Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Дерегулирование: быстрые решения и гибкость управления

Восполнение промышленного производства в России происходит в условиях повышенной политической и хозяйственной неопределенности, когда перечень западных санкций, их направленность, глубина и охват продолжают нарастать. Многие параметры запретов отражают стремление некоторых стран стратегически ослабить материально-технические возможности России и надолго подорвать экономический рост.

В текущих условиях всем нам придется нелегко, но вместе с тем, после спокойного рассмотрения сложившихся реалий, многое становится не таким уж трагичным. Своевременным считаю заявление Президента Путина о переходе России на оплату поставок газа в недружественные страны за рубли. Западные страны уже признали, что технически платить за газ рублями возможно, однако это вынудит ЕС обходить собственные же санкции. В том числе, принятая мера позволит снизить зависимость в валюте и санкционные риски.

Далее, после стремительного и экономически немотивированного ухода многих западных производителей, на нашем рынке образовалось много освободившихся ниш, а потенциальный спрос остается устойчивым. Это естественным образом ускорит процесс замещения импорта, простимулирует участников рынка как внутренних, так и новых зарубежных партнеров занять освободившиеся места на рынке. В этом случае рост реального сектора производства приобретает особо устойчивую динамику, при условии наращивания государственной поддержки. В этот момент важно пересмотреть систему государственных заказов, самое время уйти от системы аукционов на понижение цены, потому что преимуществом при распределении заказов для отечественных производителей должна стать не наименьшая цена предложения, а развитие компетенций, поддержка внутреннего производителя и соответствие требованиям качества. Нам необходимы структурные изменения в экономической политике.

Говоря о санкциях, отмечу, что этот инструмент нечестной конкуренции рассчитан, в том числе и на отток наших специалистов из страны, оказывая давление информационного и психологического манипулирования. Поэтому нам необходимо оберегать наш кадровый потенциал. В целях устойчивого развития экономики и научно-исследовательской деятельности мы должны обеспечить наших специалистов достойными условиями труда, конкурентным вознаграждением, социальным обеспечением и профессиональным ростом. Необходимо усиливать меры по поддержке подрастающих специалистов, вкладывать ресурсы в их профессиональное развитие, выделять больше средств на научные работы в рамках школьного образования и в высших учебных заведениях. Государство обязано больше вкладываться в проекты для студентов и молодых специалистов научно-исследовательских и инженерно-технических направлений совместно с представителями промышленного сектора и бизнеса.

Сейчас самые разные проекты должны быть связаны с импортозамещением в той или иной форме. Если этот процесс пойдет быстро при содействии государства, то, удастся избежать слома образа жизни, по крайней мере, для подавляющего большинства населения изменения не станут слишком травматичными.

После того как острая фаза кризиса будет пройдена и прорисуется контур стабильности, можно будет говорить о том, какие замещающие импорт проекты на самом деле нужны экономике. Вполне возможно, что вскоре мы будем говорить о всё большей экономической и технологической интеграции с ведущими странами Азии и Южной Америки. Вполне может оказаться, что список стран будет достаточно длинным.

Здесь заложено много возможностей, которые уже давно были известны. Наконец, и сами санкции, в принципе не могут быть постоянными, жесткими и непроходимыми. Иметь такую военно-политически мощную державу как Россия в качестве изгоя, невыгодно и практически невозможно.

Сегодня целевое назначение санкций Запада не просто затормозить развитие ведущих отраслей экономики России, особенно военно-технического комплекса, а изолировать и разрушить всю экономику страны, оборвать ее связи с мировым научно-техническим развитием. Что касается запрета на поставки инновационной продукции, то можно сказать, что санкции становятся глубже, от запретов на поставку конечной продукции они уходят дальше — на уровень отдельных комплектующих и технологий. Поэтому предстоящие программы по отказу от импорта должны также пойти вглубь, охватить не только уровень готовых изделий, но и отдельных деталей, и технологических процессов, научно-изыскательных и проектно-конструкторских разработок.

Потребуется внедрение методов мобилизационно управления всей экономикой и отдельными проектами. Сегодня требуются быстрые решения, дерегулирование малого и среднего бизнеса, минимум бюрократии. Нужно будет резко повысить гибкость управления, постоянно определять новые, приоритетные направления для быстрой мобилизации ресурсов и достижения конкретных результатов, науки, ОКР, производства, сферы услуг.

Мобилизационный подход поможет преодолеть хроническую неповоротливость, торможение процессов внедрения в производство управленческих и технических нововведений.

На сегодняшний день созданы и работают системные, отраслевые и территориальные меры поддержки российских производителей, хотя, несомненно, сегодня они потребуют корректировки и доработки с учетом нынешних реальностей. Очень важно, что наработанные управленческие алгоритмы предусматривают постоянное пополнение перечня мероприятий по продвижению импортозамещения, исходя из конкретного развития событий. И это важно, сегодня мы принимаем новый вызов наукоемкому развитию нашей экономики более подготовленными, имея реальный опыт решения крупных стратегических задач по адресному замещению импортных изделий.