Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Международное сотрудничество для защиты суверенитета

Возможно, кто‑то заметит определённую парадоксальность данного заголовка, поскольку бытует мнение, что суверенитет якобы предполагает некую замкнутость, вплоть до самоизоляции государства, превращения его в подобие ощетинившейся крепости. Между тем понятия суверенитета, суверенного равенства государств и невмешательства в их суверенные дела являются неотъемлемыми элементами международного права, основанного на Уставе ООН. Таким образом, вопросы сотрудничества в данной сфере не только возможны, правомерны, но и необходимы для защиты этих базовых принципов мирного сосуществования государств с различными политическими системами в мире 21 столетия.

 Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению попыток вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, созданная по инициативе председателя верхней палаты нашего парламента В.И. Матвиенко и поддержанная главой государства В.В. Путиным, оказалась в июне 2017 г. фактически первой в мире специализированной парламентской структурой такого рода. Именно поэтому к нашей работе в течение всех минувших 8 лет было приковано особое внимание как друзей России, так и её недругов. Тех самых, чья внешняя политика не только предполагала грубое вмешательство в суверенные дела других, но подчас оказывалась главным, ключевым инструментом их агрессивных действий на мировой арене.

Уже в первый год своей деятельности мы начали получать заявки от зарубежных коллег с просьбой поделиться опытом такого рода работы. Кто‑то пытался создать в своих парламентах аналогичные структуры. В сентябре 2019 г. к нам присоединились коллеги из Государственной Думы, где была образована аналогичная комиссия. А ещё через несколько лет такого рода работа начала проводиться на достаточно системном уровне в парламентских структурах СНГ и ОДКБ. Есть запрос на подобную координацию в парламентах стран БРИКС и ШОС. Всего же, как показывает анализ, к нам на систематическом уровне могут подключиться парламентарии 20–30 государств. В том числе те, с которыми у Совета Федерации существуют действующие рамочные соглашения о сотрудничестве.

Кстати, попытки консолидировать парламентариев мира вокруг данной тематики предпринимались российской стороной и на площадке Межпарламентского союза. Так, в том же 2017 г. – году создания нашей сенаторской комиссии, удалось провести на главной площадке парламентариев со всех континентов Земли отдельную резолюцию, осуждавшую использование незаконного вмешательства в сугубо внутренние дела независимых государств. Позже мы поднимали данные темы и на других авторитетных межпарламентских форумах, включая форматы АТПФ и БРИКС.

Однако теперь, в условиях обострения глобальной турбулентности, пришло время сделать данного рода работу более системной и глубокой. Проведённые нами в 2024 – 2025 годах консультации позволяют выделить несколько направлений такого сотрудничества на двух- и многосторонней основе. Вот лишь некоторые из них:

· Заключение соглашений (протоколов) со странами, политические системы которых предусматривают возможность проведения общенациональных выборов и референдумов с участием международных наблюдателей, о взаимном содействии в направлении на паритетных основах таких наблюдателей друг к другу (это гораздо более прозрачный и честный механизм международного наблюдения, чем тот, что насаждает лукавое БДИПЧ ОБСЕ);

· Организация совместных тематических семинаров и конференций по обмену опытом в сфере защиты национальных суверенитетов от попыток внешнего вмешательства;

· Оказание практической помощи в совершенствовании законодательства в данной сфере (при наличие официальных запросов от партнёров);

· Координация усилий в названной области деятельности на различных международных площадках (не только сугубо парламентских);

· Обмен информацией, необходимой для отражения соответствующих угроз (в том числе в связи с деструктивным использованием IT, технологий «искусственного интеллекта», deep fake и т. п.).

Комиссия Совета Федерации была и остаётся открытой для подобного сотрудничества со всеми ответственными парламентариями. Мы также полагаем важным тесное взаимодействие с конструктивными силами в рамках общественной дипломатии (включая партийную). Запрос на это также есть. А вот искусственное вычленение и обособление каждого из видов такого рода дипломатий, которое создаёт на практике преграды для взаимовыгодного международного сотрудничества, представляется контрпродуктивным.

Автор выражает уверенность, что по мере закономерного роста авторитета России в мире будет укрепляться и наша флагманская роль в укреплении основополагающего принципа невмешательства в суверенные дела государств в глобальном масштабе.