Все новости

Сто двадцать седьмое заседание Совета Федерации

в Совете Федерации (ул. Б.Дмитровка, 26, зал заседаний) состоялось 127-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ОТКРЫЛОСЬ СТО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2004 года открылось 127-е заседание Совета Федерации. В его повестке почти два десятка вопросов. Среди них рассмотрение поправок к конституционному закону о Конституционном суде РФ, изменений некоторых статей избирательного законодательства в соответствии с постановлением Конституционного суда России, предложения по внесению изменений в закон об авторском праве и смежных правах, закон о ветеранах. Членам верхней палаты Федерального Собрания предстоит принять решение о ратификации межправительственного российско-украинского соглашения об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы 4 октября 2001 года.

Выступить в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации приглашен заместитель министра внутренних дел страны Александр Чекалин. Он расскажет членам верхней палаты Федерального Собрания о проблемах регулирования миграционных процессов в России.

В пленарном заседании Совета Федерации прекращены полномочия членов верхней палаты Федерального Собрания Михаила Одинцова /Рязанская область/ и Павла Меркулова /Орловская область/. Эти субъекты Российской Федерации в палате Парламента России теперь будут представлять Андрей Ищук и Марина Рогачева.

Сессия Совета Федерации также подтвердила начало полномочий члена СФ Василия Думы /Костромская область/.

На заседании переподтверждены полномочия члена СФ Виктора Шудегова /Удмуртская Республика/.

Досрочно, в связи с избранием аудитором Счетной палаты России, прекращены парламентские полномочия Валерия Горегляда /Сахалинская область/.

СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНЕ РФ О “КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ”

Судебные расходы граждан и организаций в случае признания их иска в Конституционный Суд РФ законным смогут теперь реально получить возмещение издержек. Это предусматривает изменение в федеральном конституционном законе “О Конституционном суде”, одобренное 26 мая 2004 года на 127-м пленарном заседании Советом Федерации.

Эта правовая норма предусматривалась законом и раньше, но в действительности не было сделано ни одной выплаты, так как не был установлен порядок возмещения и источник финансирования такого рода расходов. Отныне материальная ответственность разделяется между центом и регионами в зависимости от отнесения спорных законов к федеральному уровню или уровню субъекта Федерации.

Порядок и размеры возмещения должны быть установлены Правительством РФ до 1 октября 2004 года. Сенаторы считают, что наиболее разумным было бы установить предельные значения в каждой группе расходов. Это позволит, в том числе, “исключить зависимость от произвольных решений”.

СЕНАТОРЫ ОСВОБОДИЛИ ЦИК ОТ ОБЯЗАННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В ВЕРХОВНЫЙ СУД

Центральная избирательная комиссия РФ теперь не будет обжаловать действия или бездействие властей в случае нарушений избирательных прав значительного числа граждан “либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело общественное значение”. Такое изменение в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в Гражданском процессуальном кодексе одобрил 26 мая 2004 года на 127-м пленарном заседании Совет Федерации.

Сенаторы прислушались к мнению Конституционного Суда, который при рассмотрении законности этого положения закона установил его неконституционность. По заключению судей, ЦИК незаконно наделялась исключительной компетенцией, при действующем неотъемлемом праве каждого гражданина защищать свои права и свободы, в том числе в органах правосудия.

УКРАИНА ВЫПЛАТИТ КОМПЕНСАЦИЮ РОССИЯНАМ – РОДСТВЕННИКАМ ЖЕРТВ ВОЗДУШНОЙ КАТАСТРОФЫ

На 127-м заседании Совет Федерации рассмотрел Федеральный Закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года».

Представляя указанный документ, первый заместитель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств Константин Маркелов сообщил, что данное соглашение подписано в Москве 26 декабря 2003 года и закрепляет договорно-правовые вопросы по компенсационным выплатам гражданам Российской Федерации – родственникам жертв воздушной катастрофы. Российская и израильская сторона (на борту российского самолета, сбитого украинской ракетой во время учебных стрельб над Черным морем, находились также граждане Израиля) согласовали перечень получателей компенсационных выплат, и соглашением определена сумма в 7809,7 тыс. долларов США, которую украинская сторона выплачивает российской для распределения среди родственников погибших российских граждан: по 200 тыс. долларов за каждого погибшего.

Как отметил докладчик, урегулирование вопросов возмещения материального ущерба, возникшего в результате катастрофы, юридическим лицам выходит за рамки данного соглашения.

К. Маркелов заявил, что данный закон отвечает интересам России, родственников погибших и соответствует нормам международного права.

Представитель Правительства Валерий Лощилин, первый заместитель министра иностранных дел РФ, отвечая на вопросы сенаторов, пояснил, что в ходе переговоров было решено идти по пути мировой практики и согласования всех вопросов с родственниками погибших. Именно это, а также конструктивная позиция украинской стороны, позволили отстоять их интересы и значительно увеличить сумму выплат. Израильские граждане получат за своих родственников столько же, и Израиль уже ратифицировал свое соглашение с Украиной, сказал он.

Совет Федерации одобрил представленный закон. 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРОИНФОРМИРОВАН О РАБОТЕ ФМС МВД РОССИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ МИГРАЦИИ

В рамках «правительственного часа» на своем 127-м заседании Совет Федерации заслушал информацию заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Федеральной миграционной службы Александра Чекалина о проблемах регулирования миграционных процессов в России.

