В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Согласно Федеральному закону об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. Этот закон согласно правовой позиции Конституционного Суда особо выделяет с учетом возрастной специфики несовершеннолетних покупателей и с целью защиты их жизни и здоровья запрещает розничную продажу данным лицам алкогольной продукции. Такое регулирование, как направленное на защиту конституционно значимых ценностей, не выходит за пределы дискреции законодателя и согласуется с предписанием части 3 статьи 55 Конституции РФ, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права в обжалуемом аспекте.
Запрет продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года, фактически может оцениваться как ограничение права отдельной категории лиц на совершение определенного вида гражданско-правовых сделок, то есть ограничение гражданской дееспособности.
Установление запрета на продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года, с одновременным закреплением мер административной и уголовной ответственности для продавца свидетельствует о наличии частно-правовой и публично-правовой составляющей рассматриваемого запрета. В этой связи необходимо рассмотреть данные аспекты запрета.
С точки зрения частно-правового аспекта, как указал Конституционный Суд в своем Постановлении от 27.06.2012 № 15-П исходя из обусловленной Конституцией РФ необходимости закрепления на законодательном уровне гибкого подхода к определению объема дееспособности граждан и предусматривая в числе основных начал гражданского законодательства возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях, ГК РФ устанавливает объем дееспособности несовершеннолетнего в зависимости от достижения им определенного возраста, предусматривает возможность ограничения частичной дееспособности несовершеннолетнего и полной дееспособности совершеннолетнего гражданина, а также возможность признания гражданина недееспособным (Постановление от 27.06.2012 № 15-П).
В редакциях законопроектов, которые ранее вносились в Государственную Думу, предлагалось внести изменения в ст. 21 ГК РФ, согласно которой способность гражданина приобретать своими действиями и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В то же время Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не усматривает необходимость изменения указанной нормы: «в основу решения о редактировании статьи 21 ГК положена изначально ошибочная идея о том, что запрет продажи алкоголя гражданам не моложе определенного возраста является мерой ограничения их гражданской дееспособности». Как следует из заключения Совета основная задача института гражданской дееспособности физических лиц состоит в установлении определенного порядка совершения сделок от имени граждан и в определении последствий нарушения этого порядка. Тем самым обеспечивается стабильность гражданского оборота с участием различных категорий граждан (несовершеннолетних граждан, граждан, страдающих психическими расстройствами и пр.). Для установления особых гражданско-правовых последствий покупки алкогольной продукции лицами, не достигшими 21-летнего возраста, переход права собственности на предмет договора сам по себе для целей проекта безразличен. В данном случае единственной задачей регулирования выступает запрет на отчуждение таких предметов, адресованный продавцу. Такой запрет в отношении определенных лиц является лишь ограничением оборотоспособности такого объекта гражданских прав.
Поэтому рассматриваемые правоотношения регулируются положениями ст. 129 ГК РФ, согласно которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Федеральный закон об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, устанавливая запрет продажи алкоголя определенным лицам, как раз и устанавливает ограничения для оборотоспособности алкогольной продукции.
Таким образом, установление запрета на продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года, не требует внесения изменений в ГК РФ.
Что касается публично-правового аспекта, необходимо отметить следующее: статья 1511 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней. То есть основным объектом указанного преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормального физического развития и нравственного воспитания несовершеннолетних, а в качестве дополнительного объекта может выступать здоровье несовершеннолетнего. Внесение изменений в диспозицию указанной статьи в части возраста потребует включение данной статьи в главу 16 «Преступления против жизни и здоровья».
Часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.
Возможность изменения возраста в диспозиции указанных статей может рассматриваться как ограничение права, установленного статьей 60 Конституции РФ. Ограничение прав человека возможно в соответствии с требованиями ч. 3 ст.55 Конституции РФ только федеральным законом и в целях защиты конституционно значимых ценностей, к числу которых относится здоровье.
В соответствии с неоднократно выраженной Конституционным Судом правовой позицией при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей и вместе с тем не посягают на само существо права и не приводят к утрате его основного содержания.
Исходя из этого основными критериями допустимости ограничения являются:
1) законность (ограничение права осуществляется федеральным законом);
2) необходимость ограничения прав (иными способами, кроме ограничения права, невозможно достичь конституционно значимой цели);
3) пропорциональность, соразмерность (право должно быть ограничено в минимально возможном объеме, который необходим для достижения конституционно значимой цели).
Критерий необходимости применительно к запрету продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года, означает преследование конституционно значимой цели, которой является охрана здоровья граждан. Пропорциональность (соразмерность) ограничения в рассматриваемом случае соблюдается, так как действие запрета для каждого конкретного гражданина ограничено во времени — до достижения возраста 21 года.
Запрет не нарушает принцип равенства, не дискриминирует отдельную категорию граждан, так как категория выделена по возрасту, соответственно, к этой категории ограниченное количество времени относится каждый гражданин.
С учетом изложенного, положения о запрете на продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года, не противоречат Конституции РФ. При этом в законопроекте должны быть учтены вышеуказанные требования, а пояснительная записка содержать достаточные основания для его принятия. Это обусловлено обоснованными замечаниями Верховного Суда, согласно которым «криминализация деяний уместна при условии их общественной опасности, когда иные, не уголовно-правовые, средства государственного реагирования оказались исчерпанными или неэффективными. При этом концепция законопроекта, направленного на установление уголовной ответственности, должна быть изложена в пояснительной записке и подтверждена исследованиями и данными, свидетельствующими о распространенности этих правонарушений, о степени (объеме) нарушений и их последствий, о мерах государственного принуждения, способных восстановить социальную справедливость и предупредить совершение новых правонарушений».
Комментарии
6
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться