработаны предложения. Я думаю, что пресловутое совместное ведение должно быть четко расписано: либо это полномочия центра, либо субъекта федерации. Именно эта «серая зона» регулярно рождает те законопроекты, которые вступают в противоречие с федеральным законодательством. Здесь лично я ожидаю очень больших позитивных решений при заключении работы комиссии по распределению полномочий между регионами и центром.

Вопрос: Контакты по телефонной «горячей линии» между Советом Федерации и грузинским парламентом будут осуществляться на регулярной основе или по мере необходимости?

С.Миронов: По мере необходимости.

В.Антонов (Москва): В последнее время на страницах одного из политических изданий (»Независимой газеты», если конкретно) неоднократно появлялись материалы о новой пропрезидентской партии, якобы создаваемой с Вашим участием из движения «Воля Петербурга». Эта партия якобы станет прямым конкурентом «Единой России». Можете ли Вы опровергнуть или подтвердить эти слухи?

С.Миронов: Начнем с регионального общественно-политического движения «Воля Петербурга», председателем политсовета которого я являюсь. В ближайшем будущем никаких планов реорганизации, вхождения в какую‑либо другую партию у нашего движения «Воля Петербурга» нет. Первоочередная задача — это выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга, которые, видимо, будут проведены в декабре этого года. Поэтому ни о какой трансформации в партию этого движения речи не идет. Сам я не участвую ни в каком партийном строительстве, этими вопросами не занимаюсь, поэтому не могу говорить о том, что я имею отношение к строительству какой‑то партии, которая, тем более, будет конкурировать с «Единой Россией».

Вопрос: Какие самые главные шаги Вы уже сделали для согласованности действий с нижней палатой российского парламента?

С.Миронов: Спасибо за вопрос. Мы внесли специальное изменение в регламент, согласно которому, наш постоянный специалист — первый заместитель спикера Совета Федерации Валерий Горегляд — присутствует на всех заседаниях Государственной думы. Кроме того, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска присутствует на всех заседаниях верхней палаты, поэтому идет оперативный обмен информацией. Более того, начиная с февраля текущего года на каждый закон, который только поступил в Государственную думу и готовится к рассмотрению, есть заключение профильного комитета Совета Федерации. Это большое подспорье для наших коллег в Госдуме, которые заранее узнают позицию профильного комитета верхней палаты. Однако сам формат работы таков, что мнение профильного комитета на 90% будет совпадать в будущем с мнением СФ. Поэтому у Госдумы заранее есть ответ на вопрос, как этот законопроект будет встречен в Совете Федерации — положительно или отрицательно. Они могут это учитывать, а могут и не учитывать, но ответ у них уже есть.

Л.Михайлюк (Новгород): Недавно состоялось выездное заседание комитета СФ по бюджету, посвященное вопросам формирования бюджета на 2003г. Является ли эта практика исключительной или это правило? Каковы цели подобных мероприятий? Почему их нельзя проводить в Москве? Где планируется провести очередные выездные заседания комитетов СФ?

С.Миронов: На последнем заседании Совета палаты председатель комитета по бюджету Евгений Бушмин рассказал об итогах выездного заседания комитета в Кемерово. Опыт признан очень удачным. Мы полагаем, что эта практика должна быть приведена и трансформирована в другие комитеты, потому что федеральный бюджет, в первую очередь, исполняется и касается регионов. И посмотреть глазами наших регионов на проблему федерального бюджета очень полезно. И то, что было сделано в Кемерово, доказывает нужность и полезность таких заседаний, и многие комитеты уже планируют по предметам своего ведения такие выездные заседания. Конкретно в какие регионы, я не могу сказать. Но в ближайшее время об этом будет информация и вы об этом услышите и узнаете.

П.Данилов (Королев): Есть ли у Вас свободное время, как Вы его проводите? Катаетесь ли, к примеру, на горных лыжах?

С.Миронов: К стыду своему, я абсолютно не спортивен. На горных лыжах я кататься не умею, никогда в жизни на них не стоял. Не играю в теннис. Единственная игра, в которую я люблю и умею играть, — это нарды. Но это настольная игра, а не спортивная, поэтому спортом, к сожалению, не занимаюсь. А что касается свободного времени, я себе поставил в обязанность — не реже одного раза в месяц ходить в театр, и эту норму выполняю и даже перевыполняю, к радости. Если есть свободное время, я стараюсь его заполнять так. А, вообще, конечно, действительно, так чтобы было свободное время — не получается. Но я привык, мне нравится такой режим работы. И если будет так, как я прошу своих помощников, формировать мне культурную программу, то, я думаю, будет все нормально.