Пик вынужденной миграции пришелся на середину 90-х годов, а в 2002 году функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе были переданы МВД России, напомнил А.Чекалин. Затем он подробно остановился на основных направлениях работы ФМС.

В 2003 году иммиграционный контроль осуществлялся в Российской Федерации 114 постами иммиграционного контроля (ПИК) в 149 пунктах пропуска через государственную границу РФ. За этот период недопущено в Россию 63 тыс. иностранных граждан. В этом году планируется дополнительно развернуть 50 ПИК, что, как считает ФМС МВД, позволит практически перекрыть все основные миграционно опасные направления из ближнего и дальнего зарубежья.

А.Чекалин сообщил, что 2003 году на территории России привлечены к уголовной ответственности 1,5 млн. иностранных граждан. Он выразил сожаление, что действующее в РФ законодательство не позволяет привлечь их к ответственности в полной мере.

Замминистра подверг критике службы Приморского и Хабаровского краев, заявив, что здесь «усиливается китайская экспансия, в большей степени экономическая», а затем «десятки тысяч китайцев растворяются в России».

С 14 февраля 2003 года, когда началась выдача бланков миграционных карт иностранным гражданам, прибывающим в РФ и уже находившимся на территории страны, было выдано более 14 млн. бланков.

ФМС работает с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Россию в поисках убежища, рассматривая вопросы, связанные с определением их правового положения: признания беженцами либо предоставления политического или временного убежища.

Что касается вынужденных переселенцев, с 2001 года их число сократилось в 2,4 раза. Численность внутри перемещенных лиц, находящихся в местах временного размещения на территории РФ, по данным ФМС МВД на 20 мая этого года, составляет 256 тыс. человек, в том числе за пределами Чеченской Республики — 48 тыс. человек.

Работа по их возвращению в места постоянного проживания продолжается. Причем, приоритетными в работе по созданию условий для возвращения людей на территорию Чеченской Республики являются мероприятия, направленные на реализацию мер экономического стимулирования, социальной поддержки и обеспечение жильем, отметил А.Чекалин.

По словам замминистра, в настоящее время деятельность миграционной и паспортно-визовой службы регулируют 12 федеральных законов. В этом году ФМС выходит из состава МВД, но «остается его подведомственной», сказал А.Чекалин.

Затем докладчик ответил на вопросы членов Совета Федерации В.И. Федорова, Л.Ковальского, Е.Трофимова, В.А.Федорова, В.Степанова, И.Костоева, В.Озерова, А.Шишкова, В.Лихачева, Р.Абдулатипова, Л.Рокецкого и Е.Керпельмана.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОТКЛОНИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

127-е пленарное заседание Совета Федерации отклонило представленные на рассмотрение палаты поправки к закону об авторском праве и смежных правах. Верхняя палата Федерального Собрания предложила доработать этот правовой акт в согласительных процедурах.

Как отмечалось в ходе заседания, необходимость внесения изменений в действующее законодательство по авторскому праву была вызвана технологическим развитием общества, появлением новых телекоммуникационных средств и углублением международного сотрудничества. Поправки содержат не только уточнения технико-юридического характера, но и устанавливают нормы защиты авторского права.

Вместе с тем, подчеркивалось в выступлениях, к представленному закону имеются замечания принципиального характера. В частности, устанавливаемому механизму увеличения срока действия авторского права, которому законом придается обратная сила. То, что предложенная редакция акта увеличивает его с нынешних 50 до 70 лет и распространяет права интеллектуальной собственности на произведения 30-х — 40-х годов минувшего века, способно, по словам членов палаты, привести к многочисленным судебным тяжбам с наследниками, ведь их права по ныне действующему законодательству уже были прекращены.

Кроме того, обращали внимание парламентарии, следовало бы отметить и несогласованность поправок с некоторыми положениями Кодекса об административных правонарушениях.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАТИЛСЯ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ С ПАРЛАМЕНТСКИМ ЗАПРОСОМ

В 127-м заседании Совета Федерации принят парламентский запрос палаты к Председателю Правительства России Михаилу Фрадкову. В нем парламентарии обращают его внимание на бессодержательность полученного палатой ответа Кабинета министров на предыдущий парламентский запрос по поводу финансирования строительных работ и оборудования пунктов пропуска на границе России с Казахстаном.

В принятом документе, в частности, говорится, что существующие на российско-казахстанском участке границы пункты пропуска находятся в критическом состоянии и не обеспечивают защиты Государственной границы нашей страны. Между тем, отмечают парламентарии, именно на этом участке границы проложены основные маршруты переправки в Россию незаконных мигрантов, наркотиков и контрабанды – ежегодно до 70 процентов контрабанды задерживается на российско-казахстанской границе. В значительной степени этому способствует сложившаяся практика развертывания пунктов пропуска на значительном удалении – от 20 до 60 километров — от границы. А это, считают члены Совета Федерации, позволяет правонарушителям избегать таможенного и других видов контроля, пользуясь объездными дорогами, реализовывать предметы контрабанды до пунктов пропуска.

«Низкая обустроенность пунктов пропуска характерна не только для российско-казахстанского участка границы, — указывается в запросе, — но и практически всех пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации: из 449 пунктов пропуска не обустроен 291».