Возможно, кто‑то заметит определённую парадоксальность данного заголовка, поскольку бытует мнение, что суверенитет якобы предполагает некую замкнутость, вплоть до самоизоляции государства, превращения его в подобие ощетинившейся крепости. Между тем понятия суверенитета, суверенного равенства государств и невмешательства в их суверенные дела являются неотъемлемыми элементами международного права, основанного на Уставе ООН. Таким образом, вопросы сотрудничества в данной сфере не только возможны, правомерны, но и необходимы для защиты этих базовых принципов мирного сосуществования государств с различными политическими системами в мире 21 столетия.
Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению попыток вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, созданная по инициативе председателя верхней палаты нашего парламента В.И. Матвиенко и поддержанная главой государства В.В. Путиным, оказалась в июне 2017 г. фактически первой в мире специализированной парламентской структурой такого рода. Именно поэтому к нашей работе в течение всех минувших 8 лет было приковано особое внимание как друзей России, так и её недругов. Тех самых, чья внешняя политика не только предполагала грубое вмешательство в суверенные дела других, но подчас оказывалась главным, ключевым инструментом их агрессивных действий на мировой арене.
Уже в первый год своей деятельности мы начали получать заявки от зарубежных коллег с просьбой поделиться опытом такого рода работы. Кто‑то пытался создать в своих парламентах аналогичные структуры. В сентябре 2019 г. к нам присоединились коллеги из Государственной Думы, где была образована аналогичная комиссия. А ещё через несколько лет такого рода работа начала проводиться на достаточно системном уровне в парламентских структурах СНГ и ОДКБ. Есть запрос на подобную координацию в парламентах стран БРИКС и ШОС. Всего же, как показывает анализ, к нам на систематическом уровне могут подключиться парламентарии 20–30 государств. В том числе те, с которыми у Совета Федерации существуют действующие рамочные соглашения о сотрудничестве.
Кстати, попытки консолидировать парламентариев мира вокруг данной тематики предпринимались российской стороной и на площадке Межпарламентского союза. Так, в том же 2017 г. – году создания нашей сенаторской комиссии, удалось провести на главной площадке парламентариев со всех континентов Земли отдельную резолюцию, осуждавшую использование незаконного вмешательства в сугубо внутренние дела независимых государств. Позже мы поднимали данные темы и на других авторитетных межпарламентских форумах, включая форматы АТПФ и БРИКС.
Однако теперь, в условиях обострения глобальной турбулентности, пришло время сделать данного рода работу более системной и глубокой. Проведённые нами в 2024 – 2025 годах консультации позволяют выделить несколько направлений такого сотрудничества на двух- и многосторонней основе. Вот лишь некоторые из них:
· Заключение соглашений (протоколов) со странами, политические системы которых предусматривают возможность проведения общенациональных выборов и референдумов с участием международных наблюдателей, о взаимном содействии в направлении на паритетных основах таких наблюдателей друг к другу (это гораздо более прозрачный и честный механизм международного наблюдения, чем тот, что насаждает лукавое БДИПЧ ОБСЕ);
· Организация совместных тематических семинаров и конференций по обмену опытом в сфере защиты национальных суверенитетов от попыток внешнего вмешательства;
· Оказание практической помощи в совершенствовании законодательства в данной сфере (при наличие официальных запросов от партнёров);
· Координация усилий в названной области деятельности на различных международных площадках (не только сугубо парламентских);
· Обмен информацией, необходимой для отражения соответствующих угроз (в том числе в связи с деструктивным использованием IT, технологий «искусственного интеллекта», deep fake и т. п.).
Комиссия Совета Федерации была и остаётся открытой для подобного сотрудничества со всеми ответственными парламентариями. Мы также полагаем важным тесное взаимодействие с конструктивными силами в рамках общественной дипломатии (включая партийную). Запрос на это также есть. А вот искусственное вычленение и обособление каждого из видов такого рода дипломатий, которое создаёт на практике преграды для взаимовыгодного международного сотрудничества, представляется контрпродуктивным.
Автор выражает уверенность, что по мере закономерного роста авторитета России в мире будет укрепляться и наша флагманская роль в укреплении основополагающего принципа невмешательства в суверенные дела государств в глобальном масштабе.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться