Все новости

В. Матвиенко: Каждый народ имеет право на выбор своей модели демократии

Спикер Совета Федерации в интервью «Парламентской газете» рассказала о развитии демократии в мире и в России


Мировое сообщество 15 сентября в десятый раз отмечает Международный день демократии.Этот праздник — повод вспомнить о том, что основа современного мироустройства — волеизъявление народа каждой конкретной страны, а не некие «универсальные» принципы. Что такое демократия в сегодняшней России? Как парламентарии — и наши, и зарубежные — могут, не ограничивая права и свобод человека, бороться с международным терроризмом и другими угрозами? Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

— В словарях, учебниках демократию определяют как власть народа, формулируются принципы, механизмы, критерии демократии. Как вы считаете, можно ли на этом основании говорить о существовании в мире универсальной, совершенной формы реализации народовластия?

— То существенное, что объединяет все демократические системы, зафиксировано во Всеобщей декларации о демократии, принятой 20 лет назад Международным парламентским Союзом. За прошедшие годы мировое сообщество имело возможность убедиться в том, что декларация является надёжным руководством во всём, что касается принципов, механизмов, критериев демократии как в сфере государственного устройства, так и международных отношений. И я не вижу ничего, что могло бы умалить значение этого документа. 

В то же время мы убедились и в другом. В том, что декларация — отнюдь не «дорожная карта» демократии. Демократические преобразования оказываются успешными только тогда, когда народы творчески подходят к решению связанных с этим задач. Не копируют механически опыт других государств, а реализуют положения Декларации с учётом особенностей своей страны.

Так что ответ на ваш вопрос однозначный. Ни одна страна или группа стран не могут претендовать на то, что они носители единственно подлинной, эталонной демократии, модель которой остальной мир должен копировать. Не может быть стран-учеников и стран-учителей. Каждое государство, каждый народ имеет право на самостоятельный, без вмешательства извне выбор своей модели демократии.

Такова наша позиция в этом вопросе, подкреплённая собственным, очень непростым историческим опытом. Не буду углубляться в многовековую историю отечественной демократии, напомню о событиях недавнего прошлого. Мы сумели создать хорошую, я бы даже сказала, отличную Конституцию. Но избежать проблем в формировании современной российской государственности тем не менее не удалось. Вижу главную причину в том, что на определённом этапе Россия встала на путь некритического заимствования зарубежного опыта. В результате к концу 1990 годов управление страной фактически было потеряно. Только курс, предложенный и последовательно проводимый с начала «нулевых» Президентом России Владимиром Путиным, позволил отвести страну от национальной катастрофы, сохранить её политическую и территориальную целостность. Россия состоялась и как демократия, и как жизнеспособное, сильное государство.

Чрезмерная унификация обедняет мир, мешает человечеству раскрыть себя во всём многообразии своего политического, социального, культурного, духовного творчества. Мы выступаем против любых попыток диктата, принуждения в этих сферах, за честный и открытый диалог. Мы ведём его с парламентами десятков государств, принимая во внимание и уважая национальное, культурное, конфессиональное своеобразие каждой страны.

Смотрите также

— Тема Дня демократии нынешнего года: «Демократия и предотвращение конфликтов». Но в последние годы мы наблюдали «цветные революции», «арабскую весну», которые привели лишь к развитию конфликтов внутри государств — в Ливии, Сирии, Египте… Почему так происходит?

— К названным вами странам можно добавить и ряд других, в том числе сегодняшнюю Украину.

Здесь назревшие экономические, социальные, политические проблемы не получили своевременного решения. В том числе, в силу недостаточной развитости, а порой и отсутствия в этих странах институтов демократии. Однако главная причина, как все мы теперь видим, в ином. Это вмешательство Запада во внутренние дела суверенных государств. В ход пускаются инструменты экономического и политического давления, осуществляются «цветные революции», а то и прямые военные интервенции. Риторика на тему защиты демократий сейчас уже мало кого вводит в заблуждение. Цель подобных акций США, их союзников — сохранение своих доминирующих позиций в мире. Что касается «экспорта демократии», то он несёт народам лишь хаос, бедствия, войны.