Вопрос: Не считаете ли Вы, что внимание российских политиков и общественности переключилось с ситуации в Чечне на ситуацию на Ближнем Востоке? Между тем, проблему Чечни пора давно бы уже решить.

С.Миронов: То, что эту проблему хотелось бы решить как можно скорее, очевидно. Однако так быстро эта проблема не решается. Я хочу обратить ваше внимание на мысль, которую неоднократно высказывал наш президент, о том, что без чеченского народа проблему Чечни не решить. Чем скорее в этой республике будут созданы нормальные органы власти, тем быстрее эта проблема будет решена. По силовому решению этой проблемы недавно высказался глава ФСБ Николай Патрушев, назвав возможные реальные сроки полного завершения силовой части операции. Главная проблема же, как мы все прекрасно понимаем, заключается не в этом, а именно в политическом урегулировании ситуации, а если еще более конкретно — в восстановлении нормально функционирующей власти субъекта Российской Федерации. Вот это главная цель, чем скорее она будет достигнута, тем лучше, прежде всего, для самого чеченского народа и для России в целом.

Вопрос: Планируется ли переезд Совета Федерации в новое здание. И если да, то когда и куда?

С.Миронов: Переезд планируем. А на два других вопроса сам бы с большим удовольствием получил ответ. Работает рабочая группа, которая рассматривает и варианты нового строительства, и реконструкции существующих зданий. Пока комиссия работу не закончила.

Н.Евдокимов (Москва): Сергей Михайлович, в профессиональных кругах, среди экономистов, стало известно о том, что Вы готовите собственную программу по развитию экономики страны. В связи с этим скажите, пожалуйста, отводится ли в ней место фондовому рынку? Считаете ли Вы, что он будет развиваться в России быстрыми темпами? Как относитесь к уже заявленному выходу на IPO компании РБК, которая по своей рыночной оценке не может конкурировать с сырьевыми компаниями, такими как ЮКОС, Газпром? Будет ли, на Ваш взгляд, этот выход интересен рынку?

С.Миронов: Николай, видимо, ясновидящий, потому что в настоящее время говорить так громко, что я готовлю свою какую‑то экономическую программу, это круто. У меня есть определенные наработки. И мои аналитики, мы сейчас работаем по ключевым проблемам развития экономики России. Прежде всего, не для того, чтобы предъявить какую‑то свою программу, думаю, это будет абсолютно неправильно и, совершенно откровенно скажу, нереально. Я вот свое видение по ключевым проблемам хотел бы иметь. И сейчас как раз в этом плане ведутся работы. Что касается фондового рынка, к сожалению, наш российский фондовый рынок, конечно, неразвит. Вы все прекрасно знаете, что вся капитализация нашего фондового рынка уступает любой из 30 крупнейших американских компаний либо любой из 10 крупнейших европейских компаний. Это никуда не годится. Если мы говорим о привлечении инвестиций, 0,4% инвестиций в российскую экономику получено через рынок ценных бумаг, через фондовый рынок. Это говорит о неразвитости фондового рынка. Я не будут говорить о том, как нас подкосил 1998г. Мы до сих пор еще не вышли на показатель уровня капитализации рынка 1997г. До этого показателя не хватает пока еще порядка 30 млрд долл. Что же касается выхода акций РБК, я считаю, что это интересно, прежде всего, полезно и важно будет для самого РБК, а с точки зрения фондового рынка, чем больше будет эмитентов, чем больше будет представлено различных вариаций ценных бумаг, тем лучше и для фондового рынка, и для населения. Ведь если половина американцев свои деньги держат в акциях различных компаний, то у нас, сами прекрасно понимаете, давайте говорить откровенно, в настоящих условиях, к сожалению, разумный человек этого делать не будет. Потому что нет доверия. Здесь замкнутый круг. Доверия нет, потому что рынок неразвит, и начинается сказка про белого бычка. Поэтому любой выход компании осознанный на фондовый рынок можно только приветствовать. А то, что медийная компания выходит, я понимаю, что первая, я думаю, что это говорит о серьезности намерений компании. И более того, вы понимаете, выход на фондовый рынок, ведь это, если хотите, помещение самого себя в стеклянный шкаф, прозрачный абсолютно. Это тоже достойно только похвалы. Я хочу пожелать удачи в этом намерении. Я думаю, что это правильный шаг. И очень может быть, что скоро и другие медийные, а может быть, и другие фирмы окажутся далеко-далеко позади, в каком‑то уходящем поезде. Потому что все равно, хотим мы этого или не хотим, законы экономики таковы, что фондовый рынок в России будет развиваться и будет пользоваться спросом, и наступит тот момент, когда деньги из кубышек и чулков начнут перетекать на фондовый рынок. И тогда реальный сектор экономики тоже будет наполняться деньгами, которые сейчас лежат мертвым грузом.

