Блоги сенаторов

Все записи блога Тулохонов Арнольд Кириллович Тулохонов
Арнольд Кириллович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия

Гектар земли

По поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось первое заседание рабочей группы по анализу замечаний и предложений, высказанных при обсуждении федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе обсуждения большинство участников, за исключением представителей Министерства по развитию Дальнего Востока, высказались критически по отношению к принятому закону. Сенатор Н.И.Рыжков предложил не распространять выделение земель на территории лесного фонда.

При дальнейшей корректировке этого закона необходимо, прежде всего, сформулировать его цель, ибо бесплатная раздача земли, да еще в упрощенном варианте, не может быть его целью, как это утверждают авторы закона.

Как вариант предлагается определить целью закона «привлечение трудовых ресурсов и повышение эффективности использования земельных ресурсов для ускоренного социально-экономического развития дальневосточных территорий». Однако, по своей сути, эти две задачи принципиально отличаются по механизму реализации.

Привлечение трудовых ресурсов, как правило, предусматривает выделение земли для жилищного строительства вблизи промышленных объектов и крупных населенных пунктов. Развитие сельского хозяйства и рекреации требует использования земельных ресурсов вблизи водных объектов и лесов. В том и другом случае необходимо создание нужной инфраструктуры (дороги, связь, электричество, соцкультбыт и др.)

По мнению авторов закона, основная информация о возможности предоставления земельных участков должна быть обеспечена информационной системой (статья 3). Вероятно, авторы закона не подозревают, что даже примитивная кадастровая оценка сельскохозяйственных дальневосточных земель обеспечена менее чем на 10%, а лесоустройство не проводилось последние 20–30 лет, даже пригородные земли нуждаются в качественной геодезической съемке каждые 3–5 лет.

Следует отметить, что в России имеется 389 млн.га земли сельхозназначения, в том числе, на балансе находится только 196 млн.га, из которых пашня составляет 115 млн.га а почти 40 млн. га из этой площади не используется. Таким образом, мы видим, что в России избыток земельных ресурсов имеет место в более обжитых местах.

В статье 8 в пункте 1 упоминается, что «земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей». Между тем, в Земельном и Градостроительном кодексе существуют ограничения, определяемые понятием сервитута и видов хозяйственной деятельности, осуществляемых на соседних участках.

В той же статье пункте 16 приведенный текст не имеет смысловой нагрузки «Гражданин, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование, не вправе распоряжаться таким земельным участком или правом безвозмездного пользования».

Далее, в пункте 17 отмечается «использование лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных в безвозмездное пользование, осуществляется на основании проекта освоения лесов». Возникает вопрос: «Кто и за какие средства будет выполняться этот проект?». Кроме того, проект освоения лесов составляется только в целях многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов.

Пункт 21 в нарушение статьи 99 «Земельного кодекса» при земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ на земельных участках, переданных гражданам в безвозмездное пользование, исключает проведение историко-культурной экспертизы.

В отличие от «Земельного кодекса» в данном законе нет требований к соблюдению стандарта качества земель, указаний на права и обязанности землевладельцев, оснований на прекращение и ограничение прав на землю, на возмещение убытков на порчу земель, ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель, возможность их конфискации.

Данный закон не корреспондирует с Водным кодексом, где в водоохранных зонах ограничивается хозяйственная деятельность и, соответственно, такие территории не могут передаваться в безвозмездное пользование, а тем более в собственность.