Все новости

Профильный Комитет СФ обсудил ход реализации госпрограммы по развитию Северного Кавказа

В заседании участвовал Министр по делам Северного Кавказа Л. Кузнецов.


Д. Азаров
Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Е. Лахова, А. Широков и Н. Тихомиров
С. Киричук
А. Акимов и Н. Рыжков
А. Чергнецкий и В. Литюшкин
Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
С. Катанандов и А. Чернецкий

Д. Азаров

1 из 9

Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

2 из 9

Е. Лахова, А. Широков и Н. Тихомиров

3 из 9

С. Киричук

4 из 9

А. Акимов и Н. Рыжков

5 из 9

А. Чергнецкий и В. Литюшкин

6 из 9

Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

7 из 9

Заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

8 из 9

С. Катанандов и А. Чернецкий

9 из 9

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера обсудил на своем заседании ход реализации госпрограммы по развитию Северного Кавказа на период до 2025 г.

Накануне «правительственного часа» в мероприятии участвовал Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Председатель Комитета СФ Дмитрий Азаров Азаров
Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
отметил положительную динамику в развитии Северного Кавказа. Последние годы наблюдается рост основных макроэкономических показателей социально-экономического развития СКФО, отметил сенатор. Общий индекс промышленного производства за 2016 г. здесь составил 107,5 проц., по обрабатывающим производствам – 108 проц., что значительно превышает аналогические общероссийские показатели. Объём отгрузки товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами в 2016 г. достиг 533 млрд 100 млн руб. Объём производства продукции сельского хозяйства составил 452 млн руб. (индекс – 106,1 проц.). Общий объём инвестиций в основной капитал превысил 484 млрд руб.

Дмитрий Азаров напомнил, что под особым контролем Совета Федерации находится развитие туризма и санаторно-курортной деятельности на Северном Кавказе, для которых создаются благоприятные условия: так, в рамках ФЦП развития внутреннего и въездного туризма предусмотрено развёртывание здесь семи туристических кластеров.

Глава Комитета СФ выразил надежду на успешное решение проблем, препятствующих максимальному раскрытию потенциала территории, в частности, проблемы безработицы и низкого уровня бюджетной обеспеченности.

Лев Кузнецов рассказал о ходе реализации госпрограммы, отметив её влияние на позитивные тенденции во многих сферах. Так, безработица сократилась в три раза – с 468 тыс. до 144 тыс. человек. В округе наблюдаются рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, в том числе младенческой. «В 2016 году и предыдущие годы мы в основном делали акцент на реализацию инвестиций в социальный сегмент. Было создано более 30 тыс. детских образовательных учреждений, что позволило сократить число детей, обучающихся в третью смену», – проинформировал Министр. Так как проблема ещё до конца не решена, Председатель Правительства РФ принял решение о выделении из Резервного фонда 3,8 млрд руб. на строительство школ в СКФО в текущем году, сообщил Министр.

Среди ключевых проектов макрорегиона, разработанных исходя их экономических и географических преимуществ, Лев Кузнецов перечислил развитие каспийского транспортно-логистического комплекса с международным транспортным коридором «Север-Юг», создание медицинского инновационного кластера и горнолыжного кластера, возрождение добычи вольфрама в целях повышения обороноспособности страны, а также развитие в целом туристической отрасли. Реализация этих направлений послужит созданию дополнительных рабочих мест и повышению собственной налоговой базы округа.

Министр констатировал, что низкий уровень бюджетной обеспеченности пока ещё остаётся проблемой. «Инвестиции в социальную сферу – это очень важно. Но если мы не будем развивать реальный сектор экономики дальше, не приложим дополнительные усилия к повышению инвестиционной привлекательности округа, не разработаем инструменты дополнительной господдержки, то мы не обеспечим рост реальных доходов. Благосостояние людей улучшит только интенсивное развитие реального сектора экономики». Лев Кузнецов сообщил, что именно развитие реального сектора экономики с нынешнего года является приоритетом профильной госпрограммы. Соцполитика не уходит на второй план, но основные мероприятия по ней будут реализовываться в рамках особых разделов по развитию Северного Кавказа, которые планируется учредить в других госпрограммах и ФЦП (аналогичные есть по Дальнему Востоку), уже готовится соответствующее Распоряжение Правительства РФ.

Важным вопросом повестки заседания стал подготовленный Министерством финансов РФ проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018–2020 гг. Он составлен на базе прогноза социально-экономического развития России, предполагающего замедление мировых темпов экономического роста, «заморозку» цен на нефть на уровне 40 долл. за баррель, а также сохранение западных санкций. Заявлено проведение экономической политики, направленной на создание предсказуемой и устойчивой среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических показателей к колебаниям цен на нефть, устойчиво низким уровнем инфляционных ожиданий и долгосрочных реальных процентных ставок, стабильными налоговыми условиями, отсутствием структурных дисбалансов и барьеров для развития.

Ожидается сокращение бюджетных расходов с 18 проц. в 2017 г. до 15,7 проц. в 2020 г. Вводятся новые бюджетные правила, фиксирующие определённый уровень цен на нефть, параметры использования рентных нефтегазовых доходов в бюджетной системе, а также параметры операций по накоплению и использованию активов в иностранной валюте, что позволит минимизировать влияние внешней конъюнктуры на внутренние экономические условия. Для обеспечения предсказуемых условий хозяйствования предполагается также использовать стабилизацию правил взимания налогов на основе принципа фискальной нейтральности, то есть неповышения налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Вместе с тем ряд моментов документа вызвал у сенаторов замечания. В числе налоговых расходов по налогу на прибыль организаций не указана ставка налога на прибыль организаций в размере 0 проц. для организаций, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, что установлено Федеральным законом.

Как отмечено, отсутствует информация о выполнении данного Минфину России Поручения по подготовке законопроекта, предусматривающего обязательную компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов, возникших в связи с установлением федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Дискуссию вызвал и вопрос, касающийся консолидированных групп налогоплательщиков, целесообразности и особенностей функционирования данного механизма. В проекте Основных направлений не обозначено, каковы результаты его текущего применения и как сгладить эффект от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов. Кроме того, существенных мер по определению оптимального состава полномочий, исполнение которых должно быть возложено на органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ, проектом Основных направлений не предусмотрено, отметили участники заседания.

Отдельным блоком проекта Основных направлений стало предоставление бюджетных кредитов регионам. В следующем году их объём составит 200 млрд руб. а в 2019–2020 гг. – по 50 млрд руб. По сравнению с суммой в 300 млрд руб., которые субъекты РФ получили в 2017 г., заметна тенденция на уменьшение кредитования, что может негативно отразиться на благосостоянии регионов, полагает Комитет СФ.

Принято решение не поддерживать текущий вариант проекта Основных направлений, а доработать его и рассмотреть уже в обновлённом варианте. После рассмотрения палатами Федерального Собрания рамках парламентского контроля документ поступит в Правительство РФ.