Проблему разоружения, в какой‑то мере пересекающуюся с темой «круглого стола» по идеологии терроризма, обсудим практически сразу после него, 27 мая, в ходе парламентских слушаний по проблемам соблюдения международных соглашений в области разоружения и перспективам развития международного сотрудничества в этой сфере. Помимо специалистов из профильных министерств, пригласили к участию ведущих представителей экспертного сообщества.
В ходе своих многочисленных выступлений и встреч на различных, в том числе, зарубежных площадках, не устаю повторять о не просто сохраняющейся, но об опасно нарастающей проблеме распространения оружия массового поражения, которая может приобрести совершенно новое измерение, если это оружие попадет в руки террористов, и станет средством шантажа или, не дай Бог, будет применено. Как смогут реагировать на это международное сообщество и отдельные страны? Готовы ли мы к консолидированной реакции, к объединению усилий различных государств и преодолению разногласий между ними?
Фактологические данные идут дальше моих опасений. Так, в конце февраля марокканские власти заявили о том, что пресекли попытку масштабного теракта с применением высокотоксичных веществ. В начале мая полиция Кении заявила о пресечении подготовки на территории страны террористического акта боевиками ИГИЛ, планировавшими использовать биологическое оружие… Таким образом, речь идет о системном явлении, уже вышедшем за пределы очевидных «горячих точек», Сирии и Ирака, и имеющем явный потенциал распространения дальше, в том числе на север, в Европу.
Сегодня ни одна страна не имеет противотеррористического иммунитета. На этом фоне пассивность партнеров России по выработке международных правовых норм в сфере контроля над вооружениями, очевидно нуждающихся в совершенствовании, в адаптации к новой усугубившейся реальности, вызывает не только глубокое сожаление, но и нарастающую тревогу. Мы теряем время, в отличие от террористов, которые его активно используют.
Как отмечал в одной из недавних публикаций на сайте Совета Федерации, еще больше усиливает беспокойство ситуация с существующей системой договоров и режимов по ядерному оружию, вступившая, по многочисленным экспертным оценкам, в стадию острого кризиса.
Ситуация явно требует внимательного анализа и оперативных выводов по поводу возможных дальнейших шагов. В ходе парламентских слушаний планируем развернуть дискуссию вокруг конкретных инициатив России (сталкивающихся с порой искусственными, а не естественными препятствиями на международной арене) и других государств по преодолению застоя в этой чрезвычайно важной сфере. Затронем также вопросы законодательного обеспечения и роли парламентской дипломатии в этом процессе.
По итогам парламентских слушаний предполагаем подготовить рекомендации органам госвласти по последовательному сопровождению процесса контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, а также по продвижению инициатив России в целях укрепления национальной и международной безопасности.
А уже 10 июня продолжим этот разговор со специалистами, но уже на совместном закрытом заседании комитетов Совета Федерации по международным делам и по обороне.