Вопрос: Сегодня был перенесено рассмотрение законопроекта по отчету о бюджете за 2000г. Это всего второй опыт такого отчета. Очевидно, правительству отчитаться будет непросто, там расхождения, по разным оценкам, до 35 млрд руб. Он будет принят в любом случае, или возможны варианты?

С.Миронов: Перенос отчета — это техническая проблема. Закон на рассмотрение Совета Федерации поступил 28 марта. Если раньше верхняя палата полагала возможным рассматривать отчет «с колес», то сейчас мы считаем это невозможным в принципе. Должны поработать профильные комитеты. Через две недели на своем заседании мы будем рассматривать этот законопроект. Я не готов предвосхищать мнение как профильного комитета, так и Совета Федерации. Посмотрим, рассмотрим, обсудим.

М.Балынина (Москва): Возвращаясь к ситуации на Ближнем Востоке, Сергей Михайлович, как Вы считаете, какой должна быть роль России, должна ли она оставаться коспонсором в этом регионе, и как Вы полагаете, ухудшение ситуации на Ближнем Востоке может ли привести к ухудшению ситуации в других регионах, в частности, Грузии, Абхазии и Чечне?

С.Миронов: Надеюсь, что это не взаимосвязано, прежде всего. Что же касается ситуации на Ближнем Востоке и роли России как коспонсора в ближневосточном урегулировании, то, безусловно, мы должны отстаивать свои позиции. Наша позиция известна, она гласит, что Палестинское государство имеет право на независимость, на свое государство. Мы за выполнение всех без исключения резолюций Организации объединенных наций, при этом, в том числе и на Межпарламентской конференции по борьбе с террором было еще раз подчеркнуто, что у терроризма нет и не может быть плохого или хорошего лица и терроризм однозначно осуждается, во имя каких бы целей ни использовались бы террористические методы. Поэтому то, что сейчас происходит, достойно всяческого сожаления, и я думаю, что при любом развитии событий — самое главное, чтобы роль и позиция России была ясны и видны, чтобы чувствовалось, что Россия действительно коспонсор ближневосточного урегулирования. С моей точки зрения, это необходимо, но я должен сказать, что именно это мы и наблюдаем.

Вопрос: Сегодня у Вас будет очень торжественный вечер. Мы все Вас поздравляем с этим. Скажите в связи с этой наградой, была ли она для Вас неожиданностью и придаст ли она Вам уверенности в Вашей дальнейшей деятельности?

С.Миронов: Спасибо. Для меня она была полной неожиданностью. Честно говоря, вот вы как‑то так говорите, что сегодняэ Ну, мне так сказали. Что вроде бы это планируется, но я пока ещеэ Речь идет о номинации «Персона года». Сегодня в Кремле планируется торжественная церемония. Я там буду. Руководство РБК проинформировало меня неделю назад о том, что я выдвинут на номинацию Гран-при «Персона года». Ну, дождемся церемонии. Безусловно, я расцениваю это как аванс и только как аванс и полагаю, что если такое присуждение состоится, то, конечно, нужно соответствовать такому признанию общественности. И думаю, что все‑таки это аванс.

Ю.Ровенский (заключительное слово).

Дорогие коллеги, спасибо большое всем. Я хотел бы еще раз поздравить Сергея Михайловича не только с победой в номинации Гран-при «Персона года», но и с награждением орденом Славы России. Государственный наградной комитет представил Сергея Михайловича к награждению. Сегодня это награждение произойдет в Кремле. Еще раз поздравляю. Я думаю, что к этим поздравлениям присоединятся не только все присутствующие в зале, но и те 23714 человек, которые последний час были с нами посредством сети Интернет. Они представляли 28 зарубежных стран и 71 регион России. Спасибо всем.