Россия сегодня является очевидным препятствием на пути реализации подобной политики. Враждебность политики, проводимой западными государствами в отношении нашей страны, нарастает. Экономические санкции, информационная война, эскалация напряжённости в международных отношениях, военная активность НАТО — в ход пускается всё. Даже во времена Карибского кризиса Вашингтон воздерживался от действий, которые он предпринимает сейчас в отношении России в дипломатической сфере. Это игра с огнём. Ведь речь идёт о конфронтации государств, располагающих самым большим ракетно-ядерным арсеналом и самыми мощными вооружёнными силами.

Не может не удивлять в связи с этим пассивность многих членов международного сообщества, включая европейские государства. Ведь в случае перехода нынешней ситуации в острую фазу, риски для них окажутся особенно большими.

Западу давно следовало бы понять, что с Россией бесполезно разговаривать с позиции силы. Мы приемлем только равноправный диалог, в основе которого лежат принципы уважения суверенитета, равноправия, готовности к компромиссам. Все остальные варианты тупиковые.

В XIX веке после завершения наполеоновских войн во внешней политике утвердилась формула так называемого европейского концерта — договорённость о том, что державы будут направлять усилия на мирное разрешение возникающих противоречий, не доводя дело до войны. Эти принципы по‑прежнему востребованы.

Уверена, что важная роль в этом процессе сегодня принадлежит парламенту как важнейшему демократическому институту государства. Мы не только способны поставить надёжный законодательный заслон попыткам внешнего воздействия на нашу страну, но и активно содействовать мирному решению существующих в мире конфликтов — в рамках международных парламентских организаций.

— Последнее время Федеральное Собрание нередко критикуют за ограничительные законы, касающиеся свобод в сфере коммуникации, Интернета. Это объясняется необходимостью борьбы с терроризмом. Можно ли считать такие меры ограничением демократии?

— Как известно, истина всегда конкретна. Давайте посмотрим, о каких ограничениях идёт речь. За последние годы мы приняли ряд законодательных актов, направленных на укрепление защищённости жизни и здоровья людей, национальных интересов страны, её целостности, общественно-политической стабильности. Среди них нет ни одного, который хотя бы в малой степени ограничивал права и свободы российских граждан. Подчёркиваю, ни одного — будь то право на получение и распространение информации, проведение митингов и шествий, передвижение внутри страны, выезд за её пределы и так далее. Конституция России сбалансирована в этом плане. Она даёт возможность формулировать законодательные нормы адекватно степени угрозы для безопасности граждан, общества, не переходя грань, за которой начинается действительное ограничение прав человека, принципов демократии. Задача в том, чтобы как можно эффективнее, полнее использовать этот её потенциал, и мы, парламентарии, в своей работе стремимся к этому.

Именно так мы действовали, принимая законы, закрывающие доступ к сайтам с экстремистскими материалами, информацией об изготовлении наркотиков и взрывчатых веществ, к публикациям «групп смерти», подталкивающих детей, подростков к суициду. В самом деле, какое отношение имеют все эти материалы, призванные сеять в обществе хаос, социальные патологии, смерть, к правам и свободам граждан? Никакого. Это злоупотребление ими, нарушение самого важного права человека — права на жизнь.

Или возьмём, например, вопрос анонимного приобретения SIM-карт. После терактов в Санкт-Петербурге в апреле этого года, когда незарегистрированные SIM-карты были использованы для подготовки и осуществления терактов, сенаторы выступили с законопроектом, направленным на строгую регламентацию их продажи. Такие примеры можно продолжать.

— Валентина Ивановна, Международный день демократии был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 10 лет назад «как повод обратить внимание на состояние демократии в мире». Чем для вас и для ваших коллег является День демократии?

— Отмечая этот день, международное сообщество проводит оценку состояния демократии в мире, обращая особое внимание на выявление проблем в этой сфере, разработку и осуществление мер их преодоления, на создание условий, способствующих распространению и совершенствованию демократии.

Важная роль в этом принадлежит парламентам. Ведь парламент — это институт, с наибольшей полнотой воплощающий демократию как власть народа. Российский парламент работает в режиме открытости. Мы постоянно и широко информируем граждан о своей деятельности, взаимодействуем с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, структурами исполнительной и судебной власти, общественными организациями, учитываем мнение экспертного сообщества. Всё это способствует повышению качества принимаемых законов, укреплению доверия граждан к законодательной власти.

— Какова роль парламентариев разных стран в развитии демократии в мире сегодня?

— Считаю, что в современном мире законодательная власть всех уровней, и в первую очередь представители национальных парламентов, выступают основными проводниками демократических ценностей. Именно на нас лежит обязанность принятия законов, выражающих интересы всех слоёв населения, контроля над их выполнением, над деятельностью исполнительной власти. В этом и состоит суть демократии как реального участия граждан в принятии решений, управлении страной.

Запрос на углубление демократии в нашей стране растёт. Как законодатели мы всемерно содействуем реализации этого запроса. Достаточно сказать, что только за последние несколько лет мы много сделали для совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность партий, общественных организаций, проведение выборов. Существенно укрепили гарантии соблюдения прав граждан.

Возрастает роль и активность парламентов на международной арене. Мы добиваемся большей синхронизации действий в том, что касается борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком, трансграничными вызовами и угрозами. Одной из площадок, где межпарламентский диалог идёт особенно интенсивно и в подлинно демократической атмосфере, является Межпарламентский Союз. Напомню, это старейшая и одна из наиболее авторитетных международных парламентских организаций, включающая представителей 173 стран и 11 межпарламентских объединений. В октябре этого года 137-ю Ассамблею Межпарламентского Союза примет Санкт-Петербург. Главной темой форума станет «Содействие культурному плюрализму и миру через межрелигиозный и межэтнический диалог».

Формирование тематики дискуссии практически завершено. Она обещает быть насыщенной. Планируется принятие резолюции, призванной подтвердить приверженность принципам, изложенным 20 лет назад во Всеобщей декларации о демократии.

Можно с уверенностью сказать, что предстоящая Ассамблея будет одной из самых представительных за последние несколько лет. Ожидается участие рекордного числа делегаций, глав парламентов. На этом фоне хорошо видна несостоятельность заявлений о международной изоляции, в которой якобы находится Россия.

Мы приложим все усилия для того, чтобы площадка Санкт-Петербурга стала образцовой. Мы услышим разные точки зрения, дадим возможность конструктивно взаимодействовать и находить взаимоприемлемые решения. Уверена, что предстоящий форум продемонстрирует эффективность диалога между странами, парламентами мира, с учётом мнений и законных интересов всех членов международного сообщества.


Справка 

Межпарламентский Союз (МПС) был создан в 1889 году первым в истории лауреатом Нобелевской премии мира Фредериком Пасси (Франция) и Уильямом Рэндалом Кримером (Великобритания). Это старейшая в мире международная организация. На сегодняшний день в МПС входят национальные парламенты 173 стран (в их число не входят США), ассоциированными членами являются ещё 11 региональных парламентских Ассамблей, среди них Межпарламентская Ассамблея СНГ и ПАСЕ. МПС имеет постоянный статус наблюдателя при Организации Объединённых Наций и общий консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Основными целями МПС провозглашены продвижение идей мира и мирного урегулирования споров, развитие сотрудничества между народами, укрепление положения парламентских институтов во всех странах.

Россия участвует в работе Межпарламентского Союза с 1955 года.

Высшим органом Межпарламентского Союза является Межпарламентская Ассамблея, которая проводится два раза в год.

14–18 октября в Санкт-Петербурге состоится 137-я Ассамблея Межпарламентского Союза. В её рамках пройдут заседания постоянных комитетов по вопросам мира и международной безопасности; по устойчивому развитию, финансам и торговле; по демократии и правам человека; по делам ООН; Ассоциации генеральных секретарей парламентов, а также Форум женщин-парламентариев и Форум молодых парламентариев. Так же состоятся выборы председателя Межпарламентского Союза.

Источник: «Парламентская газета»