Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Новые «философические письма», или То, что Кудрин прописал бы — 2

7 июня – день рождения Петра Яковлевича Чаадаева, создателя знаменитых «Философических писем» и продолжателя богатейших традиций эпистолярного жанра, берущего начало в эпоху Античности. Памятная дата привела автора этих строк к мысли о создании цикла публикаций в блоге, своего рода писем-размышлений о современных насущных проблемах и путях их решения. Внезапно подумалось, что началом можно считать пост «То, что Кудрин прописал бы».

«В истории русского государственного хозяйства государственные имущества вообще и земли в особенности играли весьма важную роль», — писал в начале XX века известный русский правовед Сергей Иванович Иловайский. Глядя на нынешнюю ситуацию в управлении госимуществом, с уважаемым ученым трудно согласиться. И вот почему.

Сегодня в российском государстве немало земельных участков и объектов попросту не зарегистрированы, что создает условия для их неэффективного и бесхозного использования, а нередко и незаконного отчуждения. Бюджетные учреждения, ссылаясь на отсутствие денег, с регистрацией не торопятся. Правительству необходимо установить жесткий государственный, можно даже, план, если не нравится – график регистрации всего государственного (муниципального) имущества, чтобы в течение одного-двух лет завершить эту работу, поставить объекты на кадастровый учет. Пусть для этого даже потребуются дополнительные бюджетные средства. Эти расходы окупятся сторицей.

Назрела необходимость и в срочном проведении сплошной инвентаризации государственного (муниципального) имущества в натуральном и денежном выражениях. Пришло время определить, что есть в наличии, что особенно важно для государственных (муниципальных) нужд. Ненужные объекты можно было бы включить в план разгосударствления или сдать в аренду по символической плате малому и среднему бизнесу.

Как показала практика, сокращение расходов на содержание бюджетных учреждений на какие‑то 5–10 % — это всего лишь паллиатив, не решающий проблему. Минфину и другим отраслевым министерствам стоит не ограничиться составлением базового перечня государственных услуг, а настойчиво добиваться практической реструктуризации бюджетной сети в стране.

Кстати, из‑за крайне неэффективного использования бюджетных средств многие государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (да и государственные унитарные предприятия) уже превратились в кормушку для работников, в удобный способ решения вопросов занятости…для близких и знакомых. Несмотря на нехватку средств, государственные (муниципальные) учреждения и предприятия массово увлекаются приобретением служебных автомобилей. Никто эти расходы и использование машин не контролирует. А они давно стали средством личного пользования не только для руководителей, но еще и сотрудников, и их родственников. Надо не просто установить лимиты на количество служебных автомобилей в бюджетных учреждениях, в государственных органах власти и в подведомственных им территориальных органах, а главное – сократить количество машин на 60–70%, что позволит значительно сэкономить государственные средства для выполнения общественных услуг для граждан. Эффект будет намного выше, чем предложение «пересадить чиновников на «Волги».

Требует кардинального пересмотра и отношение к государственным корпорациям (компаниям), компаниям с государственным участием. Это касается и производственного, и банковского секторов. Надо прекратить их «кормление» государственными ресурсами и предоставление разных преференций, несмотря на серьезное ослабление зависимости компаний от экономических результатов их деятельности.

 Полагаю, что стоит установить должный государственный контроль за расходованием средств, осуществлять все денежные потоки через лицевые счета в Федеральном казначействе, рассматривать и утверждать их инвестиционные проекты в формате федеральных адресных инвестиционных программ.

С учетом опыта других стран представляется необходимым ввести более жесткое регулирование оплаты труда топ-менеджеров и другого персонала, прекратив выплату чрезмерно высоких зарплат и бонусов. Не секрет, что нередко суммарный объем годового дохода руководителя и топ-менеджеров госкомпаний достигает объемов финансирования целого ряда мероприятий государственных программ для всей страны! Осуществлять расходы на административные расходы и денежное содержание персонала таких компаний целесообразно по смете, утверждаемой Правительством России.

Продолжение следует…